Приемы: Дорисовка (мэттпейнт)
Доподлинно известно, что первым в кино дорисовку применил американский теоретик и практик спецэффектов Норман О. Доун – в фильме «Миссии Калифорнии» в 1907 году. Но придумал саму технологию не он, и поэтому отказывался от приписываемого ему авторства. В 1905 году, когда Норман еще работал фотографом в агентстве по продаже коммерческой недвижимости, его шеф, Макс Хэндсхайгл, показал ему интересный прием, позволявший фиксировать недвижимость на фото в более выгодном виде, чем есть на самом деле. Между фотографом и объектом ставили стекло, на котором нежеланные детали снимаемого просто зарисовывали другими деталями. Так некрасивые телеграфные столбы превращались в кипарисы, а куча мусора – в неработающий фонтан. Два года спустя Норман О. Доун применил эту технологию в кино. И тогда такие кадры назывались glass shot (кадр со стеклом).
Рисунок Нормана О. Доуна из коллекции Университета Техаса в Остине
Один из вариантов «слоеной» дорисовки – между слоями с помощью покадровой анимации оживал динозавр
Мэттпейнтер Альберт Уитлок за работой над картиной для фильма «Гинденбург» (1975)
Результат работы художника – вид Нью-Йорка сверху
«Слоеная» картина для фильма «Гинденбург». Цеппелин был нарисован на другом стекле, это позволило двигать его во время съемки
Ниже еще два мэттпейнта, сделанные Альбертом Уитлоком для фильма Альфреда Хичкока «Птицы». Режиссер постоянно работал с Уитлоком.
Мэттпейнт для вида сверху, черные поля – это место для впечатывания экшена, снятого на стоянке студии. Во время съемки площадка была очерчена, и актеры не должны были выходить за разметку.
Основой для известного кадра, потребовавшего 32 экспозиции, была картина. Черное поле оставлено для автомобиля, который удалялся от камеры по дороге, он был снят отдельно.
Мэттью Юрисич рисует дорисовку для фильма «Бегущий по лезвию» (1982)
Наш гениальный специалист по спецэффектам Павел Клушанцев придумал использовать на дорисовке флюоресцирующие краски, освещая их ультрафиолетовым светом. Обычная пленка в этом случае не видела ультрафиолетовый свет, но зато видела свечение краски. Так создавались ночные городские пейзажи в советском кино.
Дорисовка Перси Дэя для фильма «Черный нарцисс» (1947). Слева: отснятый материал, справа – кадр с дорисовкой
Писать дорисовки не учили ни в одном художественном вузе, поэтому когда кинематографисты находили нужного им живописца, стиль которого подходил для дорисовок, его брали в обучение. Знания в области спецэффектов часто передаются по наследству. Так, британский мэттпейнтер Уолтер Перси Дэй по прозвищу «Пап» сделал мэттпейнтером и своего приемного сына Питера Элленшоу. Последний всю жизнь работал на студию Disney, создав множество потрясающих работ. За спецэффекты к фильму «Мэри Поппинс» (1964) Питер Элленшоу получил «Оскар». Он был номинирован на эту награду еще трижды. Среди его работ дорисовки к таким лентам, как «Черный нарцисс», «20 тысяч лье под водой», «Спартак», «Черная дыра» и «Дик Трейси». Кстати, одна из его дорисовок для «Мэри Поппинс» была написана так, что позволяла имитировать изменение ракурса камеры.
Иногда они использовались как писаный фон для моделей, становясь частью миниатюрного пейзажа.
Съемка дорисовки неба с миниатюрными облаками из микрофибры для фильма «Сумеречная зона» (1983)
У дорисовок все-таки есть несколько недостатков. Во-первых, единожды нарисованная картина не позволяет изменять ракурс кадра, а значит, использовать ее можно только в кадре статичном. Для изменения ракурса необходимо показать параллакс – то есть смещение одних объектов относительно других, находящихся дальше или ближе к зрителю. В этом смысле миниатюрные пейзажи помогали именно «продать» изменение перспективы при движении камеры. Во-вторых, на картине можно нарисовать только одно конкретное время суток. Чтобы показать тот же вид ночью, нужно писать другую картину. В-третьих, впечатывание дорисовки в кадр требовало еще одного копирования, что влекло за собой ухудшение качества изображения ранее отснятого материала, поэтому кинематографисты пытались найти способ сократить количество копирований при оптической печати. Например, знаменитый мэттпейнтер Мэттью Юрисич умудрялся писать картины в контрнегативе. При впечатывании в мастер-позитив ядовитые цвета его картин трансформровались, превращаясь в нужные, а картина полностью сливалась с отснятым изображением.
Вверху: дорисовка Майкла Панграцио для фильма «Робин Гуд: Принц воров», внизу слева: отснятый материал, кстати, в этой сцене снимался сам художник, справа: готовый композит. Восходящее Солнце было анимировано поверх рисунка
Знаменитый кинорежиссер Джеймс Кэмерон начал свою кинокарьеру в отделе спецэффектов компании Роджера Кормана. Он строил модели и даже делал дорисовки. Здесь он пишет картину на стекле для фильма «Побег из Нью-Йорка».
Кстати, с этой сценой они тогда облажались: по сюжету на пустырь перед домами должны были приземлиться вертолеты, но поскольку стекло с дорисовкой стояло между пустырем и камерой, вертолеты никак не могли оказаться на фоне домов. Пришлось корректировать это на монтаже
При переходе на цифру дорисовки избавились от большинства своих недостатков, например, они превратились в трехмерные (это digital set extensions – цифровая достройка фона, о которой мы поговорим в другой статье) и почти трехмерные – это 2,5D мэттпейнт (по-английски: 2.5D DMP – Digital Matte Painting). Вот о последнем я расскажу подробнее.
Первая цифровая дорисовка, сделанная для фильма «Титаник» (1997). Нарисован корабль «Карпатия» и небо
Есть несколько способов создания 2,5D дорисовки. Но сначала – почему не 3D, как привычнее, а только 2,5D? А потому что в основном это по-прежнему плоская картина, которой придают некое подобие трехмерности.
Это обычная цифровая картина, которую художник рисует в Photoshop или прямо в программе для композитинга Nuke. После чего картину проецируют на трехмерную форму. Вот как здесь.
Это позволяет до некоторой степени избавиться от недостатка отсутствия параллакса и отказаться от полностью статичного кадра. Камера может двигаться в некоторых пределах, но чаще всего для тех целей, для которых создается картина, этого достаточно. Как мы видим, это не полное 3D – результат работы нельзя снимать с кардинально другого ракурса. Но над таким пейзажем можно пустить облака, которые будут отбрасывать тени на землю, создавая разное освещение. Здесь можно сделать ночь и утро, не перерисовывая картину заново.
В других вариантах части картины вставляют в кадр плоскими плашками в нужных местах, что, в принципе, позволяет добиться тех же целей: камера становится подвижной в некоторых ограниченных пределах.