Практика

Как оператору снимать под водой?

Какое брать оборудование, что делать со светом и можно ли заменить Марианскую впадину ведомственным бассейном: операторы подводных съемок и операторы-постановщики о съемках кино и клипов в море, в бассейне и других водоемах

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Подготовка


Работа под водой — задача технически сложная. На оператора и технику ложатся ограничения, связанные с пребыванием в условиях повышенного давления и с физикой водной среды. Поэтому готовиться к подводным съемкам стоит особенно тщательно.

Сергей Мачильский, оператор-постановщикСергей Мачильский, оператор-постановщик (фильмы «Человек, который знал все», «Авантюристы» и «The Mystery Of Britannic»)

Обсудите «на берегу», кто и что должен делать: какова сфера ответственности оператора и чем будет заниматься страхующий подводник. В зависимости от того, работаете ли вы в солнечный день, на большой глубине или, допустим, ночью, определитесь с освещением: цветовая температура приборов должна соответствовать свету, который пропускает вода.

Оператор-постановщик Сергей Мачильский на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Мачильским
Оператор-постановщик Сергей Мачильский на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Мачильским

Бывает, что в процессе подготовки все идет нормально, но как только попадаешь на место съемки — начинается шторм, и историю снять не получается. Мы на корабле, со страхующими людьми, в аренду взята дорогая техника — но в итоге все насмарку. Нельзя предупредить капризы природы.

Илья Демин, оператор-постановщикИлья Демин, оператор-постановщик (фильмы «72 метра» и «1612», сериал «Чудотворная»)

Если вы снимаете под водой даже небольшую актерскую сцену, ее участникам, кроме того, что они должны быть обучены дыханию под водой и экстренному всплытию, стоит отрепетировать все действия на суше и договориться о системе команд. Команды («начали», «стоп», «назад», «дубль», «ниже», «ближе» и др.) вы можете подавать жестами. Дело в том, что под водой радиоволны не распространяются и раций там нет. Я слышал про какие-то мифические подводные динамики, которые громко транслируют команды под воду, но сам их не видел.
Оператор-постановщик Илья Демин на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Мачильским

Оператор-постановщик Илья Демин на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Мачильским

Оператор-постановщик Илья Демин на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Мачильским

Оператор-постановщик Илья Демин на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Мачильским

Поэтому слаженная работа команды зависит от репетиций на берегу. Обязательно привлекайте себе в помощь профессиональных дайверов и подводников: хотя они не бог весть какие операторы, они вам очень пригодятся. Кто-то из них станет осветителем, кто-то будет держать штатив на грунте, чтобы он не всплыл, или продублирует актера.

Анна Козлова, оператор подводных съемок Анна Козлова, оператор подводных съемок (фильм «Синяя дыра», серия телевизионных передач «Под водой с Анной Козловой»)

Я обязательно приезжаю на место съемок заранее, чтобы совершить пробное погружение и определиться с видимостью в воде, характером и рельефом дна, освоиться на месте. После этого, вместе с режиссером, мы рисуем раскадровки, принимаем решения об освещении и оптике.

Оператор подводных съемок Анна Козлова на съемках / Фото: предоставлено Анной Козловой
Оператор подводных съемок Анна Козлова на съемках / Фото: предоставлено Анной Козловой

Весь рабочий процесс многократно оговаривается на берегу и при необходимости записывается в специальный подводный блокнот, страницы которого сделаны из тонкого пластика. Кстати, в этом блокноте можно писать и под водой.
 

Команда


Привлекать новых людей, чтобы они набирались опыта — это нормальное явление в кино. Но при подводной съемке цена незнания может быть слишком высока, и в команду берут только профессионалов.

Григорий Яблочников, оператор-постановщик и оператор подводных съемокГригорий Яблочников, оператор-постановщик и оператор подводных съемок (фильмы «Год культуры», «Ледокол» и сериал «Физрук»)

К подводной съемке нельзя привлекать непроверенных людей: каждому приходится объяснять, что и как. Опытный же человек сразу подскажет тебе решение: он знает, как воплотить поставленную тобой задачу. Очень важна ваша координация с ассистентом, когда вы под водой, не имея возможности говорить, понимаете друг друга с полуслова.

Анна Козлова, оператор подводных съемок Анна Козлова, оператор подводных съемок (фильм «Синяя дыра» и серия телевизионных передач «Под водой с Анной Козловой»)

Под водой я работаю с минимальной командой: как правило, это один ассистент, он же осветитель. В идеальном случае, неплохо иметь еще одного человека, который следит не за съемками, а за безопасностью под водой.

Оператор подводных съемок Анна Козлова на съемках / Фото: предоставлено Анной Козловой
Оператор подводных съемок Анна Козлова на съемках / Фото: предоставлено Анной Козловой

Основное общение между членами команды осуществляется с помощью условных жестов руками. Большое значение здесь, конечно, имеет сработанность: члены команды должны понимать друг друга без слов. Если есть актеры — они так же понимают знаки и реагируют на них.
 

Оборудование


«Техника должна быть в хорошем состоянии и регулярно проходить профилактику»

Федор Ордовский, оператор-постановщик, оператор подводных съемокФедор Ордовский, оператор-постановщик, оператор подводных съемок (сериалы «Морские дьяволы. Рубежи Родины 2» и «Куба»)

Как и при любой другой съемке, оборудование подбирается исходя из поставленных задач и финансовых возможностей заказчика. Это касается и камеры, и оптики, и дополнительного оборудования: свет, штативы, рельсы и т.д.

Мой личный комплект состоит из камеры Sony a6500, дискретных и zoom объективов, двух разных боксов для подводной съемки, нескольких осветительных приборов и легкого штатива; его вполне хватает для выполнения самых широких задач. В более серьезный комплект могут входить камеры RED и ALEXA Mini с дискретной оптикой.

Борис Юдин, оператор подводных съемок рекламы и киноБорис Юдин, оператор подводных съемок рекламы и кино (фильмы «Один вдох», «Вторжение» («Притяжение-2») и «Братство», клип Alice Phoebe Lou — «SHE» и передача «Предельное напряжение»)

Я работаю только с камерами ARRI, начиная с пленочных и заканчивая ALEXA XT, ALEXA Mini и LF, поэтому все мои боксы, по коннекту, питанию, проводам, радиофокусу и видео-передаче, заточены под камеры этого бренда.

Что касается боксов для подводной съемки, здесь я сотрудничаю с компанией Scubacam. Последний бокс они сделали мне под заказ для камеры ALEXA XT, и в него можно поставить соответствующую камеру с любым трансфокатором и зумом. С ним прекрасно работать в воде: не надо каждый раз подниматься, чтобы поменять оптику.

Оператор подводных съемок рекламы и кино Борис Юдин на съемках / Фото: предоставлено Борисом Юдиным
Оператор подводных съемок рекламы и кино Борис Юдин на съемках / Фото: предоставлено Борисом Юдиным

Техника должна быть в хорошем состоянии и регулярно проходить профилактику: ошибка дорогого стоит. Маленькая дырка в подводном боксе для камеры, или еще что-нибудь такого рода, может привести к катастрофе. Специальной подготовки в этом смысле нету, есть только техническое обслуживание: я всегда слежу чтобы оборудование было в идеальном состоянии, и я не подвел ни людей, ни самого себя.

Григорий Яблочников, оператор-постановщик и оператор подводных съемокГригорий Яблочников, оператор-постановщик и оператор подводных съемок (фильмы «Год культуры», «Ледокол» и сериал «Физрук»)

Мы с командой AquaFilmPro сами делаем универсальные боксы для подводной съемки, в которые становятся камеры RED, ALEXA, Blackmagic, Canon и другие. В разработке и тестировании участвуют профессионалы разных направленностей: технические специалисты, водолазы и операторы.
 

Работа со светом


Света под водой мало. Поэтому важно использовать светочувствительные камеры и светосильную оптику.

Анна Козлова, оператор подводных съемок Анна Козлова, оператор подводных съемок (фильм «Синяя дыра» и серия телевизионных передач «Под водой с Анной Козловой»)

В водной среде свет ведет себя не так, как мы привыкли на суше: свет с поверхности большей частью отражается от воды, а тот, что проникает — рассеивается и поглощается водой в гораздо большей степени, чем воздухом. Причем, поглощение света происходит неравномерно: сначала пропадает красный свет, наиболее стойкий цвет — синий. В общем, под водой света мало, и тот — со смещенным спектром. До определенной степени смещение можно компенсировать балансом белого, но только до определенной. На большой глубине, там, где красного света нет совсем, компенсировать его отсутствие смещением баланса не получится.
 
Австралия, материковые пещеры Mount Gambier

Для съемки крупного плана и деталей можно выставлять подводный свет, для широкого угла — нет смысла: за счет того же поглощения и рассеивания большую площадь осветить не получится. Из-за этого под водой особенно важным становится использование светочувствительных камер и светосильной оптики. В качестве дополнительного подводного освещения я использую газоразрядные лампы (HID) с широким углом покрытия.

Не используйте под водой теле-оптику: в воде большое количество взвешенных частиц, и телеобъективы, притягивая задний план, собирают все это; в итоге получается невнятная и замусоренная картинка. Поэтому выбирайте широкий угол или макро.
 

Чего избегать при подводной съемке?


«Погибнуть под водой очень просто, если этому не следовать…»

Федор Ордовский, оператор-постановщик, оператор подводных съемокФедор Ордовский, оператор-постановщик, оператор подводных съемок (сериалы «Морские дьяволы. Рубежи Родины 2» и «Куба»)

Главная специфика подводных съемок: «сначала правила и требования безопасности, а уже потом все остальное». Погибнуть под водой очень просто, если этому не следовать. Это возвращает нас к планированию: на какой глубине будем снимать и в какой последовательности, насколько кому хватит воздуха и т.д.

Оператор-постановщик, оператор подводных съемок Федор Ордовский на съемках / Фото: предоставлено Федором Ордовским
Оператор-постановщик, оператор подводных съемок Федор Ордовский на съемках / Фото: предоставлено Федором Ордовским

В большинстве случаев артисты не подготовлены к подводным съемкам, и вместо них снимаются дублеры-дайверы, а крупные планы героев, при необходимости, доснимаются на других глубинах.


Илья Демин, оператор-постановщикИлья Демин, оператор-постановщик (фильмы «72 метра» и «1612», сериал «Чудотворная»)

Кино — это великий обман, и под водой — тоже. Если по сюжету ваш герой в Марианской впадине, не стоит погружаться прямо туда. Есть в ФСБ и похожих организациях «бассейны» по 12, 18 и даже 30 метров глубиной. Там можно и декорацию поставить, и безопасность обеспечить. Лучшие «подводные» кадры я снял в бассейне при бане, глубиной 1 метр 20 сантиметров. Постелил на дно и стены зеленую марлю и посадил искусственные растения.

Оператор-постановщик Илья Демин на съемках фильма «72 метра» (2004) / Фото: предоставлено Сергеем Мачильским
Оператор-постановщик Илья Демин на съемках фильма «72 метра» (2004) / Фото: предоставлено Сергеем Мачильским

И ни в коем случае не используйте при подводной съемке самодельные осветительные приборы! Это опасно для жизни.
 

Обложка: Jacob Owens

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 522
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 414
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2123
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2064
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1073
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1380
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее