Главная / Подборки / Надо видеть: любимые фильмы Франсуа Озона

Надо видеть: любимые фильмы Франсуа Озона

01. «В джазе только девушки» (Билли Уайлдер, 1959)

На протяжении всей жизни меня вдохновляли фильмы на тему смены гендерных ролей. Но не те, в которых герои надевают одежду противоположного пола по своему желанию, а те, где они вынуждены так поступать, спасаясь от чего-либо. Как, например, героям картины Билли Уайлдера «В джазе только девушки» приходится выдавать себя за женщин, чтобы укрыться от мафии. Мотив переодевания здесь связан не только с темой половой идентификации, но и социальной роли. И в целом «В джазе только девушки» — прекрасная комедия. Последняя реплика и вовсе — лучшая в истории кино: «У каждого свои недостатки».

02. «Виктор/Виктория» (Блейк Эдвардс, 1982)

Схожим образом тема переодевания используется и в мюзикле «Виктор/Виктория». Безработные актеры вынуждены притворяться, что они другого пола, чтобы найти работу. Благодаря такому подходу зрителю становится проще идентифицировать себя с персонажем.

03. «Замужество Марии Браун» (Райнер Вернер Фассбиндер, 1979)

Райнер Вернер Фассбиндер был очень влиятельным режиссером, когда я только учился. У него разнообразная фильмография. Особенно примечательно то, как он умел в своих работах говорить об истории Германии. Он далеко не всегда стремился создать шедевр, но каждый раз у него выходило высказывание. Еще интересно, что он всегда работал с одними и теми же актерами. Его фильмы — настоящие источники вдохновения.

04. «В год тринадцати лун» (Райнер Вернер Фассбиндер, 1978)

Фильм Райнера Вернера Фассбиндера о транссексуальной женщине. Очень мрачное и реалистичное кино. С жестоким сюжетом — о мужчине, который решает стать женщиной ради любви к другому мужчине. Однако когда этот мужчина видит героя в качестве женщины, он отвергает его. Как понимаете, очень мрачная мелодрама и один из сильнейших фильмов Фассбиндера. Мрачность здесь идет от страданий героя, отвергаемого всеми, кто его окружает. Это ведь реалистично — людей в похожих ситуациях, как правило, отталкивают их близкие. В общем, это кино без всякой надежды. Не смотрите его, если у вас подавленное настроение.

05. «Все, что дозволено небесам» (Дуглас Серк, 1955)

К Дугласу Серку я пришел через Фассбиндера. И Фассбиндер, и Годар с вдохновением писали о нем в то время, когда большинством он считался старомодным. Все почему-то рассматривали Серка как режиссера глупых американских мелодрам. Однако Фассбиндер и Годар видели в нем нечто большее, чем просто guilty pleasure.

06. «Живая плоть» (Педро Альмодовар, 1997)

В современном испанском кино сильна традиция Педро Альмодовара, которого я очень люблю. Он один из моих самых любимых режиссеров. Мне нравятся его эксперименты, я разделяю его увлечение мелодрамой о женщинах в духе американского кино 40-50-х годов, вроде того же Серка.

07. «Бритва» (Брайан Де Пальма, 1980)

Фильм Брайана Де Пальмы, в котором режиссер тоже играет с темой гендерной идентификации. Картина несколько китчевая, но именно это и приносит удовольствие при просмотре. Это эротический триллер, в центре сюжета которого убийство. Переодеваться же приходится герою Майкла Кейна.

08. «Тутси» (Сидни Поллак, 1982)

«Тутси» — кино, при просмотре которого ты физически ощущаешь удовольствие от трансвестизма. Не важно при этом, гетеросексуальны вы или гомосексуальны. Именно того же эффекта я пытался добиться в своей «Новой подружке».

09. «Кроссдрессер» (Шанталь Пупо, 2009)

Документальный фильм режиссера Шанталь Пупо о трансгендерах. Он интересен как исследование повседневной жизни этих людей и обыденных ритуалов их трансформации: как они накладывают волосы, косметику и тому подобное. Многие идеи для «Новой подружки» я почерпнул как раз из разговоров с Шанталь. Она знала человека, который стал увлекаться трансвестизмом после смерти жены. Мне показалось, что это может стать прекрасной и трагической историей для начала фильма.

10. «Далласский клуб покупателей» (Жан-Марк Валле, 2013)

Один из лучших современных фильмов, в котором также затрагивается тема трансвестизма.

11. «Церемония» (Клод Шаброль, 1995)

Клод Шаброль был для меня всегда важен, потому что он умел создавать сильные и сложные портреты женщин. Как человек он был очень умен и умел радоваться жизни. У него не было какой-либо большой теории относительно своего творчества в кино, он просто наслаждался процессом создания фильма. Я стараюсь поступать так же.

Еще по теме

Актеры одной роли
Актеры и актрисы, ставшие заложниками одной роли
Каждый артист мечтает о славе и известности, поэтому получая роль,...
Надо видеть: любимые фильмы Йоргоса Лантимоса
1«Мужья» (Джон Кассаветис, 1970) Трейлер фильма «Мужья» (1970) Это мой...
Где снимали 6 сезон “Невского”?
На НТВ вышел новый сезон самого популярного многосерийного проекта телеканала....
Девять лучших фильмов о флористике
В наше время стало крайне популярным иметь хобби, приносящее доход....
Ремейк Иронии судьбы
Все ремейки “Иронии судьбы, или С легким паром!”
Ежегодно российский зритель следует одной традиции. Накануне Нового года многие...
Фильмы про драконов
ТОП-18 фэнтезийных фильмов и сериалов про драконов
За семью горами, за семью реками находится необыкновенный мир. Он...
Как это снято: «Манхэттен»
Драматургия: признание в любви городу, герой-невротик и эллиптическая композиция Кадр...
15 режиссерских советов Михаэля Ханеке
1Смешное и страшное — это, зачастую, одно и то же...