
Иван
Урюпин
Урюпин

Павел
Карманов
Карманов

Алексей
Айги
Айги

Артем
Васильев
Васильев

Иван
Бурляев
Бурляев

Владимир
Подгорецкий
Подгорецкий

Дмитрий
Ланской
Ланской

Дмитрий
Носков
Носков

Мурат
Кабардоков
Кабардоков

Иван
Урюпин
Сериал «Отчий берег», фильмы «Белка и Стрелка» и «22 минуты»
Урюпин
Сериал «Отчий берег», фильмы «Белка и Стрелка» и «22 минуты»
Композитор, работая с оркестром, должен максимально тонко понимать исполнительскую культуру и технические возможности каждого из музыкальных инструментов. При всей художественной фантазии необходимо уметь писать партии как можно более удобными для исполнения, чтобы каждый музыкант оркестра четко понимал свои функции в общей фактуре произведения. Я бы не советовал увлекаться трудноисполнимыми пассажами и фигурациями, чтобы ваша оркестровая запись не переросла в бесконечную репетицию. Вместе с тем музыка не должна быть и слишком однообразной, немелодичной, напрочь лишенной полифонии.
Создание музыки к мультфильму «Необыкновенное путешествие Серафимы» (2015)
Самая главная проблема начинающего композитора при работе с оркестром — пренебрежение логикой голосоведения, нюансами и штрихами. Часто студенты, занимающиеся у меня оркестровкой, допускают одну и ту же ошибку: они проецируют регистровое звучание, технику и психологию игры наиболее знакомого им инструмента (прежде всего фортепиано) на общее звучание оркестра.
Подобная же проблема возникает, когда студенты пытаются в партитуре воссоздать звучание демонстрационной компьютерной записи: они становятся слишком привязаны к искусственному звучанию, в то время как ресурсы оркестра во многом иные и гораздо более впечатляющие. Поэтому не всегда получается то, что изначально задумывалось, и только композиторский и сессионный опыт может помочь в дальнейшем избежать ошибок.
Мой опыт работы с оркестром говорит, что у каждого композитора должны быть свои секреты оркестровки, абсолютно индивидуальные. Для определенного жанра кино можно, например, взять себе на вооружение по десять валторн и тромбонов. Здесь все индивидуально.
Создание музыки к мультфильму «Необыкновенное путешествие Серафимы» (2015)
Самая главная проблема начинающего композитора при работе с оркестром — пренебрежение логикой голосоведения, нюансами и штрихами. Часто студенты, занимающиеся у меня оркестровкой, допускают одну и ту же ошибку: они проецируют регистровое звучание, технику и психологию игры наиболее знакомого им инструмента (прежде всего фортепиано) на общее звучание оркестра.
Подобная же проблема возникает, когда студенты пытаются в партитуре воссоздать звучание демонстрационной компьютерной записи: они становятся слишком привязаны к искусственному звучанию, в то время как ресурсы оркестра во многом иные и гораздо более впечатляющие. Поэтому не всегда получается то, что изначально задумывалось, и только композиторский и сессионный опыт может помочь в дальнейшем избежать ошибок.
Мой опыт работы с оркестром говорит, что у каждого композитора должны быть свои секреты оркестровки, абсолютно индивидуальные. Для определенного жанра кино можно, например, взять себе на вооружение по десять валторн и тромбонов. Здесь все индивидуально.

Павел
Карманов
Фильмы «Большой» и «Враги», сериал «Умножающий печаль»
Карманов
Фильмы «Большой» и «Враги», сериал «Умножающий печаль»
Основные проблемы — недостаток образования, неумение оркестровать, непонимание тембрового баланса, незнание специфик игры на разных инструментах в разных регистрах, плохой вкус и многое другое. Все это воспитывается только изучением партитур классиков с записью и сравниванием стилей. Обязательно доскональное знание партитур таких мастеров, как Стравинский, Дебюсси, Равель, Шнитке, Сильвестров (далее по вкусу), и свободное ориентирование в стилях.

Алексей
Айги
Фильмы «Молодой Карл Маркс» и «Орлеан», сериалы «Родина» и «Бесы»
Айги
Фильмы «Молодой Карл Маркс» и «Орлеан», сериалы «Родина» и «Бесы»
Всегда напрягает отсутствие времени на запись, подготовку партитур, да и на все. Обычно это связано с маленьким бюджетом и тем, что композитор всегда крайний. Остальные проблемы, вроде некачественной игры и шумов во время записи вполне решаемы, если вы знаете, каких музыкантов приглашать. Помнить надо обо всем сразу: что забытые штрихи в партиях оркестра удлиняют запись, что раз в час оркестр встает и идет обедать и за ним потом надо гоняться, пытаясь загнать в студию, что, если часть музыкантов не занята в номере, то она испаряется и ее надо искать в буфете для записи следующего номера, что слова «запишем потом» лучше забыть.
Обычно запись оркестра — это гонка, так что все интересное проходит мимо. Вспоминаются только ужасы: например, отсутствие контрабасов за 10 минут до начала записи и судорожные попытки их найти, отсутствие финальной фразы рояля на записи «Молодого Маркса», когда все уже разошлись (в итоге Сергей Иванович Скрипка, который задержался в буфете, сказал: «Ладно, я сыграю, где ноты?»). Ну или знаменитый московский снегопад, когда стоит весь город, а оркестр буквально по одному приходит в зал «Мосфильма», а запись должна была начаться час назад.
Обычно запись оркестра — это гонка, так что все интересное проходит мимо. Вспоминаются только ужасы: например, отсутствие контрабасов за 10 минут до начала записи и судорожные попытки их найти, отсутствие финальной фразы рояля на записи «Молодого Маркса», когда все уже разошлись (в итоге Сергей Иванович Скрипка, который задержался в буфете, сказал: «Ладно, я сыграю, где ноты?»). Ну или знаменитый московский снегопад, когда стоит весь город, а оркестр буквально по одному приходит в зал «Мосфильма», а запись должна была начаться час назад.

Артем
Васильев
Фильмы «Экипаж», «Вакантна жизнь шеф-повара» и «72 часа»
Васильев
Фильмы «Экипаж», «Вакантна жизнь шеф-повара» и «72 часа»
Работа композитора с оркестром в кино — удел довольно небольшой группы авторов, располагающих на своих проектах соответствующим бюджетом. Если вы оказались в их числе, но раньше никогда для оркестра не писали, вам лучше прибегнуть к помощи профессиональных оркестровщиков, которые превратят ваши электронные эскизы в живую оркестровую ткань.
Если у вас за плечами есть академическое образование, но вы впервые работаете в кино, вам важно помнить, что сейчас распространен так называемый «гибридный» метод оркестровки, при котором используются как электронные звуки, так и живой оркестр.
Начиная свое знакомство с оркестром в академической среде и на протяжении одиннадцати лет изучая инструментоведение, историю оркестровых стилей и оркестровку в училище, консерватории и далее в аспирантуре, композиторы формируют довольно четкое представление, как работает этот универсальный инструмент. Но далеко не сразу понимают, как применить свои знания при гибридном методе сочинения в киномузыке. Здесь, с одной стороны, важно понимание принципов оркестровки, а с другой — практические навыки, которые каждый нарабатывает индивидуально.

Фото: Puk Khantho
Для меня интересен подход, при котором синтезаторы и сэмплы не столько дублируют оркестр, сколько обладают самостоятельными функциями внутри оркестровой ткани. Напевность и широкое дыхание живого оркестра здесь может сочетаться с четкой и сложной ритмической основой и более широким спектром звучания, характерным для электроники.
Свой путь в кино я начал в Британии, где на протяжении семи лет работал над оркестровками к фильмам. С самого начала этот опыт подсказал, что не все приемы, усвоенные в академической музыке, можно применять в оркестровке кино. У зрителей и режиссеров есть определенные стандарты восприятия, из-за которых могут случаться курьезы. Например, на своем первом проекте (фильм «Чемпионат 66 года» с музыкой Джоби Тэлбот) в одной из сцен я написал высокие флажолеты группе альтов, а режиссер, услышав их звучание с близких микрофонов, переполошил сотрудников лондонской студии Air, где мы работали, сказав, что в записи «помехи и шипение».
Также в процессе записи оркестровой музыки важна преемственность и общение с действующими профессионалами. Над большими кинопроектами могут трудиться сразу несколько оркестровщиков. В студенческие годы я участвовал в таком проекте вместе со своим преподавателем по оркестровке Крисом Остином и за один день совместной работы узнал от него гораздо больше об оркестровке в кино, чем за предыдущие годы обучения в его классе в аспирантуре Королевской Академии.
Если у вас за плечами есть академическое образование, но вы впервые работаете в кино, вам важно помнить, что сейчас распространен так называемый «гибридный» метод оркестровки, при котором используются как электронные звуки, так и живой оркестр.
Начиная свое знакомство с оркестром в академической среде и на протяжении одиннадцати лет изучая инструментоведение, историю оркестровых стилей и оркестровку в училище, консерватории и далее в аспирантуре, композиторы формируют довольно четкое представление, как работает этот универсальный инструмент. Но далеко не сразу понимают, как применить свои знания при гибридном методе сочинения в киномузыке. Здесь, с одной стороны, важно понимание принципов оркестровки, а с другой — практические навыки, которые каждый нарабатывает индивидуально.

Фото: Puk Khantho
Для меня интересен подход, при котором синтезаторы и сэмплы не столько дублируют оркестр, сколько обладают самостоятельными функциями внутри оркестровой ткани. Напевность и широкое дыхание живого оркестра здесь может сочетаться с четкой и сложной ритмической основой и более широким спектром звучания, характерным для электроники.
Свой путь в кино я начал в Британии, где на протяжении семи лет работал над оркестровками к фильмам. С самого начала этот опыт подсказал, что не все приемы, усвоенные в академической музыке, можно применять в оркестровке кино. У зрителей и режиссеров есть определенные стандарты восприятия, из-за которых могут случаться курьезы. Например, на своем первом проекте (фильм «Чемпионат 66 года» с музыкой Джоби Тэлбот) в одной из сцен я написал высокие флажолеты группе альтов, а режиссер, услышав их звучание с близких микрофонов, переполошил сотрудников лондонской студии Air, где мы работали, сказав, что в записи «помехи и шипение».
Также в процессе записи оркестровой музыки важна преемственность и общение с действующими профессионалами. Над большими кинопроектами могут трудиться сразу несколько оркестровщиков. В студенческие годы я участвовал в таком проекте вместе со своим преподавателем по оркестровке Крисом Остином и за один день совместной работы узнал от него гораздо больше об оркестровке в кино, чем за предыдущие годы обучения в его классе в аспирантуре Королевской Академии.

Иван
Бурляев
Фильмы «Салют-7» и «Притяжение», сериал «Великая»
Бурляев
Фильмы «Салют-7» и «Притяжение», сериал «Великая»
Начну с того, что никогда и никакие сэмплы не смогут заменить живое оркестровое исполнение. Чем куск мяса отличается от фарша? Тем, что фарш нельзя превратить обратно в кусок. Сэмплы — это фарш, и его абсолютный максимум — это бургер. Кому-то этого достаточно, но гурманы предпочитают стейк!
Примем за аксиому, что у вас прекрасная музыка, достойная симфонического оркестра. Чаще получается наоборот, но сегодня — о хорошем.
Для продуктивной записи оркестра в современных реалиях прежде всего важен фактор времени, ведь с первого и до последнего мгновения оркестровой смены бюджет вашего фильма ежеминутно худеет примерно на 500 рублей (плюс-минус, в зависимости от состава оркестра). И не важно, репетируете ли вы или общаетесь с дирижером, настраивается ли оркестр или ушел на перерыв… Да, скорее всего, деньги не ваши, но зачем топить печь ассигнациями? Поэтому, чтобы не тратить впустую драгоценное время оркестровой смены, вам нужно следующее:
Хороший оркестр важен, чтобы быстро разобраться в материале и на третий, четвертый проход выдать исполнение, которое всех устроит. Хороший дирижер вам в этом должен максимально оперативно помочь. Желательно, чтобы у дирижера была возможность ознакомиться с партитурами заранее.

Фото: Quincena Musical
Идеальная партитура необходима, опять же, для экономии времени. Заниматься «ловлей блох» на записи — последнее дело! Все ноты в партитуре обязаны быть верными, все авторские нюансы прописаны. Если композитор (это в последнее время случается все чаще) не умеет читать партитуры или вообще не в курсе, что такое ноты, на первый план выходит оркестровщик. Именно на нем будет лежать вся полнота ответственности за «изложение авторской мысли» и коммуникацию с дирижером и оркестром. Поэтому идеальная партитура — это идеальный оркестровщик. Увы, идеальных оркестровщиков заметно меньше, чем композиторов. Если вы знаете такого — молитесь на него!
Музыку мало хорошо записать, ее надо еще хорошо свести. Поэтому, безусловно, звукорежиссер — это тоже ваше все! Но если с тремя условиями выше не сложилось, звукорежиссеру в итоге попросту нечего будет сводить, и ваша «демка», которая так понравилась режиссеру, займет свое компромиссное место в фильме, а продюсер в очередной раз задумается: «А зачем мы вообще писали этот оркестр?». Итак, дирижер — это повар, оркестр — это печь, партитура — это мясо, звукорежиссер — это официант. К этому добавьте фактор времени (прожарки). Если все сошлось, у вас на столе будет восхитительный стейк!
Примем за аксиому, что у вас прекрасная музыка, достойная симфонического оркестра. Чаще получается наоборот, но сегодня — о хорошем.
Для продуктивной записи оркестра в современных реалиях прежде всего важен фактор времени, ведь с первого и до последнего мгновения оркестровой смены бюджет вашего фильма ежеминутно худеет примерно на 500 рублей (плюс-минус, в зависимости от состава оркестра). И не важно, репетируете ли вы или общаетесь с дирижером, настраивается ли оркестр или ушел на перерыв… Да, скорее всего, деньги не ваши, но зачем топить печь ассигнациями? Поэтому, чтобы не тратить впустую драгоценное время оркестровой смены, вам нужно следующее:
- хороший оркестр;
- хороший дирижер;
- идеальная партитура.
Хороший оркестр важен, чтобы быстро разобраться в материале и на третий, четвертый проход выдать исполнение, которое всех устроит. Хороший дирижер вам в этом должен максимально оперативно помочь. Желательно, чтобы у дирижера была возможность ознакомиться с партитурами заранее.

Фото: Quincena Musical
Идеальная партитура необходима, опять же, для экономии времени. Заниматься «ловлей блох» на записи — последнее дело! Все ноты в партитуре обязаны быть верными, все авторские нюансы прописаны. Если композитор (это в последнее время случается все чаще) не умеет читать партитуры или вообще не в курсе, что такое ноты, на первый план выходит оркестровщик. Именно на нем будет лежать вся полнота ответственности за «изложение авторской мысли» и коммуникацию с дирижером и оркестром. Поэтому идеальная партитура — это идеальный оркестровщик. Увы, идеальных оркестровщиков заметно меньше, чем композиторов. Если вы знаете такого — молитесь на него!
Музыку мало хорошо записать, ее надо еще хорошо свести. Поэтому, безусловно, звукорежиссер — это тоже ваше все! Но если с тремя условиями выше не сложилось, звукорежиссеру в итоге попросту нечего будет сводить, и ваша «демка», которая так понравилась режиссеру, займет свое компромиссное место в фильме, а продюсер в очередной раз задумается: «А зачем мы вообще писали этот оркестр?». Итак, дирижер — это повар, оркестр — это печь, партитура — это мясо, звукорежиссер — это официант. К этому добавьте фактор времени (прожарки). Если все сошлось, у вас на столе будет восхитительный стейк!

Владимир
Подгорецкий
Сериалы «Джинглики» и «Комиссарша», фильм «Игра в правду»
Подгорецкий
Сериалы «Джинглики» и «Комиссарша», фильм «Игра в правду»
Отучившись в Московской консерватории, могу сказать, что живой опыт работы с оркестром — это огромная редкость, и студентам удается услышать свое произведение в исполнении полного симфонического оркестра подчас только на выпускном экзамене. В кино же достаточно частая практика, когда сорок минут музыки композитора записываются оркестром. Поэтому переоценить этот опыт просто невозможно.
Композитор, как монах, большую часть времени проводит в одиночестве в своей студии, где создает нетленку долгими ночами, и, конечно, если в конце изнурительных месяцев работы над музыкой для фильма его ждет запись с оркестром, это будет кульминацией и самым волнующим моментом во всем процессе работы над музыкой. Услышать, как музыку, которая родилась внутри тебя, исполняет симфонический оркестр, как она начинает жить и звучать новыми красками — это поистине огромное удовольствие, которое стоит всех потраченных усилий и бессонных ночей, проведенных в подготовке к записи.
Мне повезло дирижировать такими оркестрами, как «ГАСО», «РНО», «НФОР», «Musica Viva». Считаю, что они — одни из лучших в Европе. Для любого композитора огромная честь и ответственность дирижировать такими прекрасными музыкантами, и, конечно, от уровня подготовленности композитора напрямую зависит качество записи.
Музыка из фильма «Каникулы президента» (2018)
Многие композиторы думают, что, если музыку написали они, им и продирижировать не составит труда. Исходя из своего опыта, я могу сказать: одно дело написать музыку, качественно же ее продирижировать — совсем другая задача, требующая отдельной подготовки. Нужно забыть, что музыка написана тобой, и начать всю работу заново, изучив свою музыку, как чужую. К тому же из-за жесткого графика производства у композитора часто совсем не остается сил и времени на подготовку.
Музыку записывают в самом конце работы композитора, и очень часто он подходит к записи, несколько ночей подряд не спав, нервно и морально истощенным от многочасовой работы. Поэтому очень важно сохранить достаточно сил, чтобы провести запись оркестра. Это, наверное, основная проблема: в конце марафона тебе предлагают пробежать еще и стометровку на скорость, и от результата последнего рывка зависит качество всего фильма.
Композитор, как монах, большую часть времени проводит в одиночестве в своей студии, где создает нетленку долгими ночами, и, конечно, если в конце изнурительных месяцев работы над музыкой для фильма его ждет запись с оркестром, это будет кульминацией и самым волнующим моментом во всем процессе работы над музыкой. Услышать, как музыку, которая родилась внутри тебя, исполняет симфонический оркестр, как она начинает жить и звучать новыми красками — это поистине огромное удовольствие, которое стоит всех потраченных усилий и бессонных ночей, проведенных в подготовке к записи.
Мне повезло дирижировать такими оркестрами, как «ГАСО», «РНО», «НФОР», «Musica Viva». Считаю, что они — одни из лучших в Европе. Для любого композитора огромная честь и ответственность дирижировать такими прекрасными музыкантами, и, конечно, от уровня подготовленности композитора напрямую зависит качество записи.
Музыка из фильма «Каникулы президента» (2018)
Многие композиторы думают, что, если музыку написали они, им и продирижировать не составит труда. Исходя из своего опыта, я могу сказать: одно дело написать музыку, качественно же ее продирижировать — совсем другая задача, требующая отдельной подготовки. Нужно забыть, что музыка написана тобой, и начать всю работу заново, изучив свою музыку, как чужую. К тому же из-за жесткого графика производства у композитора часто совсем не остается сил и времени на подготовку.
Музыку записывают в самом конце работы композитора, и очень часто он подходит к записи, несколько ночей подряд не спав, нервно и морально истощенным от многочасовой работы. Поэтому очень важно сохранить достаточно сил, чтобы провести запись оркестра. Это, наверное, основная проблема: в конце марафона тебе предлагают пробежать еще и стометровку на скорость, и от результата последнего рывка зависит качество всего фильма.

Дмитрий
Ланской
Сериалы «Восьмидесятые», «Реальные пацаны» и «Воронины»
Ланской
Сериалы «Восьмидесятые», «Реальные пацаны» и «Воронины»
Первая сложность при записи музыки с оркестром — это написание правильной партитуры, оркестровки. Если у вас нет большого опыта, лучше обратиться к помощи коллег со специальным образованием. Программы вроде Sibelius не всегда корректно переводят ваши идеи на нотную грамоту и требуют редакции. Оркестровка должна быть удобной и комфортной для чтения с листа. Нужно учитывать тесситуру, аппликатуру и еще массу нюансов для каждого инструмента. Правильная партитура невероятно помогает процессу и дает вам возможность работать во время записи над выразительностью исполнения и штрихами, а не разбирать, кто и что должен играть и с какого такта.
Вторая сложность состоит в том, чтобы произвести грамотную запись. Даже если в вашем распоряжении хороший состав с прекрасным дирижером, очень важно правильно озвучить (расставить микрофоны), сделать комфортный баланс для исполнителей и премикс для контроля. Также желательно привлечь звукорежиссера с опытом записи симфонической музыки, а лучше — специализирующегося на этом направлении.
Конечно, имеет значение сама студия или пространство, в котором идет запись, так как при записи оркестра очень важен так называемый показатель Room (т.е. пространство комнаты, которое мы слышим в при записи акустических инструментов, окрас акустического отражения). Иногда даже в идеальных условиях и с супер-набором правильных микрофонов в студии не получается добиться желаемого результата, а в зале с правильной акустикой и правильно расставленными несколькими микрофонами получаются записи удивительной красоты. Важнее всего передать в конечной фонограмме воздух и дыхание.
Вторая сложность состоит в том, чтобы произвести грамотную запись. Даже если в вашем распоряжении хороший состав с прекрасным дирижером, очень важно правильно озвучить (расставить микрофоны), сделать комфортный баланс для исполнителей и премикс для контроля. Также желательно привлечь звукорежиссера с опытом записи симфонической музыки, а лучше — специализирующегося на этом направлении.
Конечно, имеет значение сама студия или пространство, в котором идет запись, так как при записи оркестра очень важен так называемый показатель Room (т.е. пространство комнаты, которое мы слышим в при записи акустических инструментов, окрас акустического отражения). Иногда даже в идеальных условиях и с супер-набором правильных микрофонов в студии не получается добиться желаемого результата, а в зале с правильной акустикой и правильно расставленными несколькими микрофонами получаются записи удивительной красоты. Важнее всего передать в конечной фонограмме воздух и дыхание.

Дмитрий
Носков
Фильмы «Салют-7» и «Притяжение»
Носков
Фильмы «Салют-7» и «Притяжение»
При первой работе с оркестром важно помнить: то, что у вас хорошо звучало в MIDI, не обязательно будет звучать в оркестре. Для этого нужно тщательно проработать оркестровку как до вывода на ноты (еще в DAW), так и после. Уделите особое внимание голосоведению и тембральной насыщенности. Гармоническое заполнение должно быть распределено правильно, по группам инструментов. Избегайте основных оркестровочных ошибок (аккорды в нижнем регистре струнных, деревянных и так далее), если, конечно, музыка не подразумевает обратного.
Если вы делаете партитуры не сами, а с помощью оркестровщика, обязательно проверьте все до записи. Это касается как наличия нот, так и ритмически, и динамически. Зачастую, то или другое бывает с ошибками. Если музыка написана под изображение, подготовьте трек MIDI-метронома со всеми темповыми изменениями. В противном случае вы рискуете «вывалиться» из картинки при миксе.

Фото: Dayne Topkin
Однажды я пришел на запись с совершенно новыми музыкантами и новым дирижером, с которыми раньше не работал. Мы стали репетировать первую пьесу. Она была достаточно сложна, поскольку имела массу темповых и фактурных изменений. Когда оркестр начал издавать звуки, у меня на какое-то время случилась паника, я подумал: «Все, можно расходиться, они это не сыграют...». Но через два или три раза оркестр зазвучал как надо! Так что не пугайтесь, если ваша музыка с оркестром сначала будет звучать не так, как вы ее написали.
В наше время репетировать перед записью с оркестром — непозволительная финансовая роскошь, поэтому приходится репетировать прямо во время нее.
Возьмите хорошего дирижера — это 90% вашего успеха!
Если вы делаете партитуры не сами, а с помощью оркестровщика, обязательно проверьте все до записи. Это касается как наличия нот, так и ритмически, и динамически. Зачастую, то или другое бывает с ошибками. Если музыка написана под изображение, подготовьте трек MIDI-метронома со всеми темповыми изменениями. В противном случае вы рискуете «вывалиться» из картинки при миксе.

Фото: Dayne Topkin
Однажды я пришел на запись с совершенно новыми музыкантами и новым дирижером, с которыми раньше не работал. Мы стали репетировать первую пьесу. Она была достаточно сложна, поскольку имела массу темповых и фактурных изменений. Когда оркестр начал издавать звуки, у меня на какое-то время случилась паника, я подумал: «Все, можно расходиться, они это не сыграют...». Но через два или три раза оркестр зазвучал как надо! Так что не пугайтесь, если ваша музыка с оркестром сначала будет звучать не так, как вы ее написали.
В наше время репетировать перед записью с оркестром — непозволительная финансовая роскошь, поэтому приходится репетировать прямо во время нее.
Возьмите хорошего дирижера — это 90% вашего успеха!

Мурат
Кабардоков
Фильмы «Огни большой деревни», «Франкофония»
Кабардоков
Фильмы «Огни большой деревни», «Франкофония»
Когда работаешь с оркестром для записи музыки к фильму, очень важно, чтобы на этапе партитуры и голосов все было довольно подробно расписано и не было большого количества опечаток. Как правило, бюджет для репетиций отдельно не выделяется, поэтому музыканты впервые видят ноты уже в студии. Поэтому сказанное выше позволяет быстрее вникнуть в суть пьес, избежать пространных ответов на вопрос «как это играть» и сэкономить драгоценное время. То же касается и опечаток: лучше несколько раз проверить до записи, чем разбираться во время нее.
Общение со звукорежиссером и дирижером до сессии записи — это аксиома. Если у меня есть какие-то особые требования, то я поговорю отдельно с каждым музыкантом и объясню ему, что я хочу. В фильме «Огни большой деревни» Ильи Учителя есть сцена, где я хотел, чтобы ударная установка и фортепиано вместе обрисовывали каждое движение (наподобие музыки в старых диснеевских фильмах), при этом я не имел понятия, как это записать нотами, тем более, что полной картины музыкального сопровождения в голове у меня не было. Я придумал несколько ритм-элементов, их записали отдельно: тарелки, малый барабан, фортепиано, тамбурин и так далее. А потом уже из записанного я словно паззл составлял шумовую партитуру. Вроде бы получилось неплохо.
Общение со звукорежиссером и дирижером до сессии записи — это аксиома. Если у меня есть какие-то особые требования, то я поговорю отдельно с каждым музыкантом и объясню ему, что я хочу. В фильме «Огни большой деревни» Ильи Учителя есть сцена, где я хотел, чтобы ударная установка и фортепиано вместе обрисовывали каждое движение (наподобие музыки в старых диснеевских фильмах), при этом я не имел понятия, как это записать нотами, тем более, что полной картины музыкального сопровождения в голове у меня не было. Я придумал несколько ритм-элементов, их записали отдельно: тарелки, малый барабан, фортепиано, тамбурин и так далее. А потом уже из записанного я словно паззл составлял шумовую партитуру. Вроде бы получилось неплохо.
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
Обложка: Обложка: Kael Bloom
Комментарии