Правила профессии

10 правил сценариста для запуска воображения

Как стимулировать вдохновение, избежать банальности и привлечь внимание. Советы для сценаристов сформулировали режиссер Ангелина Никонова, актер Михаил Шац, писательница Жужа Добрашкус, психолог Екатерина Игнатова, редактор Василий Клепацкий и креативный директор Эльдар Джинчарадзе

  • 10 февраля 2016
  • 10331
Павел Орлов

01. Тренируйте воображение
Воображение — это умение, которое нужно осознанно тренировать, если вы хотите профессионально заниматься драматургией. Современный зритель требует от современного сценариста очень многого. Нужно знать не только каноны сценарного мастерства, вроде трехактной структуры. Нужно уметь создавать ярких, но одновременно достоверных героев, создавать перипетии, которые удивляют, и финалы, которые не разочаровывают. Научиться выстраивать историю в трех актах — дело не хитрое. Создавать интересные истории, а именно это и требуется от сценариста, — гораздо сложнее. В унылых историях дефицита нет. 

 

02. Ищите вдохновение во всем
Учитесь мыслить шире, мыслить за кадром. Для этого надо жить с открытыми ушами и глазами. Когда сидите в кафе, едете в метро, маршрутке, поезде — слушайте и наблюдайте людей. Многие именно так черпают феноменальные сюжеты. Но даже если вы никуда не выходите, вдохновляйтесь хотя бы с помощью телевизора, например, новостных репортажей. Пути вдохновения неисповедимы.



03. Изучайте психологию
Сценарист должен знать психологию для того, чтобы уметь расшифровывать поведение людей. Понимание мимики, языка тела, психофизики — ключ к пониманию внутреннего состояния человека, а значит и к созданию героя. Возможен и обратный процесс — когда вы пишите, можно, зная психологию, заводить внутреннее состояние героя в мимику и язык тела. 



04. Запретите себе банальности
К сожалению, нам всем первым делом в голову приходит то, что на поверхности, что везде есть, уже везде было. Почему если бабушка, то обязательно интеллигентная и милая? Не интересно. Богатый, молодой, успешный офисный работник — что это? Не притрагивайтесь к таким банальным образам. Если вы ещё не решили, что у вас за персонаж, не описывайте его, пусть лучше будет просто «Иван, 25 лет». Или наоборот, запишите все, что пришло в голову, в том числе банальщину, и потихоньку вычистите лишнее. Не идите ленивым путем. Муза любит труд.



05. Не делайте кино о кино
Один из самых популярных жанров, в котором присылают заявки, — кино о кино. Практика показывает, что такого рода фильмы зрителя почти не интересуют. Видимо, аудитория, которая понимает внутренние шутки и специфику киноиндустрии, — очень узкая. Как бы то ни было, фильмы о сценаристах, о режиссерах редко бывают востребованы. Имейте это в виду. 



06 Не ленитесь переписывать
Очень важна гибкость автора. Помните, что написание сценария — это его переписывание много-много раз. Хорошо, когда вы можете определить жанр в самом начале работы, но не пугайтесь, если, начиная с комедии, вы в итоге придете к созданию трагедии. Иногда герои буквально выскальзывают из рук, меняясь и начиная диктовать тебе свою, какую-то совершенно другую историю. Это может означать, что вы на правильном пути. Если персонажи зажили своей жизнью, значит, вы создали настоящих, выпуклых героев. 



07. Сохраняйте объективность
Сценарист должен уметь сохранять объективность и легкость восприятия. Всегда через какое-то время, когда вас отпустит эйфория от вашей идеи, посмотрите чужими глазами на созданное вами. 



08. Делитесь идеями
Часто бывает, что человек придумает идею и носится с ней, как с писаной торбой: «Не отдам, не расскажу, у меня украдут». Это путь в никуда, тупик. Делиться своими идеями нужно, это полезно. Да и никто вашу идею не украдет, потому что, даже если она кого-то вдохновит, он сделает из неё свою, совершенно другую историю. Идей у всех миллион, в них нет дефицита. Гораздо ценнее сейчас умение идею развить и оформить в сценарий. Вот в людях, имеющих такую способность, есть острая нехватка.



09. Учитесь привлекать внимание
Когда вы присылаете кому-то свою идею или рассказываете её, с тем чтобы привлечь человека к участию, учитывайте, что обычно у людей нет большого количества времени на вас. Скажем, если хотите привлечь внимание известного актера или продюсера, то на рассказ, о чем кино, будет максимум несколько секунд. Учитесь формулировать свои идеи и придумывайте действительно интересные, способные увлечь сюжеты.



10. Не впадайте в депрессию
Если вам сказали, что идея никуда не годится, можете обидеться, походить кругами вокруг дома, но только не впадайте в депрессию или в запой. Это может грозить концом вашей карьере. Учитесь преодолевать себя и после отказа через какое-то непродолжительное время придумывать что-то ещё.


 
 
Материал подготовлен на основе брейн-сторминга режиссера и сценариста Ангелины Никоновой, актера и телеведущего Михаила Шаца, писательницы Жужи Добрашкус, психолога Екатерины Игнатовой, редактора компании «Марс Медиа» Василия Клепацкого и креативного директора BBDO Эльдара Джинчарадзе в киношколе 2morrow/Завтра.
 
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

7 простых способов научиться лучше монтировать

Монтаж — сложный вид искусства, но если знать, на что обратить внимание, некоторыми навыками можно овладеть достаточно быстро

  • 8 февраля
  • 7315
Обзоры

Незаменимых нет: 10 актеров, которых заменили посреди съемок

В триллере Ридли Скотта «Все деньги мира» место Кевина Спейси, благодаря известным обстоятельствам, занял Кристофер Пламмер. Вспоминаем другие случаи, когда актеров заменяли во время съемок

  • 9 февраля
  • 5683
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 5036
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3200
Практика

Почему «Зови меня своим именем» снимали только на один объектив

Фильм режиссера Луки Гуаданьино снимали в окрестностях города Крема в Италии. Особенно интересной картину делает операторская работа — ее полностью сняли при помощи Cooke S4 35mm

  • 6 февраля
  • 2712
Практика

Как выбор оптики влияет на документальные фильмы

Операторы документальных картин, которые показывали на «Сандэнсе» в этом году, делятся опытом работы с различными объективами

  • 6 февраля
  • 2621
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее