10 «пропавших» российских фильмов
N.B. Да, мы знаем, что большую часть из приведенных в подборке фильмов можно посмотреть онлайн, однако нас интересовал факт отсутствия именно кинотеатрального проката
1«Явление природы» (Александр Лунгин и Сергей Осипьян, 2010)
Кадр из фильма «Явление природы» (2010) / Фото: Адрес Фильм
Многострадальная картина о тяжелых взаимоотношениях москвича и природы, создававшаяся четыре года на личные средства авторов. Снималась лента на фотоаппарат, что по тем временам было новшеством для российского кино, и при этом получила приз за лучшую операторскую работу (Роман Васьянов же). Но дальше кинофестивалей и клубных показов взаимоотношения фильма с большим экраном не двинулись. Видимо, сыграли свою роль «фотоаппаратный» формат и явная артхаусная нишевость фильма.
2«Стыд» (Юсуп Разыков, 2013)
Трейлер фильма «Стыд» (2013)
Драмы Юсупа Разыкова как-то не становятся громкими событиями и не попадают в центр горячих дискуссий. А зря. Если последний фильм режиссера, «Турецкое седло», еще был отмечен фестивалями и добрался до скромного проката, то вот его предыдущей работе «Стыд» повезло меньше. Картину показывали в рамках «Кинотавра», а также кинофестиваля в «Карловых Варах», но в прокат она, увы, не попала. Можно предположить, что виной тому рискованный сюжет. Картина повествует о женах подводников и напрямую перекликается с трагедией «Курска».
3«Она» (Лариса Садилова, 2013)
О фильме «Она» (2013)
Фильм-пример того, как политика влияет на кино. Картина о тяжелой судьбе таджички в Москве запускалась как российско-таджкикская копродукция, однако из-за осложнения отношений между двумя странами финансирование сократилось, а съемки прерывались. Готовую ленту признали лучшей на кинофестивале «Окно в Европу», однако больше одного кинотеатра на всю страну это не обеспечило. А вскоре некоторые перипетии «миграционной политики» и вовсе не оставили шансов картине на выход в прокат.
4«Иван сын Амира» (Максим Панфилов, 2014)
Трейлер фильма «Иван сын Амира» (2014)
Живописная драма, предлагающая свежий взгляд на Великую Отечественную, исламскую религию и проблему взаимопонимания между разными людьми и народами. В центре сюжета — история вдовы, эвакуированной в годы войны в Узбекистан. Там она пытается создать новую семью. Спустя годы выясняется, что ее первый муж остался жив. До проката лента не добралась несмотря на достойные актерские имена: в фильме снялись Каролина Грушка, Дмитрий Дюжев и Андрей Мерзликин. Не помогло и участие в основном конкурсе «Кинотавра», и награда за лучшую операторскую работу. Была смонтирована телевизионная версия фильма, однако и она не добралась до эфира федеральных каналов.
5«Метель» (Александр Гордон, 2014)
Трейлер фильма «Метель» (2014)
Адаптация одноименного рассказа Льва Толстого, к современным реалиям. У режиссера Александра Гордона возникли разногласия с продюсерами по поводу монтажа. У постановщика был свой вариант, у продюсеров — свой. Однако ни один в итоге до большого экрана не добрался, а о фильме больше говорили в связи с тем, что Гордон снял свое имя с титров, а вместо него ленту приписали вымышленному Глебу Глебову.
6«Комбинат «Надежда»» (Наталия Мещанинова, 2014)
Трейлер фильма «Комбинат «Надежда»» (2014)
Этого фильма кинотеатры лишились благодаря введению закона о запрете ненормативной лексики в кино. В дебюте Наталии Мещаниновой мата действительно было много. А как еще, если эта картина о жизни норильской молодежи?! При этом фильм участвовал в основных конкурсах Роттердамского кинофестиваля и «Кинотавра» и даже объявлялся главным событием года в отечественном авторском кино. Но нет, сверху сказали, что ругаться нехорошо, а авторы в ответ не стали портить свое кино нелепыми «запикиваниями» и выпускать ленту отказались. Достойный поступок. Любопытно, что сегодня Мещанинова — один из самых интересных и обсуждаемых кинематографистов страны. Среди ее работ — сценарий «Аритмии» и режиссура «Сердца мира». Обе ленты выиграли главный приз «Кинотавра».
7«Приказано забыть» (Хусейн Эркенов, 2014)
Сцена из фильма «Приказано забыть» (2014)
А вот это тот случай (действительно редкий), когда картина не добралась до экранов в результате прямого запрета. В ленте студии «Грозный-фильм» впервые за десятилетия истории нашего кино была поднята тяжелая тема насильственной депортации чеченцев и ингушей в 1944 году. Казалось бы, важный исторический вопрос, требующий осмысления, но Министерство культуры элементарно отказало ленте в выдаче прокатного удостоверения, сочтя ее «экстремистской и разжигающей межнациональную рознь». Фильм успели показать в рамках российских программ на ММКФ, но дальше все согласно названию — «Приказано забыть».
8«Золотая рыбка» (Александр Галибин, 2015)
Трейлер фильма «Золотая рыбка» (2015)
Режиссерский опыт актера Александра Галибина, работа над которым в силу различных обстоятельств растянулась почти на десять лет. Действие фильма разворачивается в тяжелом 1946 году в Киргизии. Эвакуированные из Ленинграда братья, вдохновившись сказкой Пушкина, мечтают о золотой рыбке, которая исполнит заветное желание — вернет живым отца с фронта. Фильм демонстрировался на ряде отечественных и мировых кинофестивалей, однако до проката так и не добрался. Виной тому конфликт между режиссером и продюсером, а также нежелание прокатчиков браться за фильм для детской аудитории.
9«Самый рыжий лис» (Александра Стреляная, 2015)
Трейлер фильма «Самый рыжий лис» (2015)
Один из первых проектов «Ленфильма», призванный свидетельствовать о возрождении студии. Сюжет детской сказки объединен несколькими фольклорными мотивами, вроде истории о том, как хитрый лис выманил кусочек сыра у вороны или заставил волка ловить рыбу в проруби на хвост. Все это в довольно причудливых и милых костюмах. Учитывая сложную ситуацию с прокатом детского кино, о которой уже говорилось чуть выше, «Ленфильм» объявлял о том, что самостоятельно займется прокатом ленты. Была даже объявлена дата премьеры, однако кроме нескольких фестивальных показов что-то ничего не сложилось.
10«Закрой глаза» (Ольга Субботина, 2015)
Трейлер фильма «Закрой глаза» (2015)
Еще один фильм довольно странной судьбы. Изначально сказочная картина по мотивам «Оле-Лукойе» запускалась и получала государственное финансирование в качестве проекта Валерии Гай Германики и называлась «Ночник». Однако вскоре после старта съемок сотрудничество режиссера с продюсером Андреем Сигле обернулось судебными исками. Германику отстранили от работы и обвинили в непрофессионализме, причем суд закрепил правоту продюсера. Далее постановкой занималась куда менее эпатажная Ольга Субботина, но информации о кино стало поступать как-то все меньше. В итоге лента всплыла на нескольких фестивалях. Параллельно авторы обещали кинотеатральный прокат, а ограничились лишь онлайн-платформами.
Обложка: кадр из фильма «Комбинат «Надежда»» (2014) / Лук-фильм