Обзоры

Главные фильмы «Артдокфеста»: Лозница, Немцов, Супер, Христос и фрики

В Москве и Санкт-Петербурге стартует IX фестиваль авторского документального кино «Артдокфест». Срез реальности и тенденции развития современной документалистики — в пятнадцати самых интересных картинах

  • 8 декабря 2015
  • 1067
Павел Орлов

Фильм открытия

 

«Событие» (Сергей Лозница; Нидерланды-Бельгия)
 



Открывает нынешний «Артдокфест» актуальная документальная картина Сергея Лозницы, созданная, как и «Блокада», на материале хроники. В фокусе внимания режиссера — события в Ленинграде во время августовского путча 1991 года. Лозница, без комментариев наблюдая за происходящим, задается вопросом, что стало результатом тех дней: рождение русской демократии или всего лишь ребрендинг советского режима? Картина демонстрировалась на кинофестивалях в Венеции и Торонто

 

Конкурсная программа

 

«Выступление и наказание» (Евгений Митта; Россия)

 


Евгений Митта исследует современность и корни нынешнего акционизма. Рассматривая историю панк-бунтарей Pussy Riot, автор находит предпосылки их протестного творчества не только в действительности, но и в практике русского авангарда, и в древнерусской низовой культуре.

 


«Русский дятел» (Чэд Грашия; США)





Герой этого фильма — украинский художник, в детстве получивший радиационное заражение в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Спустя почти тридцать лет после трагедии он пытается выяснить её глубинные причины. В более широком смысле он выслеживает призраков украинского прошлого с тем, чтобы «заставить их замолчать навсегда». Фильм удостоен приза за лучшую иностранную документальную ленту фестиваля «Сандэнс».


 

«Чечен» (Беата Бубенец; Россия)



Работа выпускницы мастерской Марины Разбежкиной Беаты Бубенец. Её камера следует за главным героем в Киеве, в Крыму и на Добнассе. Он — чеченец, воевавший за независимость Чечни, участвовавший в конфликтах в Абхазии и Приднестровье и теперь продолжающий сражаться против России на Украине. Недавно картина демонстрировалась на главном мировом фестивале документального кино IDFA.

 


«Христос живет в Сибири» (Арбо Тамиксаар, Яак Кильми; Эстония)



Исследование устройства одной из крупнейших религиозных сект в современной России. Её лидер — Христос Виссарион, человек, объявляющий себя перевоплощением Христа, склонный к театрализации культа и нетерпимый к несогласным. Впрочем, члены секты утверждают, что обрели в ней счастье.

 


«Эффект домино» (Эльвира Нивира, Петр Россоловски; Польша-Германия)



Документальная черная комедия о министре спорта Абхазии, пытающемся возродить республику с помощью чемпионата мира по домино, и о его русской жене, которая не может найти себе работу.

 


Программа «Среда»

 

«На кончиках пальцев» (Роман Супер, Сергей Нурмамед, Дмитрий Альтшулер; Россия)



Душераздирающий режиссерский дебют журналиста Романа Супера о девушке с «синдромом бабочки», неизлечимой болезнью, при которой кожа травмируется от любого прикосновения. Главная мечта героини, к которой она идет годами — вести жизнь обычного человека. Фильм уже удостоился ряда наград, в том числе приза зрительских симпатий фестиваля «Движение» и гран-при фестиваля российского документального кино в Нью-Йорке

 
 

«Русская утопия» (Джоанна Дунис, Леа Тодоров; Франция)



Взгляд из Европы на закат политического радикализма в России в лице молодых сторонников Национал-большевистской партии Лимонова. В отсутствии политической платформы и собственных убеждений, они заигрывают с экстремизмом и революцией, впрочем, делая это довольно уныло.

 


Программа «Империя. Распад»


«Всё пылает» (Александр Течинский, Алексей Солодунов, Дмитрий Стойков; Украина)



Одна из многих недавних документальных картин о событиях, изменивших Украину зимой 2013-14 годов. Впрочем, авторы настаивают, что кино не столько о конкретной коллизии, сколько об универсальной схеме большинства восстаний и протестов: о том, как благородные стремления, ставшие ответом на репрессии, сменяются  слепой яростью. Итог выведен в названии фильма — «Всё пылает».

 


Программа «Наши»

 

«Карикатуристы, пехота демократии» (Стефании Валлоатто; Франция)




И ещё одна лента, актуальность которой высвечивают трагические события последнего времени. Главные герои — рыцари карандаша и бумаги, силой карикатуры сражающиеся против тиранов и отстаивающие либеральные ценности.

 

«Человек, который спас мир» (Питер Энтони; Дания)



Докудрама о человеке буквальным образом спасшем мир. В 1983 году советский подполковник Станислав Петров, нарушив инструкции, не стал отвечать на сигнал о ядерном ударе со стороны США, поскольку распознал ложное срабатывание системы. В 2006 году Петров был удостоен специальной награды ООН, а за честь познакомиться с ним сочли Роберт Де Ниро, Кевин Костнер и Мэтт Дэймон. В фильме отражены события разных лет из жизни героя.

 


«Кино — общественное дело» (Татьяна Брандруп; Германия)




Фильм о патриархе отечественного киноведения Науме Клеймане, скандальной ситуации с Музеем кино и значении важнейшего из искусств в жизни современного общества. Режиссер, датчанка с русскими корнями, Татьяна Брандруп работала над картиной три года. Ранее фильм демонстрировался в одной из программ Берлинского кинофестиваля, на котором Клейману был вручен специальный приз за вклад в развитие кинематографа.

 


Программа «От А до А»

 

«Дуракам здесь не место» (Олег Мавроматти; Россия-Болгария-США)




Экспериментальная работа акциониста Олега Мавроматти, собранная из видеодневников блогера, православного патриота и знатного фрика Сергея Астахова. Режиссер организует ролики в экзистенциальную драму об одиночестве человека и пожирающей его бездне медиапропаганды. Фильм получил главную награду документального конкурса фестиваля «Движение», а также участвовал в конкурсе Роттердамского фестиваля.

 

Программа «Год литературы. В изгнании»

 

«В поисках Бабеля» (Дэвид Новак; Украина)




Внук Исаака Бабеля Андрей Малаев-Бабель в наши дни пытается лучше понять произведения своего предка и открыть правду о его трагической гибели. Для этого он отправляется в путешествие по Украине, России и Франции, исследует архивы НКВД и обнаруживает отголоски произведений писателя в современных событиях.

 

Спецпоказы

«Мой друг Борис Немцов» (Зося Родкевич; Россия-Эстония)




Картина ещё одной ученицы Марины Разбежкиной Зоси Родкевич. Снимая Бориса Немцова в рамках проекта «Реальность», она неожиданно подружилась со своим героем. Фильм, смонтированный из материалов тех съемок, представляет трагикомический портрет живого человека и одновременно большого политика. Поскольку картина ещё не завершена, на фестивале она будет показана в рабочей версии.
 
Более подробно с программой и расписанием кинофестиваля «Артдокфест» можно ознакомиться на его сайте.


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Рубрики

    7 современных фильмов с необычным соотношением сторон: квадраты, вертикали и круги

    В последнее время многие режиссеры экспериментируют с необычными форматами изображения. Приводим примеры самых интересных опытов и разбираемся, что дают новые форматы

    • 8 июля
    • 9999
    Практика

    Приемы: Голландский угол

    Заваливаем горизонт правильно: для чего в кино нужен голландский угол и почему им стоит пользоваться в меру

    • 11 июля
    • 3633
    Практика

    Как Люк Бессон снял блокбастер за 180 млн долларов, который не может провалиться

    Люк Бессон пошел в обход традиционной голливудской системы и профинансировал свой новый фантастический блокбастер по модели независимого кино. Вот как у него это получилось

    • 10 июля
    • 3196
    Техника

    Исследуя границы: 4K, HDR, HFR и человеческое зрение

    Современные технологии делают ставку на большие разрешения, высокий динамический диапазон и частоту кадров. Но как на все это влияют ограничения нашего визуальное восприятия?

    • 9 июля
    • 3040
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2020
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 1784