Правила профессии

10 правил сценариста для запуска воображения

Как стимулировать вдохновение, избежать банальности и привлечь внимание. Советы для сценаристов сформулировали режиссер Ангелина Никонова, актер Михаил Шац, писательница Жужа Добрашкус, психолог Екатерина Игнатова, редактор Василий Клепацкий и креативный директор Эльдар Джинчарадзе

01. Тренируйте воображение


Воображение — это умение, которое нужно осознанно тренировать, если вы хотите профессионально заниматься драматургией. Современный зритель требует от современного сценариста очень многого. Нужно знать не только каноны сценарного мастерства, вроде трехактной структуры. Нужно уметь создавать ярких, но одновременно достоверных героев, создавать перипетии, которые удивляют, и финалы, которые не разочаровывают. Научиться выстраивать историю в трех актах — дело не хитрое. Создавать интересные истории, а именно это и требуется от сценариста, — гораздо сложнее. В унылых историях дефицита нет. 

 

02. Ищите вдохновение во всем


Учитесь мыслить шире, мыслить за кадром. Для этого надо жить с открытыми ушами и глазами. Когда сидите в кафе, едете в метро, маршрутке, поезде — слушайте и наблюдайте людей. Многие именно так черпают феноменальные сюжеты. Но даже если вы никуда не выходите, вдохновляйтесь хотя бы с помощью телевизора, например, новостных репортажей. Пути вдохновения неисповедимы.



03. Изучайте психологию


Сценарист должен знать психологию для того, чтобы уметь расшифровывать поведение людей. Понимание мимики, языка тела, психофизики — ключ к пониманию внутреннего состояния человека, а значит и к созданию героя. Возможен и обратный процесс — когда вы пишите, можно, зная психологию, заводить внутреннее состояние героя в мимику и язык тела. 



04. Запретите себе банальности


К сожалению, нам всем первым делом в голову приходит то, что на поверхности, что везде есть, уже везде было. Почему если бабушка, то обязательно интеллигентная и милая? Не интересно. Богатый, молодой, успешный офисный работник — что это? Не притрагивайтесь к таким банальным образам. Если вы ещё не решили, что у вас за персонаж, не описывайте его, пусть лучше будет просто «Иван, 25 лет». Или наоборот, запишите все, что пришло в голову, в том числе банальщину, и потихоньку вычистите лишнее. Не идите ленивым путем. Муза любит труд.



05. Не делайте кино о кино


Один из самых популярных жанров, в котором присылают заявки, — кино о кино. Практика показывает, что такого рода фильмы зрителя почти не интересуют. Видимо, аудитория, которая понимает внутренние шутки и специфику киноиндустрии, — очень узкая. Как бы то ни было, фильмы о сценаристах, о режиссерах редко бывают востребованы. Имейте это в виду. 



06 Не ленитесь переписывать


Очень важна гибкость автора. Помните, что написание сценария — это его переписывание много-много раз. Хорошо, когда вы можете определить жанр в самом начале работы, но не пугайтесь, если, начиная с комедии, вы в итоге придете к созданию трагедии. Иногда герои буквально выскальзывают из рук, меняясь и начиная диктовать тебе свою, какую-то совершенно другую историю. Это может означать, что вы на правильном пути. Если персонажи зажили своей жизнью, значит, вы создали настоящих, выпуклых героев. 



07. Сохраняйте объективность


Сценарист должен уметь сохранять объективность и легкость восприятия. Всегда через какое-то время, когда вас отпустит эйфория от вашей идеи, посмотрите чужими глазами на созданное вами. 



08. Делитесь идеями


Часто бывает, что человек придумает идею и носится с ней, как с писаной торбой: «Не отдам, не расскажу, у меня украдут». Это путь в никуда, тупик. Делиться своими идеями нужно, это полезно. Да и никто вашу идею не украдет, потому что, даже если она кого-то вдохновит, он сделает из неё свою, совершенно другую историю. Идей у всех миллион, в них нет дефицита. Гораздо ценнее сейчас умение идею развить и оформить в сценарий. Вот в людях, имеющих такую способность, есть острая нехватка.



09. Учитесь привлекать внимание


Когда вы присылаете кому-то свою идею или рассказываете её, с тем чтобы привлечь человека к участию, учитывайте, что обычно у людей нет большого количества времени на вас. Скажем, если хотите привлечь внимание известного актера или продюсера, то на рассказ, о чем кино, будет максимум несколько секунд. Учитесь формулировать свои идеи и придумывайте действительно интересные, способные увлечь сюжеты.



10. Не впадайте в депрессию


Если вам сказали, что идея никуда не годится, можете обидеться, походить кругами вокруг дома, но только не впадайте в депрессию или в запой. Это может грозить концом вашей карьере. Учитесь преодолевать себя и после отказа через какое-то непродолжительное время придумывать что-то ещё.


 
 
Материал подготовлен на основе брейн-сторминга режиссера и сценариста Ангелины Никоновой, актера и телеведущего Михаила Шаца, писательницы Жужи Добрашкус, психолога Екатерины Игнатовой, редактора компании «Марс Медиа» Василия Клепацкого и креативного директора BBDO Эльдара Джинчарадзе в киношколе 2morrow/Завтра.
 
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 552
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 433
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2154
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2086
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1084
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1388
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее