Обзоры

7 фильмов с экстремально быстрым монтажом

Стремительный монтаж — уже привычное явление, но есть картины, которые удивляют его скоростью даже сегодня. Причем не всегда это удивление приятно. Вспоминаем несколько картин, где средняя длина кадра составляет меньше двух секунд, и задаемся вопросом — а всегда ли уместно такое решение

  • 22 декабря 2018
  • 4314
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

1«Заложница 3» (Оливье Мегатон, 2014)


Средняя длина кадра: 1,4 секунды
 
Трейлер фильма «Заложница 3» (2014)

Вся экшн-франшиза об отставном агенте ЦРУ, который борется с обидчиками своей семьи отличается скоростным монтажом со средней длинной кадра в районе двух секунд. Но в финальной части был поставлен рекорд — средняя длина кадра здесь составляет всего лишь 1,4 секунды. Таким образом, число склеек в 109-минутном фильме — около 4,5 тысяч (в большинстве обычных картин — это 1000-1500 склеек). Феноменальная скорость, с одной стороны, обусловлена жанровой спецификой — современный боевик как-никак. И местами это действительно работает. В то же время стоит отметить, что картину считают образцом дурного монтажного вкуса. Хрестоматийной в этом плане стала сцена, где главный герой перепрыгивает забор — 15 склеек на 6 секунд. Трудно даже определиться, что подобное решение вызывает больше — смех или тошноту.
 

2«Малыш на драйве» (Эдгар Райт, 2017)


Средняя длина кадра: 1,4 секунды
 
Трейлер фильма «Малыш на драйве» (2017)

Эдгар Райт известен любовью к скоростному монтажу. Средняя длина кадра в районе 2-3 секунд с акцентами на выразительных крупных планах и деталях уже давно  стала его режиссерской фишкой. Прослеживается и тенденция к ускорению монтажного темпа. Во всяком случае, в последней на данный момент своей картине «Малыш на драйве» режиссер поставил личный рекорд — средняя длина кадра здесь равна 1,4 секунды. Монтаж должен был передавать зрителю адреналиновый заряд от автомобильного экшна, а также точно сочетаться с музыкой. Чтобы этого достичь, режиссер монтажа Пол Мачлисс постоянно присутствовал на съемках и делал черновой монтаж на площадке. Фильм, кстати, вполне заслуженно номинировался на «Оскар» за лучший монтаж в этом году.
 

3«Обитель зла: Последняя глава» (Пол У. С. Андерсон, 2016)


Средняя длина кадра: 1,6 секунды
 
Трейлер фильма «Обитель зла: Последняя глава» (2016)

Полу У. С. Андерсону, возможно, принадлежит звание самого скорострельного режиссера в мире. Если взять всю его фильмографию, состоящую преимущественно из боевиков, то средняя длина кадра в его картинах — 2,4 секунды. Стремление к ускорению монтажа явно прослеживается во франшизе «Обитель зла». Если в первом фильме средняя длина кадра составляет как раз 2,4 секунды, то в последнем — уже 1,6 секунд. И, по мнению даже больших поклонников франшизы, это не пошло фильму на пользу. Овер-эдитинг затрагивает не только экшн-сцены, но даже обычные диалоги или сцены, происходящие в темноте,  из-за чего очень сложно понять, что происходит.
 

4«Домино» (Тони Скотт, 2005)


Средняя длина кадра: 1,7 секунды
 
Трейлер фильма «Домино» (2005)

Тони Скотт — один из тех режиссеров, которые привили в начале 90-х большому кино моду на стремительный клиповый монтаж. Во многих его картинах средняя длина кадра составляет 2-3,5 секунды. Особенно же выделяется «Домино», где параметр равен 1,7 секундам. Такая высокая скорость здесь кажется вполне органичной и помогает передать одновременно динамику и драматизм происходящего.
 

5«Ультиматум Борна» (Пол Гринграсс, 2007)


Средняя длина кадра: 1,7 секунды
 
Трейлер фильма «Ультиматум Борна» (2007)

Еще один одержимый лихорадочным монтажом — Пол Гринграсс. Средняя длина кадра по его фильмографии — 2,7 секунды, но свой рекорд режиссер поставил в третьей части борнианы «Ультиматум Борна» — 1,7 секунды. В наиболее напряженных экшн-сценах скорость монтажа здесь доходит и вовсе до 1 склейки в секунду. Режиссер монтажа Кристофер Раус отмечает, что при работе над картиной ему необходимо было соблюсти баланс между «читаемостью» действия и передачей хаотичности происходящих событий. Сложности добавляла любовь Гринграсса к ручной камере и крупным планам. Усилия Рауса были отмечены «Оскаром» за лучший монтаж.
 

6«Адреналин: Высокое напряжение» (Марк Невелдайн и Брайан Тейлор, 2009)


Средняя длина кадра: 1,8 секунды
 
Трейлер фильма «Адреналин: Высокое напряжение» (2009)

«Адреналин» — одна из самых жестких экшн-франшиз не только из-за обилия шок-контента и ненормативной лексики, но и из-за специфического визуального ряда: грязное цифровое изображение, ручная камера, обилие заваленных углов, подчас полная неразбериха в кадре и все это при средней длине кадра в 1,8 секунды. Безумной истории — безумный монтаж. Правда, смотреть это почти невозможно — сдает психика.
 

7«Мулен Руж» (Баз Лурман, 2001)


Средняя длина кадра: 1,9 секунды
 
Трейлер фильма «Мулен Руж» (2001)

Режиссер монтажа Джилл Билкок во многом определила ранний стиль База Лурмана, придав его ярким и вычурным историям особую динамику и ритмическую экспрессию. «Мулен Руж», благодаря ее усилиям, стал самым скоростным фильмом Лурмана — средняя длина кадра составляет здесь впечатляющие 1,9 секунд. Во многом такое решение было подсказано обилием музыкально-танцевальных номеров — песни и общая обостренная эмоциональность действия, по словам Билкок, формировали монтажные решения. Подход был оценен номинацией «Оскара».
 

Обложка: кадр из фильма «Обитель зла: Последняя глава» (2016) / Screen Gems

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Репортаж

Полнокадровые цифровые кинокамеры: мифы и реальность

На что в действительности влияет размер сенсора 

  • 11 апреля
  • 4184
Практика

Как это снято: «Безумный Макс»

40 лет назад малобюджетный экшн «Безумный Макс» не только запустил карьеру Мэла Гибсона и начал успешную франшизу, но и перевернул киноиндустрию целой страны. Как кинематографистам-дебютантам удалось создать мировой культурный феномен?

  • 14 апреля
  • 2341
Практика

Как театр влияет на костюмы в кино

Есть ли взаимовлияние между кино и театром? Могут ли методы создания театрального костюма использоваться в кино или они слишком специфичные для экрана? Об этом рассуждает художник по костюмам Ирина Жигмунд

  • 10 апреля
  • 2180
Практика

Визуальные эффекты фильма «Капитан Марвел»: руки-пушки и цифровой кот

Как студия Trixter смогла заставить героиню Бри Ларсон стрелять из рук и оживила на экране цифровую копию кота Реджи

  • 8 апреля
  • 1662
Репортаж

Как написать и продать пилот сериала

Почему пилотная серия лучше обычной заявки, какие герои и истории интересны ТВ-продюсерам, как успешно презентовать свой сценарий крупной студии — о тенденциях индустрии узнали на лекции сценариста Дмитрия Абезяева

  • 12 апреля
  • 1660
Профессия

«В кино не существует слова "нет"»: тезисы мастер-класса Константина Шатова

За что второго режиссера называют «серым кардиналом», можно ли снимать, если нет актеров и не написан сценарий, почему 80 смен подряд — это все-таки перебор: Константин Шатов о сложностях профессии

  • 15 апреля
  • 1262
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее