Главная / Практика / Приемы: Зональные линзы

Приемы: Зональные линзы

Что такое зональные линзы?

Зональная линза (split-focus diopter lens) — это оптическая насадка в виде половины линзы, позволяющая создавать две точки фокусировки в одном кадре — одновременно на объектах переднего и заднего плана. Насадка перекрывает половину объектива (обычно по вертикали, реже — по горизонтали), укорачивая его фокусное расстояние, и тем самым создает в своей половине вторую точку фокусировки.

Распространение зональные линзы получили в 1960-е годы. С популяризацией широкоэкранного формата и анаморфотной оптики оказалось, что анаморфотным объективам не хватает глубины резкости. Одни из способов решить эту проблему как раз и стали зональные линзы. Постепенно спектр художественных задач зональных линз увеличился, и они стали творческим инструментом многих режиссеров и операторов. Среди кинематографистов, которые особенно часто используют эту технику, можно выделить Брайана Де Пальму, Квентина Тарантино, Джима Джармуша, Стивена Спилберга и Джона Карпентера.

Для чего нужны зональные линзы?

Посмотрим, каких эффектов позволяют добиться зональные линзы.

Фокус. Первостепенная задача зональных линз — поместить в фокус объекты, находящиеся на разных планах. Если эту задачу по техническим или художественным причинам нельзя решить глубокофокусной съемкой, двойной экспозицией или полиэкраном, обращаются к зональным линзам.

Конфликт. Зональные линзы можно использовать для выражения драматического напряжения, создания визуального конфликта. Например, если от одного героя исходит угроза другому и они оба нужны в кадре, но при этом физически находятся слишком далеко друг от друга.

Коммуникация. Зональные линзы чаще всего используются в диалоговых сценах. Причем за счет естественного эффекта разделения кадра на два плана они позволяют выразить тему нарушенной коммуникации между героями, например, если между ними произошел конфликт.

Деталь. Зональные линзы позволяют сделать акцент на значимой детали, выявить важность некого объекта для героя или сюжета.

Дискомфорт. Как правило, использование зональных линз предполагает специфическое построение композиции, когда один объект находится в одной половине кадра на крупном плане, а другой — во второй половине на среднем или общем плане. Такая композиция сама по себе создает ощущение беспокойства и дискомфорта. Но еще больше это чувство усиливается из-за естественной особенности использования зональных линз — размытия фона со стороны ближнего объекта.

Субъективное видение. Также размытие, сопутствующее использованию зональных линз, используется как способ отражения субъективного видения героя, например, его нестабильного эмоционального состояния.

Атмосфера. Надо сказать, что зональные линзы в принципе делают изображение странным, нереалистичным, поэтому их часто используют в фильмах, где действие заведомо отличается условностью.

Принудительная перспектива. Зональные линзы могут помочь в ситуации, когда в кадре необходимо изменить естественные пропорции объектов, то есть создать иллюзию размеров и мест расположения объектов, отличных от действительности.

Что нужно учитывать при работе с зональными линзами?

Размытие. Поскольку при использовании зональных линз в кадре возникает две точки фокуса на разных планах, у объекта на переднем плане размывается фон. Размытие особенно заметно посередине кадра, в месте среза зональной линзы. Чтобы сгладить этот дефект, со стороны крупного плана часто избегают фона, а посередине кадра размещают какой-либо горизонтальный объект, или же создают однородный для всего кадра фон (лучше — темный). Впрочем, как уже говорилось, иногда размытие наоборот подчеркивают, чтобы сообщить сцене определенное настроение.

Статика. Движение камеры, будь то плавное панорамирование, дрожание при съемке с рук или перемещение объекта в кадре, раскрывает технологию и ведет к браку. Поэтому зональные линзы используются только в статичных кадрах, в которых актеры сильно ограничены в движении.

Еще по теме

Приемы: Драматургия сериала
Основное отличие сериального формата рассказа истории от классического игрового фильма...
Как подготовить мастер-трек для кинотеатров?
На небольших проектах звукорежиссеры обычно сдают свою работу в виде...
20 режиссерских советов Спайка Джонса
1 Начинайте любое дело со слов: «А будет круто, если...
фильмы похожие на Голодные игры
12 фильмов и сериалов, похожих на «Голодные игры»
Люди, оказавшиеся в безвыходной ситуации, они вынуждены бороться за выживание...
хранители 2009 отзывы
Отзывы о супергеройском фильме “Хранители” (2009)
В 2009 году фильмы о супергероях воспринимались зрителями настороженно. Многие...
Еда в кино: как подать блюдо в кадре
Еда как неотъемлемая часть повседневной жизни (не только в праздничные...
Как обновляли «Звездный путь» в «Дискавери»
В одном из недавних выпусков программы After Trek главный дизайнер существ Невилл...
«Работайте с режиссерами с хорошим воображением»: тезисы мастер-класса Сергея Мокрицкого
Режиссер должен быть с воображением Когда Михалков набирал режиссеров на...