Практика

Приемы: чему учиться у Урусевского

Сергей Урусевский снимал полвека назад: с момента выхода одной из самых знаковых его работ, «Летят журавли», прошло 59 лет. Тем не менее его визуальный язык до сих пор воспринимается легко благодаря живости взгляда. Эта статья для тех, кто учится снимать «изнутри»

  • 17 декабря 2016
  • 22112
Тимур Зарудный

Снимайте с рук


Сравните, как следят за героем операторы. В  «Фотоувеличении» Ди Пальма снимает проход героя и агрессию на сцене дистанцированно, нейтральными планами.



А вот знаменитый план Урусевского из фильма «Летят журавли». Камера идет и мечется вслед за героиней, а потом — резко взлетает в небо, чтобы показать панораму и потерянность персонажа среди толпы и танков.



Конечно, нельзя сравнивать эти подходы в лоб: у каждого фильма свои задачи. Но в данном случае у Урусевского камера превращает зрителя в соучастника, который словно бы бежит рядом. Поэтому, если вам нужна вовлеченность — снимайте с рук.
 

Сергей УрусевскийСергей Урусевский

Сергей Урусевский об игре оператора наравне с актерами: 

«Мне всегда интересно не фиксировать сторонним взглядом происходящее, а активно вовлекать зрителя в то, что происходит на экране. Превратить зрителя в соучастника — чтобы он не только переживал за героя, а как бы сам бежал за вертолетом, мучился вместе с героем. Так мы пытались сделать в «Неотправленном письме», когда они находят алмазы. 

Это не то, что я заранее придумал: сниму картину так-то, применю такие-то приемы, технические средства. Нет, это возникало само собой, в процессе работы и видения картины. Мне показалось, что вот здесь сам бог велел снимать ручной камерой. Я уверен, что оператору нужно работать, играть вместе с актерами. Я серьезно говорю, дело не только в том, что бежишь с ними. Движение камеры очень активно. Через камеру я выражаю свое отношение к событию, и она становится соучастником. Зритель — тоже».


Кадр из фильма «Неотправленное письмо» (1959)Кадр из фильма «Неотправленное письмо» (1959)

Сам Урусевский считал своей лучшей работой с ручной камерой фильм «Неотправленное письмо». Это картина о четырех геологах, которые ищут алмазы в тайге и спасают друг друга. Фильм этот не такой известный, как ранние «Журавли», и многие считают его неудачным, приводя разные аргументы. Например, Тарковский говорил, что режиссер Михаил Калатозов так и не смог пройти по собственному пути и метался между экспериментальной и традиционной формой режиссуры. Сам Урусевский думал так же — не дожал.

На мой взгляд, это выдающаяся картина, и в первую очередь — благодаря визуальному языку. Кажется, что «Выживший» больше позаимствовал отсюда, нежели у Тарковского.

Вот фрагмент фильма, в котором геологи прорываются сквозь тайгу к месту работы. Урусевский писал, что картину критиковали киты кинематографа, вроде Ромма или Райзмана: «Длинно — сократите». Они пробовали резать, но тогда пропадало ощущение тяжелой работы и рутины, которая возникает, только когда люди долго идут, и идут, и идут. Поэтому проходы оставили длинными. Это работает».


Урусевский о «Неотправленном письме»:

«Три четверти фильма снято ручной камерой. Со стационарной у меня ничего не получалось. Все было мертвое, монументально-статичное. А когда брал ручную камеру, ходил с ней, изображение чуть приближалось, чуть перекашивалось и становилось живым, трепетным. Я не мог обходиться без ручной камеры даже тогда, когда, казалось бы, можно снять и стационарной. Стационар фиксировал бы события, а не жил. Ручной чуть перекосишь в одну, потом в другую сторону, движение туда, назад — и все начнет дышать».



Из дневника съемок:

«24 августа 1958 г. Придумал Сергей Павлович кадр совершенно без учета собственной «воспламеняемости» — себя с камерой внутри огня, в самом центре. Что же потом удивляться «эффекту присутствия», если оператор с камерой почти горел на костре — без фокусов, самым натуральным образом. 

Замотали его, как куклу, в асбест. Хорошо еще, что согласился подстраховаться. Но какой же это добавочный вес к камере, сколько килограммов! Поначалу шло гладко. Одна накладка: Таня все же привалилась не к своему дереву, но Сергей Павлович выкрутил камеру, будто так кадр и задумал. Ватник на нем вспыхнул, несмотря на асбест, с трудом сбили огонь. А он злился, что били по спине, — помешали доснять». 


Съемка ручной камерой помогает управлять физикой кадра. Узнаваемый прием Урусевского — подчеркивать действие движением камеры, как в сцене убийства повстанца в «Кубе».



Выстрел — камеру перекашивает. Мы это чувствуем, потому что мы — кинестетические существа. Тот же прием можно увидеть и  в «Неотправленном письме».


 

Используйте широкоугольные объективы


У широкоугольных объективов фокусное расстояние меньше 50 мм. Именно они, а также острый угол съемки помогли Урусевскому создать эффект бега рядом с героем. Широкий угол сглаживает тряску ручной камеры — Сергей Павлович не пользовался стедикамами, их изобрели только в 1977 году. 

Такой выглядит типичная композиция Урусевского.

Широкий угол закидывает зрителя прямо в толпу провожающих.


Он хорош для нескольких планов в одном кадре — когда начинаешь с общего и переходишь в портрет. Примеры уже были выше — сцена с танками в «Журавлях» или охота в «Письме». А вот портрет крестьянина из «Кубы».


 

Мыслите шире


Другая особенность стиля Урусевского — сложные технические сцены и инженерные находки. Все эти краны, магнитные защелки, длинные кадры с меняющейся панорамой — свойственные его натуре штуки. Он придумывал их сам и мастерил из подручных материалов.

Например, в институте Урусевскому в руки попала «Лейка» третей модели — камера классная, но студенту не по карману. Тогда он пришел домой и выпилил из фанеры свою собственную фотокамеру.

Фанерный фотоаппарат Урусевского «УРУ-1». Фото из блога Анны БаскаковойФанерный фотоаппарат Урусевского «УРУ-1». Фото из блога Анны Баскаковой

Мало смотреть хорошее кино и заимствовать приемы — чтобы создать выдающийся кадр, нужно включать голову и фантазию. Урусевский это умел: его не останавливали технические ограничения. Интересно находить принципы работы его изобретений — они элегантны и мощны.

Это не значит, что для каждой съемки нужно изобретать люфты и натягивать тросы: это лишь напоминание, что возможно все и не нужно ограничивать себя уже исхоженными приемами. 

Сцена самоубийства героини в «Журавлях» работает из-за экспериментов со скоростью кадра: начинается она с 18, потом прореживается до 12, а когда в кадре одни ветки — до 4. Благодаря этому изображение передает настроение человека, который собирается кинуться под поезд: прохожих она не видит, зрение фрагментарно. Это простое, но сильное решение.



А вот пример съемки довольно хитрой панорамы, которая может и не броситься в глаза, если не вглядываться. Урусевский ей очень гордился.


 
Сергей Урусевский о том, как снимался этот фрагмент:

«Построили мы вышку, с нее спустили трос, по тросу пустили камеру, она шла в свободном падении, на роликах. Актер бежал по земле, под тросом, а камера была жестко на него направлена. Хитрое устройство: с помощью магнита камера присасывалась к тросу. Мы были спрятаны. Все это происходило в кокосовых пальмах. Сначала ничего не видно на экране, кроме их верхушек. Потом вы как бы продираетесь сквозь ветви и видите: на общем плане бежит человек, оглядывается. Он все ближе, ближе. 

Пока спускалась по тросу, камера снимала сама. Когда она проходила мимо нас, мы, трое, выскакивали из убежища вслед за ней. Я хватал ее в руки, буквально ловил, второй человек откреплял этот магнит, а ассистент хватался за фокус. И это обязательно надо было проделать вместе с артистом. Потому в этом месте он останавливался на секунду и оглядывался. Дальше мы с ним бежим вместе. Бег все быстрее. Я на ходу сажусь на тележку, и мчится она с ужасающей скоростью.

Потом артист опять подбегал к каким-то пальмам, опять оглядывался – уже на очень крупном плане, я незаметно сходил с тележки и дальше бежал с ним, снимая уже в спину. Я очень горжусь, что он нечаянно все-таки упал, а я с камерой — удержался.

Но не в том дело. Хитрость даже не в сложности совмещения подвесной дороги с тележкой и пробегом рядом. Во время съемки садился аккумулятор камеры. Мы нарочно взяли истощенный, и скорость от нормальных 24 кадров доходила до 16, 14 и даже до 12. Поэтому ритм в конце плана очень усиливался, а экспозиционно это было незаметно. Потом пленка идеально печаталась на одном свету, а ритм движения убыстрялся и доходил до нужного».

Самый известный фрагмент из «Я — Куба» — открывающий план. Посмотрите, если не видели.

 
Урусевский о съемке сцены на крыше:

«Это было интересное устройство, специально построенное. Шахта такая. На противовесе устроена ступенька, крошечная. Я подходил, держа камеру в руках, садился, и она, как лифт, спускалась. Потом я снова шел пешком. Мы там выезжали даже за пределы небоскреба. 

Я вместе с ней входил в воду. Дальше шла подводная съемка. Там есть кадр, разделенный пополам: он и над водой и в воде. Так бывает перед глазами плывущего человека. Это для большего ощущения живой воды.

Камера была со стеклом. Это было довольно нахально сделано, вода внутрь проходила. После каждого дубля камеру разбирали и чистили. Ведь панорама шла дольше ста метров, поэтому перезаряжали каждый дубль. Вода накапливалась, но на пленку попадать не успевала, вернее, пленка не успевала набухнуть. Единственное, что мешало, — разность температур воды и воздуха, поэтому в камере все запотевало».


Другой пример сложной задумки — сцена похорон повстанца из «Кубы». Насколько же смелый тут замысел.



Самое известное изобретение Сергея Павловича — круговые операторские рельсы для сцены гибели Бориса. Чтобы снять пробежку по круговой лестнице, он придумал механизм, который крутился и поднимался выше вслед за героем.

 
Урусевский о съемках:
 
«Я в детстве очень любил шоколад. Теперь, конечно, к нему остыл, но тогда испытывал чисто физическое наслаждение. Потом, когда смотрел спектакли Мейерхольда, у меня было то же, чисто физическое ощущение наслаждения. И сейчас, когда я снимаю, у меня вдруг возникает то же детское чувство, будто ем шоколад. Я просто получаю удовольствие. А когда получаешь удовольствие, работа идет. И наоборот, как только настроение испортится, уже ничего хорошего не получается. Делать кино можно только с хорошим настроением, с полным сердцем, с верой в то, что снимаешь. Снимаешь не для кого-нибудь, а для себя. Я убежден, что только «для себя» и можно создать то, что станет искусством». 
 
Не снимайте одно и то же, не воруйте у других видеографов, а если воруете — то у великих. Разбирайте фильмы и пробуйте на практике узнаваемые приемы: так вы закинете в себя топливо. 

Сергей УрусевскийСергей Урусевский
 
 

Вкратце


1. Снимайте с рук

2. Используйте широкоугольные линзы

3. Мыслите широко и думайте головой — не ограничивайтесь оборудованием в рюкзаке и набором картинок в голове.

 
 


Комментарии

Комментариев: 1

что за слово вообще ВИДЕОГРАФ?!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6306
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 5340
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4481
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 4425
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4289
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3978
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее