Как выбрать план для съемки диалога
Разговор
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2»
Тем не менее, даже если вы снимаете диалог стандартно, у вас есть выбор между двумя планами. Вы можете выбрать «чистый» план, где в кадре присутствует только актер, или же «грязный», в котором его покажут через плечо собеседника. Вы также можете включить в кадр только самый край плеча (на «грязном» плане могут быть любые объекты, которые даже слегка загораживают основную композицию).
Хотя оба плана доносят до зрителя одинаковую информацию, у каждого из них свои характеристики и особенности. Разберем некоторые из них.
Через плечо
Начиная сцену с плана «через плечо», можно задать направление и плоскость взгляда персонажей. Это не всегда понятно из общих планов, особенно когда в кадре целая группа людей.
Кадр из сериала «Ривердэйл»
В качестве примера возьмем сериал «Ривердэйл». Перед нами довольно стандартная сцена, в которой старшеклассники обсуждают обстоятельства случившегося недавно убийства. Это групповой диалог между пятью персонажами. В этой ситуации план через плечо показывает, кто с кем разговаривает, поскольку беседа может стать довольно запутанной. Мы видим роль каждого персонажа в диалоге с помощью планов «через плечо».
Позже, в самый разгар сцены, сериал переходит на «чистые» планы, а камера становится ближе к персонажам. К сожалению, мы уже точно не знаем, с кем конкретно сейчас разговаривает Арчи.
В этом кадре он разговаривает с Джагхедом.
Кадр из сериала «Ривердэйл»
В этом — с Бетти.
Кадр из сериала «Ривердэйл»
Арчи лишь немного поворачивает голову, намекая, к кому он обращается. Здесь бы гораздо лучше сработал план «через плечо», поскольку так язык камеры стал бы более понятен. Авторы позже использовали несколько «грязных» планов, уточняя, с кем разговаривает главный герой.
Кадр из сериала «Ривердэйл»
Без этого сцену стало бы сложнее воспринимать.
В начале легендарного диалога Аля Пачино с Робертом Де Ниро из фильма «Схватка» мы видим средний план «через плечо». Благодаря этому фильм доносит до нас часть экспозиции и двигает сюжет вперед. В данный момент нам как зрителям не нужно быть ближе к героям. По мере того, как разговор становится все более личным, а персонажи начинают обсуждать свою семейную жизнь, жену и любовницу, камера начинает приближаться, сохраняя при этом композицию «через плечо». Опять же, пока нам не нужно сокращать это расстояние. Это простая беседа между «совершенно обычными людьми», как выразился лейтенант Винсент Ханна. Это сюжетная беседа.
Однако она становиться гораздо мрачнее, когда Ханна говорит Макколи (Де Ниро), что он убьет его, если на кону будет жизнь ни в чем не повинного человека. В этот момент камера оказывается впереди Ханны и показывает Макколи «чисто». Последний продолжает диалог, говоря, что при необходимости убьет Ханну. Ответ этот звучит еще более угрожающе, ведь он должен запугать не только собеседника, но и зрителя. В этот момент в центре повествования сам персонаж, и камера дает нам это прочувствовать, заметно приближаясь к нему. Скорее всего, наша реакция была бы совсем другой, если бы нам пришлось наблюдать за этим через плечо Ханны.
Другие советы
План «через плечо» достаточно прямолинеен. Вы располагаете камеру позади второго актера и включаете его плечо и голову в кадр. Тем не менее существует несколько правил. Вам не обязательно им следовать, но они помогут сделать фильм лучше.
Кадр из фильма «Схватка»
Первое — камера должна быть на уровне взгляда актера. Помните, что зритель как наблюдатель расположен где-то поверх чьего-то плеча. Если ракурс слишком высокий или низкий, это «вырывает» его из повествования.
Второе — избегайте ракурсов, в которые будет попадать нос актера, сидящего к нам спиной. Он может привлекать к себе излишнее внимание и чаще всего показывает, что камера находится слишком далеко.
«Чистые» планы
Именно на «чистых» планах должны быть видны эмоции и реакция персонажа на произошедшие события. Однако не менее важно здесь фокусное расстояние. Если вы снимете эмоции героя на 120-миллиметровый объектив, вы отдалитесь от своего высказывания. В одном из своих интервью оператор Роджер Дикинс говорит: «Когда нужно передать ощущение, что камера находится близко, я снимаю как будто бы из личного пространства героя… Рождается чувство сопричастности… психологиески — это совсем другой эффект».
Следовательно, важно помнить, что «чистый» план требует близко расположенной камеры.
Переход на «чистый» план
Часто режиссеры и операторы переходят на «чистый» план движением камеры. Это смотрится естественнее, чем монтажная склейка с крупным планом, особенно если вы пытаетесь передать определенную эмоцию. Посмотрите сцену из «Амистада» Стивена Спилберга и представьте, насколько сильно бы повлияло на ее восприятие решение не переходить в личное пространство. Она бы очень сильно изменилась, если бы мы смотрели через плечо Джона Куинси Адамса.
Конечно, эти правила — не аксиома. Но чаще всего им стоит следовать, чтобы ваш киноязык оставался ясным и точным.
Источник: premiumbeat.com