Главная / Практика / Правила макетной съемки: транспорт

Правила макетной съемки: транспорт

Мы уже рассмотрели миниатюрные пейзажи как инструмент создания экранной реальности, но не менее часто в кино требуется и миниатюрный транспорт. Он не только «наследует» все правила съемки, относящиеся к пейзажным макетам, но и имеет свои собственные особенности.

Но давайте сначала посмотрим на ранние примеры макетной съемки. Точно так же, как и в случае с пейзажами, кинематографисты не сразу научились «обманывать» камеру. Поначалу, откровенно говоря, получалось не очень.

Кстати, столкновения поездов всегда старались делать либо в полном размере, либо на совсем маленьких моделях, заранее смирившись с грядущей неудачей.

Вот еще один пример — первый фильм о крушении «Титаника», снятый в 1912 году, что называется, по горячим следам, буквально несколько месяцев спустя после катастрофы. Картина получила название «Ночью во льдах».

Столкновение корабля с айсбергом происходит на 22:46

Почему же макеты выглядят так халтурно?

А потому, что помимо соблюдения всех основных особенностей съемки, которые мы разобрали в первой статье о моделях, нужно соблюсти еще как минимум одну особенность: вес. Соотношение «размер — вес» очень важно для кино. Едущий автомобиль должен соответствующим образом «отрабатывать» рельеф поверхности. Сделать это он сможет, только если вес модели будет пропорционален ее размеру.

Например, если оригинальный автомобиль длиной 4,8 метра весит около 1000 кг, то его модель в масштабе 1:16 должна будет весить примерно 68 кг при длине всего в 30 см. Но вы вряд ли сможете добиться этого веса от модели такого размера. Проще сделать ее метр длиной и весом 220 кг. В нее уже можно добавить балласт — например, металлические слитки. Если веса будет чуть-чуть не хватать, это можно будет откорректировать, ускорив съемку до 60 кадров в секунду.

Именно поэтому поезда в миниатюре делать довольно сложно — это очень тяжелые конструкции, которые должны соответствующим образом взаимодействовать с другими объектами при столкновении.

Подрыв состава в фильме «Лоуренс Аравийский» сделан в полном размере

Почти всегда можно недорого купить старый, отъездивший свое состав и пустить его под откос. Именно так, например, снимали крушение в фильме «Беглец» (правда, на общих планах движущегося по рельсам поезда это все-таки была миниатюра, хотя авторы это не афишируют).

Часто для съемок одну и ту же модель  делают в разных масштабах. Здесь модель танка построена в масштабе 1:3, чтобы ее можно было использовать с огнем, который не масштабируется. В то же время общий план сцены создан в меньшем масштабе.

Автомобили с обрыва бросают тоже в полном масштабе, поскольку модель почти никогда не даст нужных деталей и абсолютной убедительности при разрушении в процессе падения. Кстати, чаще всего сами разрушения  спланированы заранее и театрально поставлены специалистами по спецэффектам. Не думайте, что при реальном падении у автомашины так зрелищно оторвется дверца или отскочит колесо — все это нужно «запрограммировать» заранее.

Погоню в тоннеле из «Темного рыцаря» специалисты студии New Deal Studios почти полностью сняли при помощи миниатюр. Сегодня эта студия чуть ли не единственная в мире делает модели для кино и постоянно сотрудничает с Кристофером Ноланом. Их работу можно увидеть в фильмах «Начало» и «Интерстеллар».

Но вернемся к теории. Если участвующая в столкновении модель будет не того веса, она нереалистично отскочит от другого объекта почти без разрушений. А нам на экране нужно сымитировать инерцию, с которой автомобиль или другой вид транспорта будет взаимодействовать с окружением в данной ситуации. Поэтому часто модели транспорта строят довольно большими. К примеру, масштаб поезда для фильма «Назад в будущее 3» — 1:4, а его «нос» состоит из мягкого металла, который может согнуться в момент столкновения с землей. На создание поезда ушло два месяца. Локомотив достигал длины 4 метров и весил полтонны. Его сделали из гальванизированной стали, металла, дерева и эпоксидной смолы, а перед падением подпилили, чтобы при столкновении с землей паровоз стопроцентно сломался. Падение снимали шестью высокоскоростными камерами. Было снято два дубля.

Создание крушения поезда для фильма «Хранитель времени» в студии New Deal Studios

На воде и под водой

Одним из самых сложных видов транспорта для модельной съемки считается водный. Напомним, что вода не масштабируется, так что любая волна выдаст размер модели. Поэтому корабли часто делают даже в большем масштабе, чем миниатюрные автомобили.Например, баржа Клеопатры в фильме 1934 года была миниатюрой только если говорить о ней в относительных размерах. На деле же она превышала в размерах обычную лодку. Ее построили по историческим запискам того времени в масштабе 1:10. Длина модели составляла 3,5 метра, а весила она несколько тонн. Все ее 300 весел были моторизированы, а вот след на воде и брызги от них создавали с помощью сжатого воздуха, поступавшего под водой по трубкам.

Для воссоздания «фактуры» волн моря в съемочном бассейне требуется два «слоя». Крупная базовая волна идет от большой волномашины, причем создавать ее нужно нерегулярно, чтобы море не казалось слишком упорядоченным и нереалистичным.  Мелкие волны поверх базовой волны получают с помощью ветродуев. При этом нужно убедиться, что они «покрывают» всю площадь воды, иначе где-нибудь обязательно окажется «проплешина», которая разрушит иллюзию. Для создания белых барашков пены поверх волн в бассейн добавляли моющие средства, но здесь нужно быть осторожным: слишком много шампуня или стирального порошка создаст чересчур крупную пену.

Еще один пример: для фильма «Тора! Тора! Тора!», на съемках которого в миниатюре воссоздали катастрофу Перл-Харбора, было построено 19 японских судов и 10 американских, плюс несколько американских кораблей, стоящих у побережья. На создание миниатюр потратили 1 250 000 долларов. Американские суда строили в масштабе 1:16, потому что их предстояло взрывать. Средняя длина модели достигала 12 метров. Опять же, если использовать воздушные пушки при взрывах в воде, капли выдадут размер модели, поэтому на воду клали взрывчатку, которая поднимала в воздух гипсовый порошок.

Отто Преминджер для фильма «Идти в опасности» построил несколько моделей длиной от 10 до 16 метров и снимал их в настоящем озере, а не в съемочном бассейне. Так он добился реалистичности в изображении морского боя.

С интересной проблемой столкнулись кинематографисты на съемках ленты «Хозяин морей: На краю земли». Им предстояло воссоздать парусное судно «Сюрприз» в миниатюре. Модель корабля достигала 7,6 метра в длину, но главная сложность заключалась в парусе, который должен был создавать иллюзию полноразмерного. Обычный холст не подходил, так как был слишком грубым и его невозможно было сложить как надо.

Студия WETA Workshop нашла умельцев в Гонконге, которые соткали для них ткань нужной фактуры и с нужным количеством вискозы. Так получилась тонкая и мягкая материя, напоминающая по фактуре грубый холст. Морские волны для этой модели создавали с помощью распыленной воды и пара. Модель парусника была установлена на двигающейся конструкции в сухом павильоне, а морскую воду потом добавили в кадры с помощью инструментов композитинга.

Кстати, для съемки морских боев корабли в съемочном бассейне двигают с помощью подводных тросов и лебедок.

Подводные лодки представляют не меньшие сложности. Здесь проблема с масштабированием воды как бы вывернута наизнанку, и размеры выдают пузырьки воздуха, которые постоянно отрываются от модели.

Для фильма Джеймса Кэмерона «Бездна» предстояло снять крушение подводной лодки. После нескольких тестов было решено заполнить лодку… пивом. Смешиваясь с водой, хмельной напиток давал пену, напоминающую мелкие пузырьки, более-менее соответствующие размеру модели.

Поэтому зачастую подводные лодки снимают в сухом павильоне, воссоздавая иллюзию подводной среды с помощью дыма и освещения и подвешивая модель на специальных ригах, позволяющих имитировать движение лодки в толще воды. Именно так снимали, например, «Погоню за «Красным октябрем».

Авиакосмический транспорт

У воздушного транспорта также есть свои особенности. Здесь сложность составляет подвесная система, на которой требуется закрепить модель, чтобы она не качалась и не делала других движений, которых самолет в полете делать не может. При этом сами тросы должны быть невидимы для камеры: эту роль в большинстве случаев исполняли струны для пианино. При необходимости их можно было выкрасить в цвет фона или «спрятать», раскрасив пятнами.

Часто вместо того, чтобы двигать саму модель, под ней двигали изображение фона. Одним из первых такую систему использовал Жорж Мельес в фильме «Покорение Северного полюса».

Если же камера снимала модель в профиль и не видела землю при съемке, самолет обдували дымом для создания иллюзии движения через облака.

Долгое время в кино использовали систему подвеса самолетов, придуманную братьями Лайдекерами. Она так и называлась — «риг Лайдекеров». Теодор и Говард Лайдекеры большую часть своей карьеры работали на студии Republic Pictures, занимавшейся дешевыми сериалами, и делали эффекты в буквальном смысле за копейки. Они догадались пропустить тросы сквозь модель самолета — через крылья, что позволило обходиться всего двумя тросами, но при этом создавать иллюзию легкого скольжения модели по воздуху.

Видеоколлаж с полетами моделей на риге Лайдекеров

На съемках картины Стивена Спилберга «1941» риг Лайдекеров дополнительно модернизировали так, чтобы позволить самолету вращаться вокруг своей оси, одновременно с изменением высоты полета. Супервайзер спецэффектов А. Д. Флауерс получил за свое изобретение «технический» «Оскар».

Те же проблемы наследовал и космический транспорт. Но здесь еще и требуется передать отсутствие гравитации, например, во время взрыва.  Чтобы  создать иллюзию космического пространства, взрываемую модель подвешивают над камерой и снимают снизу вверх. Так все падающие обломки разлетаются на одинаковое расстояние от эпицентра — одновременно в стороны и вниз, на камеру. Именно так снимали космические взрывы для «Звездных войн» и сериала «Звездный путь».

Кстати, именно на «Звездных войнах» впервые создали систему контроля движения камерой Dykstraflex, что позволило «облетать» камерой воздушные бои. До 1977 года изменять ракурс съемки спецэффектных сцен не умели. Но Джордж Лукас поставил перед специалистами ILM задачу снять космические бои так, будто камера летит рядом на другом звездолете и снимает их «в реальном времени».

Надо отметить, что вообще все экшн-сцены в докомпьютерную эру снимали на макетах: это было дешевле, проще, безопаснее, а некоторые вещи вообще невозможно снять в реальности: скажем, как вы снимете бой двух истребителей?

Сегодня бОльшую часть подобных кадров все-таки делают с помощью компьютерной графики. Это решает множество проблем с масштабированием, например, воды и взрывов (хотя сами взрывы часто подснимают, но в данном случае уже нет необходимости взрывать именно модель данного судна — можно снять что угодно и не беспокоиться о масштабе, все равно на комопозитинге берутся только подходящие по виду элементы). Но и сейчас модели из кинопроизводства до конца не исчезают. Например, Кристофер Нолан на съемках фильма «Дюнкерк» использовал крупные миниатюры самолетов для съемки воздушного боя.