Практика

Следящая камера: съемка с рук или со стабилизаторами

Движение камеры может влиять на тон и идею кадра. Режиссер, актер и каскадер  Джон Фрэнсис Маккала рассказывает, о чём стоит подумать, выбирая манеру повествования

  • 17 марта
  • 2738

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Снимая сцену на динамичную камеру, нужно помнить, что количество панорамировний, наклонов и переходов, которые мы можем использовать для ее создания, ограничено. Даже если действие можно показать с помощью нескольких поворотов, с учётом стиля всего фильма или настроения в этой сцене это может оказаться не лучшим решением. Помните, что камера — это молчаливый рассказчик, от которого зависит, когда зритель увидит новую информацию, какой именно будет эта информация и (в зависимости от ракурса, освещения и т.д.) как он ее интерпретирует. Часто лучше просто следовать за сюжетом. Есть несколько способов это сделать, и обычно все они связаны с двумя стилями: ручной съемкой или стабилизацией изображения.

На съемках фильма «Дитя человеческое» (2006) / Фото: Universal Pictures
На съемках фильма «Дитя человеческое» (2006) / Фото: Universal Pictures

В рамках этой статьи понятия «съемка с рук» и «съемка со стабилизатором» будут достаточно широкими. Например, когда я говорю о стабилизированном кадре, то имею в виду такой, где камера не дрожит, а будто бы парит в сцене. С технической стороны это может быть реализовано несколькими путями: долли, гимбалы и прочее оборудование. А под «съемкой с рук» я подразумеваю любой стиль съемки, в котором присутствует человеческий фактор в виде дрожащей камеры.
 

От первого и третьего лица


Значительная разница между ручной и стабилизированной съемкой раскрывается в отношениях между зрителем и действием. Как и в литературе, рассказ в кино может вестись от третьего или первого лица, зритель выступает либо вездесущим сторонним наблюдателем, либо непосредственным участником. Стабилизированная камера парит в пространстве, на неё не влияет окружение, она способна проникнуть в любую часть сцены.
 
Сцена из фильма «Ночи в стиле буги» (1997)

В «Ночах в стиле буги» стабилизированные кадры уместны не только потому, что эту историю пересказывает человек, но и потому, что иногда мы погружаемся в такие части сюжета, о которых главных герой (Дирк) не знал или не мог знать. Движения стабилизированной камеры помогают передать это ощущение.

С другой стороны, съемка с рук позволяет почувствовать себя непосредственным участником событий и перемещаться вокруг персонажей, ограничиваясь физическим пространством и объектами в сцене.
 
Сцена из сериала «Офис»

Сериалу «Офис», однако, съемка с рук прекрасно подходит не только потому, что это мокьюментари — сериал глубоко взаимодействует со зрителями. Он создает ощущение близости с героями, как будто мы работаем в Dunder Mifflin бок о бок со всеми этими безумными персонажами. Довольно часто камера буквально следит за нашими коллегами — сквозь жалюзи, через плечо. И это дает ощущение присутствия. Давайте посмотрим, каким образом эти два стиля влияют на то, как зритель интерпретирует информацию.
 

Контроль и хаос


Здесь движения камеры четко выверены и стабильны, она уверенно и хладнокровно скользит сквозь сцену, пока мы следуем за Джеймсом Бондом, у которого всегда все под контролем. Она передаёт его владение ситуацией, его уверенность в своих способностях. Вот он ступает по карнизу здания, готовясь к убийству. Камера остается спокойной вплоть до начала стрельбы, однако даже тогда его движение точно и выверенно.
 
Сцена из фильма «007: Спектр» (2015)

Сравните Джеймса Бонда с культовой сценой из фильма «Дитя человеческое». Главный герой Тео никак не контролирует ситуацию. Фактически, он остался в живых только потому, что повстанцы застали его похитителей врасплох. Камера снимает происходящее максимально близко к тому, как его воспринимает Тео, не становясь при этом буквально съемкой от первого лица. Мы следим за тем же, что и главный герой, видим вещи так, как их видит он. Камера дает нам представить себя на его месте, когда он отчаянно бежит через эту зону военных действий, надеясь на лучшее. (Спасибо Эммануэлю Любецки за абсолютно прекрасную передачу этой однокадровой сцены).
 
Сцена из фильма «Дитя человеческое» (2006)

В конце-концов, вы можете сделать выбор между съемкой с рук или со стабилизатором, опираясь только на визуальную составляющую. Вы режиссер — вам и решать. Но учтите, что каждая деталь фильма, не только движение камеры, влияет на то, как зритель воспримет вашу историю. Иногда вам приходится выбирать стиль съёмки, исходя из бюджета. При низком бюджете или его отсутствии можно обратиться к съёмке с рук. Но если вам непременно нужно плавное движение камеры и отсутствие тряски, существуют сотни вариантов, как добиться этого в домашних условиях. Например, авторы видео ниже объяняют, как собрать один из них.

Источник: premiumbeat.com
 

Обложка: Kal Visuals

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Проклятье «голливудского аниме» и почему его пока не получается снять

Голливудские экранизации японских комиксов и легенд почти всегда проваливаются и в финансовом аспекте, и среди кинокритиков, однако синдром «американского аниме» или «голливудской Японии» до сих пор не дает спать ни большим, ни маленьким режиссерам и продюсерам. Почему даже масштабная «Алита: Боевой ангел» не смогла снять это проклятье? Попробуем разобраться

  • 7 апреля
  • 7560
Репортаж

Полнокадровые цифровые кинокамеры: мифы и реальность

На что в действительности влияет размер сенсора 

  • 11 апреля
  • 3534
Практика

Как театр влияет на костюмы в кино

Есть ли взаимовлияние между кино и театром? Могут ли методы создания театрального костюма использоваться в кино или они слишком специфичные для экрана? Об этом рассуждает художник по костюмам Ирина Жигмунд

  • 10 апреля
  • 2003
Практика

Мастер: Фрэнсис Форд Коппола

Не нуждающийся в представлении Фрэнсис Форд Коппола намедни отметил 80-летие, в честь чего предлагаем подробнее изучить режиссерский стиль одного из самых эклектичных мастеров Голливуда и американского независимого кино

  • 8 апреля
  • 1776
Практика

Как это снято: «Безумный Макс»

40 лет назад малобюджетный экшн «Безумный Макс» не только запустил карьеру Мэла Гибсона и начал успешную франшизу, но и перевернул киноиндустрию целой страны. Как кинематографистам-дебютантам удалось создать мировой культурный феномен?

  • 14 апреля
  • 1555
Практика

Визуальные эффекты фильма «Капитан Марвел»: руки-пушки и цифровой кот

Как студия Trixter смогла заставить героиню Бри Ларсон стрелять из рук и оживила на экране цифровую копию кота Реджи

  • 8 апреля
  • 1465
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее