Практика

Следящая камера: съемка с рук или со стабилизаторами

Движение камеры может влиять на тон и идею кадра. Режиссер, актер и каскадер  Джон Фрэнсис Маккала рассказывает, о чём стоит подумать, выбирая манеру повествования

  • 17 марта 2019
  • 4329
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Снимая сцену на динамичную камеру, нужно помнить, что количество панорамирований, наклонов и переходов, которые мы можем использовать для ее создания, ограничено. Даже если действие можно показать с помощью нескольких поворотов, с учётом стиля всего фильма или настроения в этой сцене это может оказаться не лучшим решением. Помните, что камера — это молчаливый рассказчик, от которого зависит, когда зритель увидит новую информацию, какой именно будет эта информация и (в зависимости от ракурса, освещения и т.д.) как он ее интерпретирует. Часто лучше просто следовать за сюжетом. Есть несколько способов это сделать, и обычно все они связаны с двумя стилями: ручной съемкой или стабилизацией изображения.

На съемках фильма «Дитя человеческое» (2006) / Фото: Universal Pictures
На съемках фильма «Дитя человеческое» (2006) / Фото: Universal Pictures

В рамках этой статьи понятия «съемка с рук» и «съемка со стабилизатором» будут достаточно широкими. Например, когда я говорю о стабилизированном кадре, то имею в виду такой, где камера не дрожит, а будто бы парит в сцене. С технической стороны это может быть реализовано несколькими путями: долли, гимбалы и прочее оборудование. А под «съемкой с рук» я подразумеваю любой стиль съемки, в котором присутствует человеческий фактор в виде дрожащей камеры.
 

От первого и третьего лица


Значительная разница между ручной и стабилизированной съемкой раскрывается в отношениях между зрителем и действием. Как и в литературе, рассказ в кино может вестись от третьего или первого лица, зритель выступает либо вездесущим сторонним наблюдателем, либо непосредственным участником. Стабилизированная камера парит в пространстве, на неё не влияет окружение, она способна проникнуть в любую часть сцены.
 
Сцена из фильма «Ночи в стиле буги» (1997)

В «Ночах в стиле буги» стабилизированные кадры уместны не только потому, что эту историю пересказывает человек, но и потому, что иногда мы погружаемся в такие части сюжета, о которых главных герой (Дирк) не знал или не мог знать. Движения стабилизированной камеры помогают передать это ощущение.

С другой стороны, съемка с рук позволяет почувствовать себя непосредственным участником событий и перемещаться вокруг персонажей, ограничиваясь физическим пространством и объектами в сцене.
 
Сцена из сериала «Офис»

Сериалу «Офис», однако, съемка с рук прекрасно подходит не только потому, что это мокьюментари — сериал глубоко взаимодействует со зрителями. Он создает ощущение близости с героями, как будто мы работаем в Dunder Mifflin бок о бок со всеми этими безумными персонажами. Довольно часто камера буквально следит за нашими коллегами — сквозь жалюзи, через плечо. И это дает ощущение присутствия. Давайте посмотрим, каким образом эти два стиля влияют на то, как зритель интерпретирует информацию.
 

Контроль и хаос


Здесь движения камеры четко выверены и стабильны, она уверенно и хладнокровно скользит сквозь сцену, пока мы следуем за Джеймсом Бондом, у которого всегда все под контролем. Она передаёт его владение ситуацией, его уверенность в своих способностях. Вот он ступает по карнизу здания, готовясь к убийству. Камера остается спокойной вплоть до начала стрельбы, однако даже тогда его движение точно и выверенно.
 
Сцена из фильма «007: Спектр» (2015)

Сравните Джеймса Бонда с культовой сценой из фильма «Дитя человеческое». Главный герой Тео никак не контролирует ситуацию. Фактически, он остался в живых только потому, что повстанцы застали его похитителей врасплох. Камера снимает происходящее максимально близко к тому, как его воспринимает Тео, не становясь при этом буквально съемкой от первого лица. Мы следим за тем же, что и главный герой, видим вещи так, как их видит он. Камера дает нам представить себя на его месте, когда он отчаянно бежит через эту зону военных действий, надеясь на лучшее. (Спасибо Эммануэлю Любецки за абсолютно прекрасную передачу этой однокадровой сцены).
 
Сцена из фильма «Дитя человеческое» (2006)

В конце-концов, вы можете сделать выбор между съемкой с рук или со стабилизатором, опираясь только на визуальную составляющую. Вы режиссер — вам и решать. Но учтите, что каждая деталь фильма, не только движение камеры, влияет на то, как зритель воспримет вашу историю. Иногда вам приходится выбирать стиль съёмки, исходя из бюджета. При низком бюджете или его отсутствии можно обратиться к съёмке с рук. Но если вам непременно нужно плавное движение камеры и отсутствие тряски, существуют сотни вариантов, как добиться этого в домашних условиях. Например, авторы видео ниже объяняют, как собрать один из них.

Источник: premiumbeat.com
 

Обложка: Kal Visuals

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 621
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 468
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2238
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2164
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1105
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1405
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее