Главная / Практика / 10 шагов к созданию интернет-сериала: от идеи до международного релиза

10 шагов к созданию интернет-сериала: от идеи до международного релиза

01. Идея

Маргарита Михайлова: Сахаровский центр хотел придумать некую интересную форму, в которой можно было бы говорить о правах человека с широкой аудиторией, прежде всего — с молодыми людьми. Возникла мысль о веб-сериале, в котором бы эта тема раскрывалась незаметно, присутствовала бы там как продакт-плейсмент. Идеи реализации были разные: начиная от сюжета кораблекрушения и заканчивая апокалипсисом. Во всех случаях причинами бедствий было несоблюдение прав человека. Месяца четыре мы выносили друг другу мозг, пытаясь придумать какую-то драматургию. В какой-то момент возникла довольно простая форма — форма уроков в классе. Идея поначалу никому не понравилась, но в итоге мы пришли к выводу, что она подходит лучше всего. Из этого получалась концепция игры с телевизоннной формой, где мы создаем нечто вроде футуристической «Улицы Сезам» на тему прав человека.

02. Сценарий

Маргарита Михайлова: Прежде чем сесть за сценарий, мы записали круглый стол с правозащитниками о том, как говорить на эту тему. Его расшифровка стала основой сценария. Как это часто бывает, сначала сценарий бросились писать все, но потом работать над ним осталась я одна. Мой вариант оказался слишком масштабным. К тому же появились пожелания директора Сахаровского центра Сергея Лукашевского. Он хотел, чтобы в сериале буквально проговаривались некоторые определения и пункты из истории прав человека. Лукашевский записал нам восемь лекций, на основе которых необходимо было написать сценарий.

Честно говоря, когда я увидела первую лекцию, я подумала, что с этим невозможно сделать ничего. Но поскольку уже нужно было снимать, мы нашли решение: взяли текст лекций, разложили его на несколько голосов и стали делать нечто вроде литературно-музыкальной композиции, где часть проговаривается героями, а часть пишется на экране. Так стало получаться нечто среднее между видеоклипом и телепередачей, вариация телевизионного формата, где чередуется «говорящая голова» и картинка. Поскольку сценарий я составляла сама, а текст там правда очень сложный, мне было легко контролировать его на площадке. Кроме того, со мной всегда была редактор Алиса Иваницкая, которая проверяла соответствие речи актера тексту сценария.

03. Контакт с аудиторией

Злата Понировская: Поскольку нам всем за тридцать и мы редко общаемся с людьми шестнадцати-двадцати лет, мы пытались понять, как вообще подростки думают о правах человека и как с ними говорить на эту тему. Для этого мы взяли интервью у некоторых из них интервью. Оказалось, что они, конечно, думают о правах, о свободе, о независимости, о правозащитниках, о диссидентском движении, но когда их просишь, скажем, привести конкретные примеры нарушения прав человека, они сказать ничего не могут. Они не знают ничего про беженцев, про права женщин. То есть у них скорее какие-то абстрактные представления на эту тему. Поэтому мы решили, что нужно уйти от формата лекций и привязать вопросы прав человека к действительности, объяснить, кто такой правозащитник и чем он занимается. В результате формат у нас получился, возможно, несколько детский, где все объясняется на пальцах.

04. Бюджет

Злата Понировская: Ограничения, которые у нас были, касались бюджета и, соответственно, времени. Так получилось, что бюджета было слишком много, чтобы просто снять лекции, но слишком мало, чтобы сделать фильм. Но именно эта странная сумма позволила нам оригинально подойти к формату, сценарию и всем идеям.

Маргарита Михайлова: Грубо говоря, если у тебя нормальное количество смен, ты можешь дольше работать с актерами, искать лучше локации. А когда твой ресурс ограничен, приходится выкручиваться. В наших условиях нам нужен был четкий сценарий и универсальная локация, в которой мы бы могли сыграть все. Поэтому, кстати, почти все у нас снято на хромакее. Мы хотели сделать достойный и интересный проект, а в условиях ограниченного бюджета сделать это можно было, опираясь на хороший текст и хороших актеров. По сути, больше ни на что средств не было. Вообще мы убеждены, что сегодня можно хорошо снимать с ограниченным бюджетом. При этом, конечно, необходимо понимать, что будут очень сильные ограничения по времени, оборудованию, да и всему остальному.

05. Команда

Маргарита Михайлова: Денег у нас было мало, но я всегда за красивое изображение. Поэтому я предложила поработать своим друзьям, которым доверяю. Художником была Виолетта Горина — она отвечала за грим и костюм: ей удалось за короткий срок найти очень классные вещи. Оператором был Федя Герлейн. Поскольку мы снимали на хромакее, его основная задача была красиво снять лица и сделать свет, который хорошо откеится. По сути, никаких других изысков — на них не было денег, а интересные решения мы старались искать другими средствами, прежде всего, хромакеем. Еще, кстати, снимать мы решили в 4K. Это добавляет сложностей, но изображение получается лучше.

06. Кастинг

Маргарита Михайлова: Первое, что я услышала в Сахаровском центре — что в России сформирован негативный образ правозащитников. У нас в стране многие воспринимают их как каких-то фриков, городских сумасшедших, которые требуют непонятно чего. Наши актеры должны были это представление переломить, создать образ живых людей.

Кастинг-директора у нас не было. Поиском актеров занималась я и мои друзья. Мы просто взяли известные нам контакты актеров и начали им звонить и писать. Все отказывались до тех пор, пока мы не получили согласие Юлии Ауг, с которой и сняли первую серию. Потом согласилась Наталья Румянцева из Центра Мейерхольда, она позвала Валентина Самохина, а дальше актеры приходили уже сами.

07. Работа с детьми

Маргарита Михайлова: Поскольку времени у нас было мало, а текст сценария сложный, хотелось взять детей, которые были бы не детьми. То есть нам нужны были исполнители, которые более-менее разбираются в теме, которые бы понимали, что они говорят. Средний возраст был от шестнадцати лет. Некоторые ребята у нас были с нарушениями. Был, например, мальчик на коляске, был слабослышащий. Дети все же не профессиональные актеры, поэтому им часто нужно было объяснять, что у нас происходит. Иногда на хороший результат уходило много дублей. Вообще, работа с непрофессионалами требует больше сил, им приходится помогать гораздо чаще. Но если требовались какие-то короткие фразы, я просила ребят не думать, а просто повторять за мной. В итоге получился такой своего рода конструктор из фраз, который я потом собирала на монтаже.

08. Съемки

Маргарита Михайлова: В первый день мы выработали формулу съемки. Главное, что нужно было снять, — это реплики учителя, реплики детей и бесконечное количество реакций детей. Чтобы добиться нужных реакций я часто просто говорила: «Смотрим вправо», «Смотрим влево», «Нюхаем друг друга», «Обнимаем друг друга» и так далее. Обычно на одного актера мы тратили часа два-три. Только первую серию мы снимали дольше, потому что на тот момент еще было не очень понятно, как все будет выглядеть и что нужно делать. Когда мы смонтировали первую серию, мы наконец-то четко поняли формат. Благодаря этому дальше работать было уже намного легче.

Текст сценария был разделен на полосочки: кто, что и когда говорит. Текст актера выделялся маркером. Также в тексте было обозначено, что снимать крупным планом, что средним, что общим. Сначала мы снимали актеров на крупном плане, а потом брались за общие планы. В зависимости от локации и времени доснимали средние. Потом приходили дети, мы снимали общий план и дальше переходили на крупные, чтобы уменьшить перестановки. В итоге мы сняли двенадцать серий по четыре минуты. Ушло на это пять смен по десять часов.

09. Постпродакшн

Маргарита Михайлова: На посте мы работает так. У меня лежит жесткий диск с тремя терабайтами материала. Я выгоняю прокси и складываю серию. Сложенную рыбу я отдаю звукорежиссеру, друзьям, которые кеят, и Злате, которая рисует фоны. Также иногда мы используем фотографии, купленные на стоке. Многие из тех, кто нам помогают — это мои бывшие коллеги с «Дождя». По сути, это такое производство «на коленке», но оно работает.

10. Релиз

Злата Понировская: Мы решили, что сначала хотим собрать аудиторию, а уже потом запустить показ. Хотя бы потому, что собрать двести просмотров для нас неприемлемо — зачем тогда за все это браться? Так что мы решили, что день премьеры будет тогда, когда подписчиков наберется пять тысяч. С этого момента по вторникам и четвергам будут выходить серии. То есть мы собираемся выпускать по две серии в неделю — значит, за шесть недель открутится весь сезон. Промо серий мы собираемся показывать аудитории подписчиков в Facebook и «Вконтакте». Также один раз мы сделаем рассылку, что мы открылись — бомбардировать людей информацией о каждой серии нам кажется неловко.

Пиар-кампания состояла в том, что почти сутки подряд мы пытались достучаться до знакомых и незнакомых журналистов. Самым эффективным инструментом тут оказался чат в Facebook. Еще мы ведем переговоры с двумя телеканалами о показе сериала. Есть даже идея второго сезона у одного из телеканалов, но сначала надо посмотреть, как пройдет первый. Мы договорились с «Дождем» об анонсе. Тут есть такой интересный момент. Часто в изданиях, где мы просили поставить новость о сериале, все зависит от человека, который физически ставит пост в соцсети. Если ты не достучался до этого человека, то распоряжение начальства ничего не значит. Вот таким людям надо очень активно напоминать о себе. И последний момент — хотим сделать субтитры на нескольких языках и распространять сериал через пул независимых медиа в СНГ.