Практика

Следящая камера: съемка с рук или со стабилизаторами

Движение камеры может влиять на тон и идею кадра. Режиссер, актер и каскадер  Джон Фрэнсис Маккала рассказывает, о чём стоит подумать, выбирая манеру повествования

  • 17 марта
  • 2969

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Снимая сцену на динамичную камеру, нужно помнить, что количество панорамировний, наклонов и переходов, которые мы можем использовать для ее создания, ограничено. Даже если действие можно показать с помощью нескольких поворотов, с учётом стиля всего фильма или настроения в этой сцене это может оказаться не лучшим решением. Помните, что камера — это молчаливый рассказчик, от которого зависит, когда зритель увидит новую информацию, какой именно будет эта информация и (в зависимости от ракурса, освещения и т.д.) как он ее интерпретирует. Часто лучше просто следовать за сюжетом. Есть несколько способов это сделать, и обычно все они связаны с двумя стилями: ручной съемкой или стабилизацией изображения.

На съемках фильма «Дитя человеческое» (2006) / Фото: Universal Pictures
На съемках фильма «Дитя человеческое» (2006) / Фото: Universal Pictures

В рамках этой статьи понятия «съемка с рук» и «съемка со стабилизатором» будут достаточно широкими. Например, когда я говорю о стабилизированном кадре, то имею в виду такой, где камера не дрожит, а будто бы парит в сцене. С технической стороны это может быть реализовано несколькими путями: долли, гимбалы и прочее оборудование. А под «съемкой с рук» я подразумеваю любой стиль съемки, в котором присутствует человеческий фактор в виде дрожащей камеры.
 

От первого и третьего лица


Значительная разница между ручной и стабилизированной съемкой раскрывается в отношениях между зрителем и действием. Как и в литературе, рассказ в кино может вестись от третьего или первого лица, зритель выступает либо вездесущим сторонним наблюдателем, либо непосредственным участником. Стабилизированная камера парит в пространстве, на неё не влияет окружение, она способна проникнуть в любую часть сцены.
 
Сцена из фильма «Ночи в стиле буги» (1997)

В «Ночах в стиле буги» стабилизированные кадры уместны не только потому, что эту историю пересказывает человек, но и потому, что иногда мы погружаемся в такие части сюжета, о которых главных герой (Дирк) не знал или не мог знать. Движения стабилизированной камеры помогают передать это ощущение.

С другой стороны, съемка с рук позволяет почувствовать себя непосредственным участником событий и перемещаться вокруг персонажей, ограничиваясь физическим пространством и объектами в сцене.
 
Сцена из сериала «Офис»

Сериалу «Офис», однако, съемка с рук прекрасно подходит не только потому, что это мокьюментари — сериал глубоко взаимодействует со зрителями. Он создает ощущение близости с героями, как будто мы работаем в Dunder Mifflin бок о бок со всеми этими безумными персонажами. Довольно часто камера буквально следит за нашими коллегами — сквозь жалюзи, через плечо. И это дает ощущение присутствия. Давайте посмотрим, каким образом эти два стиля влияют на то, как зритель интерпретирует информацию.
 

Контроль и хаос


Здесь движения камеры четко выверены и стабильны, она уверенно и хладнокровно скользит сквозь сцену, пока мы следуем за Джеймсом Бондом, у которого всегда все под контролем. Она передаёт его владение ситуацией, его уверенность в своих способностях. Вот он ступает по карнизу здания, готовясь к убийству. Камера остается спокойной вплоть до начала стрельбы, однако даже тогда его движение точно и выверенно.
 
Сцена из фильма «007: Спектр» (2015)

Сравните Джеймса Бонда с культовой сценой из фильма «Дитя человеческое». Главный герой Тео никак не контролирует ситуацию. Фактически, он остался в живых только потому, что повстанцы застали его похитителей врасплох. Камера снимает происходящее максимально близко к тому, как его воспринимает Тео, не становясь при этом буквально съемкой от первого лица. Мы следим за тем же, что и главный герой, видим вещи так, как их видит он. Камера дает нам представить себя на его месте, когда он отчаянно бежит через эту зону военных действий, надеясь на лучшее. (Спасибо Эммануэлю Любецки за абсолютно прекрасную передачу этой однокадровой сцены).
 
Сцена из фильма «Дитя человеческое» (2006)

В конце-концов, вы можете сделать выбор между съемкой с рук или со стабилизатором, опираясь только на визуальную составляющую. Вы режиссер — вам и решать. Но учтите, что каждая деталь фильма, не только движение камеры, влияет на то, как зритель воспримет вашу историю. Иногда вам приходится выбирать стиль съёмки, исходя из бюджета. При низком бюджете или его отсутствии можно обратиться к съёмке с рук. Но если вам непременно нужно плавное движение камеры и отсутствие тряски, существуют сотни вариантов, как добиться этого в домашних условиях. Например, авторы видео ниже объяняют, как собрать один из них.

Источник: premiumbeat.com
 

Обложка: Kal Visuals

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 4318
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2655
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 2037
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1730
Практика

Мастер: Брайан Де Пальма

Разгул секса и насилия, вуайеризм и субъективная камера, зональные линзы и сплит-скрин, цитаты Хичкока и Эйзенштейна — разбираем стиль Брайана Де Пальмы, мастера китчевого триллера и автора таких хитов, как «Кэрри», «Лицо со шрамом» и «Неприкасаемые»

  • 6 июня
  • 1272
Техника

Камеры Канн-2019: от ALEXA Mini до «Красногорска-3»

Смотрим, какими камерами снимались фильмы Каннского кинофестиваля этого года: господство ALEXA Mini, эксперименты с Sony, Canon и Panasonic, а также дань пленочной традиции

  • 13 июня
  • 1217
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее