Практика

Как использовать дым в музыкальных клипах

Дым — секретное оружие режиссеров и операторов. Но с ним, как и с любым другим инструментом, стоит обращаться осторожно

  • 20 декабря 2018
  • 2281

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 
В мире операторского искусства дым — один из самых важных элементов. В особенности это касается освещения. Дым способен на многое. Он рассеивает свет, придает особый стиль хоррорам, добавляет кинематографичности и глубины кадру.

Но дым — штука капризная, его нельзя просто запустить на площадку и ждать, что он все сделает лучше. В новом видео YouTube-канала Olufemii режиссер и оператор Джош Энобакхаре дает несколько полезных советов, как овладеть искусством «затуманивания».
 

«Перед съемками своего недавнего клипа я осознанно решил не брать с собой дым-машину. На меня это совсем не похоже, ведь я буквально помешан на дыме.

Впервые познакомившись с дымом в кино, я понял, что он делает пространство глубже, выступая в роли особой поверхности, на которой могут взаимодействовать контрастный свет и цветовые температуры. Туман также может „захватывать“ свет, создавая лучи и смягчая жесткие источники.
 
Сцена из фильма «Инопланетянин» (1982)

Так зачем же от него отказываться?

Прежде чем перейти к советам, небольшая история. Несколько лет назад мы с моим лучшим другом готовились к съемкам клипа в Лос-Анджелесе. Это была одна из наших первых работ.

На съемках мы решили пустить в ход наш „секретный ингредиент“ — всю мощь дыма. Сначала мы нашли маленькую дешевую дым-машину, но потом решили, что ее будет недостаточно. Нам было нужно что-то повнушительнее.

В конце концов мы поехали в рентал и взяли самую большую дым-машину, которую только могли найти. Она была настолько огромна, что ее нужно было перевозить в специальном чемодане. Такие модели используют на концертах в больших стадионах.

Я установил ее на площадке и включил на полную мощность. У нас была куча массовки и актеров, и никого из них не было видно — настолько густой получился слой дыма. Да что уж говорить, даже своих рук иногда видно не было. Я был просто в восторге.

Фото: Alex Holyoake
Фото: Alex Holyoake

Забавно, снимали мы на Canon 550D. То есть проект был очень и очень дешевый. Но именно выбор камеры во многом усложнил нам задачу. DSLR и беззеркальные камеры очень плохо работают с дымом. Он делает изображение слишком мягким. Пропадает ощущение глянцевости, а цветокоррекция становится ужасно сложной. Снимать во flat-профиле на зеркалки тоже не имеет смысла, поскольку на постпродакшне трудно вернуть потерянный контраст.

Материал, который мы сняли для того видео, никуда не годился. И, что самое смешное, я совершил похожую ошибку в клипе, который снимал совсем недавно. Как мне кажется, огромное количество дыма сказалось на качестве изображения.

Давайте поговорим о том, как с этим справится.
 

1Генератор тумана

 
Клип на песню Brandy – Beggin & Pleadin

Туман гораздо менее густой, и если его правильно применить, зритель его даже не увидит. В кадре будут красивые лучи без дыма. При этом контрастный свет будет немного рассеиваться.
Главная проблема — цена. Самый дешевый генератор тумана стоит около 500 долларов.
 

2Хорошая камера


Фото: Jakob Owens
Фото: Jakob Owens

Изображение получилось бы гораздо четче и красивее, снимай я на RED или Alexa. Все дело в работе с цветом, высоких разрешениях и качественных сенсорах. Но у меня просто нет лишних 50 тысяч долларов.
 

3Расположение дыма

 
Клип на песню Farruko – TrapXficante

Часто важную роль играет, где именно находится дым. Плохо, когда дым распространяется между камерой и объектом съемки. Так изображение станет менее резким. Дым смотрится хорошо позади объекта: так он добавляет глубины и создает красивые лучи, но при этом не влияет на четкость.

Как этого можно добиться? Вам нужна вентиляция. Откройте двери на двух противоположных концах площадки и поставьте вентилятор, который на небольшой скорости будет сгонять дым позади объекта. Дым-машина при этом должна быть сзади. Да, так с площадки уходит много дыма, зато сохраняется качество.

Схема расположения дыма
Схема расположения дыма
 

4Заморозка


Попробуйте воспользоваться холодным дымом (для этого есть специальные модели дым-машин или же самодельные решения). Так он распространится по полу.
 

5Используйте меньше дыма

 
Клип на песню Abraham Mateo, 50 Cent, Austin Mahone – Háblame Bajito 

Я понимаю, как хочется покрыть дымом все, что можно, когда вам в первый раз попадает в руки дым-машина. Выпустите совсем немного дыма, и пусть его разносят по помещению вентиляторы. Вы и представить не можете, как красиво это будет выглядеть».

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: Christian Sterk

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 9047
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4728
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3859
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2069
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1822
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1668
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее