Главная / Подборки / Надо видеть: любимые фильмы Уэса Крэйвена

Надо видеть: любимые фильмы Уэса Крэйвена

1«Девичий источник» (Ингмар Бергман, 1960)

Сцена из фильма «Девичий источник» (1960)

«Начну с „Девичьего источника“. Кого-то эта картина в списке может удивить, но это действительно тот фильм, который оказал на меня огромное влияние, которым я был поражен. Увидел его я в тот короткий период жизни, когда преподавал в колледже. Когда я был моложе и учился в баптистском колледже, подобное кино мне смотреть не позволяли. Но вот религиозное воздействие осталось позади, и я наконец-то мог посмотреть арт-кино. Сюжет „Девичьего источника“ взят из средневековой истории, которая позже также легла в основу моего „Последнего дома слева“. Две девушки отправляются в паломничество, в лесу натыкаются на каких-то диких пастухов, которые насилуют и убивают их. Это само по себе ужасно. Но что страшно по-настоящему, так это когда эти самые пастухи пытаются укрыться от грозы и прячутся в доме, не подозревая, что это дом одной из девушек. Родители обнаруживают одежду дочери среди вещей пастухов, и начинается длинная сцена, где родители планируют убить мужчин. Отец планомерно убивает их одного за другим, и меня поразило, насколько живо была показана месть. С пастухами путешествовал молодой парень, абсолютно невиновный, но его тоже убивают. Поразительно, как то, что в американском фильме стало бы оправданной местью, здесь к финалу само собой превращается в убийство невинных, как герои превращаются из обычных людей в жертв, а затем — в убийц. Для меня все это было очень захватывающе».

2«Убить пересмешника» (Роберт Маллиган, 1962)

Сцена из фильма «Убить пересмешника» (1962)

«Я думаю о своем взрослении, и понимаю, что, пожалуй это был один из первых фильмов, что я увидел. Мне было около пятнадцати лет и тогда я часто слышал, что кино — это зло. Но я быстро начал понимать, что все это просто чушь. „Убить пересмешника“ кажется мне важным фильмом, потому что он демонстрирует взрослый уровень кинематографа. Кино, как нечто, поднимающее важные темы».

3«Красная река» (Ховард Хоукс и Артур Россон, 1948)

Сцена из фильма «Красная река» (1948)

«Включу этот фильм тоже в список, так как комбинация грубого, тираничного старика, сталкивающегося с мятежным, непослушным сыном, трогает меня. Сценарий в каком-то смысле почти также страшен, как история Фредди Крюгера. Меня захватывает идея злого отца. Ховард Хоукс, конечно, великий режиссер. Он был настоящим архитектором фильма и драматургии, который конструировал свои картины и глубоко изучал героев».

4«Ночь живых мертвецов» (Джордж А. Ромеро, 1968)

Трейлер фильма «Ночь живых мертвецов» (1968)

«Этот фильм я посмотрел сразу, как только он вышел. И к тому моменту я еще не видел фильмов ужасов, хотите — верьте, хотите — нет. У меня тогда была девушка, которая изучала антропологию. Она услышала об этом фильме и позвала меня. Когда фильм начался сценой на кладбище, люди в кинотеатре вокруг начали кричать, кто-то повторял реплики героев, а я помню, что полностью погрузился в действие: подпрыгивал, смеялся, пугался. Я сразу понял, что Ромеро — невероятный мастер. Также благодаря этому фильму я понял, что существует жанровое кино, которое способно пугать, и с его помощью можно говорить о чем угодно: о политике, о психологии. Я также понял, что страх — это один их первичных опытов, что переживает человек. А в жанре хоррора это самое прекрасное — собирать вместе кучу людей и заставлять их переживать экстремальный ужас. Мысль об этом вызывает у меня восторг».

5«Техасская резня бензопилой» (Тоуб Хупер, 1974)

«Фильм напугал меня по-настоящему. Причем сразу ясно, что все сделано за три копейки. Но в то же время исполнение потрясающее. От некоторых сцен, например, когда Кожаное лицо бежит за героиней, кровь буквально стынет в жилах. И это восхитительный пример чисто визуального повествования».

6«А теперь не смотри» (Николас Роуг, 1973)

Трейлер фильма «А теперь не смотри» (1973) 

«Один из тех фильмов, что привел меня в абсолютный восторг и в то же время напугал. Когда я его смотрел, но казался чистым произведением искусства. В нескольких сценах родители видят свою пропавшую маленькую дочку. Она появляется в плаще, в котором была, когда исчезла. Ощущение, что ребенок либо является призраком, либо мучает их своим присутствием — замечательный пример того, что наводить ужас можно и не показывая кровь».

7«Фотоувеличение» (Микеланджело Антониони, 1966)

Трейлер фильма «Фотоувеличение» (1966)

«Тоже один из тех загадочных фильмов, где мы вообще не видим насилия. Антониони рассказывает историю фотографа, который, вернувшись со съемки, обнаруживает на одном из снимков нечто, что он и не предполагал снимать. Он увеличивает и увеличивает снимок, пока не обнаруживает ногу человека, торчащую из-за куста. Он возвращается на место съемки, уверенный, что произошло убийство. Ничего не находит, но вернувшись домой, обнаруживает все в беспорядке, и понимает, что находится в опасности. Фильм мастерски сконструирован, великолепно снят, и в нем есть сюрреальное ощущение угрозы, хотя мы толком и не понимаем, что происходит. Необычное кино. Я в своем творчестве не зашел настолько далеко в арт-хаус, однако именно подобные картины всегда по-настоящему вдохновляли и давали ощущение свободы».

8«Психо» (Альфред Хичкок, 1960)

Сцена из фильма «Психо» (1960)

«Сцена, которая меня по-настоящему напугала — это когда Мартин Болсам, играющий детектива, поднимается по лестнице. Мы видим действие с верхней точки. И тут мать, или тот, кто ею кажется, нападает с ножом и протыкает грудь героя так, что тот не может даже пошевелиться. Хичкок добивался сюрреального эффекта, когда показывал актеров в падении, как будто это происходит во сне. Очень жуткий эффект».

9«Отвращение» (Роман Полански, 1965)

Трейлер фильма «Отвращение» (1965)

«Это прямой источник вдохновения для ряда моих фильмов. Картина словно бы соткана из паутины. Женщина остается одна в квартире, и понемногу ее психическое состояние начинает ухудшаться, а квартира становится буквальным воплощением состояния ее психики. Там есть замечательный момент, когда героиня перепугана и изолирована в квартире, хотя на самом деле она может уйти, если захочет. И в это время одна из стен дает трещину. Трещина растет, и кажется, будто весь дом сейчас развалится. Годы спустя, когда я делал „Кошмар на улице Вязов 7“, я начал фильм с землетрясения в Лос-Анджелесе. Позже я представлял „Отвращение“ на каком-то показе, как свой любимый фильм, и, увидев сцену с трескающейся стеной, понял, что я неосознанно позаимствовал это и перенес в „Кошмар на улице Вязов 7“».

10«Красавица и чудовище» (Жан Кокто, 1946)

Трейлер фильма «Красавица и чудовище» (1946)

«Идея „Красавицы и чудовища“ вновь вращается вокруг мотива полубезумия и реальности, замещаемой чем-то сюрреальным. Полагаю, я вообще нахожусь под большим влиянием сюрреализма как нестандартного способа видения мира. В этом фильме такой эффект в особенности прослеживается в сцене, где героиня идет по коридору, а подсвечники в стенах оказываются руками. Помню, это меня очень-очень сильно напугало. В моих фильмах „Люди под лестницей“ и „Змей и радуга“ есть похожие мотивы».

11«Война миров» (Байрон Хэскин, 1953)

Сцена из фильма «Война миров» (1953)

«Чтобы увидеть этот фильм, мы тайком прокрались с моим старшим братом в кинотеатр. В картине показано вторжение инопланетян, они приземляются на своих больших летающих тарелках. И самое страшное в этом то, что у тарелок есть такие длинные отростки, похожие то ли на гусиные шеи, то ли на змеиные головы, и они могут поворачиваться в разные стороны в поисках людей. Помню, как сильно я был напуган этим».

12«Франкенштейн» (Джеймс Уэйл, 1931)

Сцена из фильма «Франкенштейн» (1931)

«Думаю, самое страшное для меня во „Франкенштейне“, после внешности героя Бориса Карлоффа, — это сцена когда чудовище сбегает от своих мучителей и в окружении такого буколического пейзажа на берегу озера встречает маленькую девочку. И они как бы становятся друзьями. Она невинна и поэтому не отворачивается от чудовища, не убегает крича. Но когда в следующий раз мы видим девочку, ока оказывается мертва. Очевидно, чудовище убило ее. Но у вас остается ощущение, что в фильме могло быть показано нечто, что вы совершенно не ожидали бы увидеть на экране. Конечно, по современным стандартам сцена довольно мягкая, но когда я увидел ее впервые, она казалось шокирующей самим фактом показа мертвого ребенка».

13«Носферату, симфония ужаса» (Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922)

Фильм «Носферату, симфония ужаса» (1922)

«Именно образ Носферату послужил вдохновением при выборе Майкла Берримана на роль в моем фильме „У холмов есть глаза“. Майкл Берриман родился с несколькими врожденными дефектами, которые привели к деформации его черепа и придали ему необычный вид. Он абсолютно нормальный человек, хотя и выглядит пугающе. Носферату, на мой взгляд, ужасно страшный персонаж. Он выглядит так, как вроде бы не может выглядеть человек, а только монструозное, вампирское создание».

14«Дурная кровь» (Мервин ЛеРой, 1956)

Трейлер фильма «Дурная кровь» (1956)

«В этом фильме в мотиве злого ребенка есть особое очарование новизны и антиамериканизма. Милая маленькая девочка ведь не может быть плохой. Думаю позже, в „Омене“ например, злые дети стали чем-то вроде нормы. Но в 1950-е годы идея девочки, которая начала убивать людей, казалась очень шокирующей. Считаю, что при этом „Дурная кровь“ была очень разумно написана. А еще, это один из немногих фильмов моей юности, который не подвергся переделке. Удивительно, что так и не была сделана более современная версия».

Источники: The Daily Beast, Rotten Tomatoes.

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: Уэс Крейвен / DPA/TASS