Главная / Практика / Приемы: Антигерой

Приемы: Антигерой

Часто можно встретить путаницу в понятиях «герой» и «антигерой». Последнего ошибочно причисляют к противникам положительного персонажа, хотя на деле это антагонист. Антигерой же— это протагонист, то есть главный персонаж, наделенный не только положительными, но и отрицательными качествами. Как правило, это неординарная личность, которая привлекает своей противоречивостью.

Драматургические особенности антигероя

Не так уж важно, что становится отправной точкой увлекательной истории — общий концепт, который ляжет в основу сюжета, или личность главного героя. В любом случае персонаж, к которому приковано все зрительское внимание, должен запоминаться. Его нужно в равной степени наделить обычными и необычными чертами, чтобы зритель мог отождествлять себя с ним.

Согласно драматургическим принципам классический герой должен обладать набором определенных качеств, на основании которых формируется его мотивация: внешняя (финальная цель) и внутренняя (причина, по которой он хочет этой цели достичь).

Каждому приятно поставить себя на место идеального героя — например, капитана Джона Миллера из «Спасти рядового Райана» (1998). Смелый, с благородными целями, лидер, готовый повести за собой других и способный принять ответственное решение, когда любой шаг — вопрос жизни и смерти. Многие фильмы рассказывают о героях в сложной ситуации, их ценности и мотивы вступают в противоречие с целями.

Как правило, драматургическая структура предполагает путь героя от потери до обретения. В случае с антигероем эта схема может работать в разных направлениях. Он может потерпеть неудачу, выбрать неверный путь, остаться равнодушным к правилам и порядку, а в финале вовсе не измениться (или не изменить себе).

Недостатки антигероя всегда дополняют достоинства. Равновесие плюсов и минусов делает их ближе зрителю, и совсем не важно, супергерой ли перед нами, гангстер, наемный убийца, компьютерный гений, циничный телеведущий, наглая журналистка или безумная пианистка.

Почему мы сопереживаем антигероям?

Известный сценарный гуру Майкл Хейг в книге «Голливудский стандарт» объясняет, за счет каких простых приемов можно вызвать сочувствие зрителя к любому персонажу.

Заставить героя страдать

Переживая горе, утрату, незаслуженное несчастье, невезение, экранные герои становятся нам понятнее. Главарь шайки насильников Алекс из «Заводного апельсина» (1971) легко мог бы стать главным злодеем, если бы в истории был строго положительный персонаж. Кажется, ему невозможно сочувствовать. Однако став подопытным в жестоком эксперименте, он переносит много страданий, а выйдя на свободу, обнаруживает, что от него отвернулась семья, друзья, и даже звуки любимой девятой симфонии Бетховена причиняют ему боль. Такому герою каждый сопереживает по-своему, но сюжетные ходы предполагают, что рано или поздно мы разделим его несчастья, а в финале, возможно, порадуемся его возвращению к прежнему образу.

Нефтяной магнат Дэниел Плейнвью («Нефть», 2007) — безусловно, антигерой. Эгоистичный, тщеславный, временами жестокий, способный на предательство и убийство ради собственных целей. Эти неприятные характеристики сочетаются с невероятным упорством, проблесками заботы о приемном сыне, доверием к брату-самозванцу. Предательство обоих ранит нефтяника сильнее, чем можно ожидать. Интересно, что второй центральный персонаж фильма — проповедник Элай — тоже антигерой. Его наивные глаза и робкие слова оборачиваются хитростью и лицемерием человека, так же остро жаждущего богатства, как и Плейнвью. Тонкий баланс в этих полярных качествах заставляет зрителя постоянно метаться от ненависти к сочувствию.

Не менее интригующими и притягательными могут быть антигероини, чьи образы далеки от традиционных хранительниц семейного очага, заботливых матерей и верных супруг. Одна из главных героинь фильма «Телесеть» (1976) — журналистка Дайана Кристенсен, одержимая карьерными амбициями и готовая на что угодно ради высоких рейтингов. Она легко подставляет коллег, наполняет эфир шокирующими новостями и ради престижа телеканала идет даже на убийство одного из ведущих. Свою возможность измениться она упускает — легко уводит женатого мужчину из семьи, но оказывается совершенно неспособной на любовь. Уходя, мужчина называет ее воплощением телевидения — бесчувственным к страданиям и безразличным к радостям. В этот короткий момент мы видим, что у нее есть чувства, но она старательно скрывает их, страшась упустить очередную сенсацию и проиграть самой себе.

Подвергнуть героя риску

Смертельная опасность или любые другие трудности никогда не оставляют зрителя равнодушным, нависла ли угроза над преступником или положительным персонажем.

В фильме «Собачий полдень» (1975) банда грабителей проникает в банк явно не для того, чтобы уйти ни с чем. Все быстро идет не по плану, но, несмотря на противозаконность действий, трудно не переживать за героев, которые разыгрывают целое представление, оказавшись запертыми вместе с заложниками.

Трейлер фильма «Собачий полдень» (1975)

Не меньше захватывают приключения Бутча Кэссиди и Санденса Кида из одноименного фильма (1969). Сколько бы ограблений они ни совершили, мы искренне болеем за них. Сюжет, построенный на погоне и преследовании, постоянно держит зрителя в напряжении, и за дуэтом антигероев интересно наблюдать не только благодаря их шуткам, но и классической интриге — удастся ли им выйти сухими из воды?

Трейлер фильма «Бутч Кэссиди и Санденс Кид» (1969)

Тельма и Луиза в фильме Ридли Скотта 1991 года пусть и вынужденно, но становятся настоящими преступницами, а значит, антигероинями. Их рискованное путешествие в итоге не приводит ни к чему хорошему, но зрительские симпатии все равно на их стороне. Как правило, идеальный герой жертвует собой во имя высокой цели. Антигерой может позволить себе сделать то же самое ради свободы.

Трейлер фильма «Тельма и Луиза» (1991)

Наделить героя силой и талантом

Власть над людьми, выдающиеся умственные способности, блестящий талант, решительность, свобода в выражении чувств — неоднозначные персонажи с таким набором качеств всегда вызывали интерес и становились предметом обсуждения критиков и зрителей.

Бескомпромиссные подходы к работе Ларри Флинта («Народ против Ларри Флинта», 1996), Марка Цукерберга («Социальная сеть», 2010), Джулиана Ассанжа («Пятая власть», 2013), Джордана Белфорта («Волк с Уолл-стрит», 2013) вряд ли позволяют отнести их в категорию положительных героев. Но у каждого их них есть то, что достойно уважения — упорство в достижении целей, непоколебимая уверенность в собственной правоте, решительность и ум. Кроме того, у каждого обнаруживаются уязвимые точки — испытание предательством, потеря близких, сомнения в правильном выборе.

Крайне противоречивая с точки зрения нравственных норм героиня Изабель Юппер в «Пианистке» (2001) тем не менее поначалу вызывает уважение — благодаря своему таланту, педантичному подходу к делу, любви к музыке. Наблюдая за ее падением, зритель все-таки испытывает сочувствие, вместе с ней переживая отчаяние и боль от странной неудовлетворенности, замкнутости, запутанности.

Суперспособности и стремление восстановить справедливость в сочетании с жаждой мести и скрытностью делают Бэтмена идеальным антигероем, которому мы, безусловно, сопереживаем.
Эффект усиливается за счет классических антагонистов — противников, усиливающих драматургический контраст добро-зло (Джокер, Пугало, Женщина-кошка, Пингвин, Ядовитый плющ и другие).

Добавить герою положительных качеств

Антигерой рано или поздно проявляет лучшие качества. В противном случае он превратился бы в антагониста. К добрым, благородным или просто смешным персонажам легко начать испытывать симпатию, сколько бы бесчеловечных поступков они ни совершили. Иногда внутренней борьбы между хорошим и плохим оказывается достаточно, чтобы мы поверили в их желание измениться и сделать правильный выбор.

Многие из таких героев настолько полюбились зрителям, что по отношению к ним даже не хочется применять приставку анти-. Профессиональный киллер Леон превращается в заботливого опекуна и защитника девочки Матильды. Циничный синоптик Фил Коннорс, влюбившись в свою коллегу, усердно зубрит французский, берет уроки игры на фортепиано, прилежно осваивает мастерство скульптора и совершает массу добрых поступков ради высокой цели — вызвать ответное чувство у Риты (и, конечно, вырваться из «Дня сурка»).

Сцена из фильма «День сурка» (1993)

Американский драматург Дейл Вассерман создал пьесу по роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» еще до его экранизации в 1975-м. Он отмечает: «Совершенная логика приводит к тому, что герои разговаривают и действуют скучно. Получается обыкновенная ложь. Я искал все нелогичное, противоестественное в характере, потому что это было бы более искренним и откровенным, чем прямолинейность. Макмерфи, который кажется грубым и жестким, учит заключенных танцевать и делает это со всей возможной деликатностью. Он также цитирует поэтов. Иногда перевирает, конечно, но где-то внутри он любит поэзию». А еще устраивает для больных вылазку в город за новыми впечатлениями, закатывает вечеринку и пытается привнести в их однообразную жизнь немного веселья. Хоть он и преступник, в финале нам его искренне жаль.

Один из самых популярных антигероев современности — Дэдпул. Он наделен сразу несколькими качествами, которые обеспечивают ему симпатию зрителей: и сильный, и прямолинейный, и любящий, и с отличным чувством юмора. Пожалуй, антигеройского в нем не так уж много, только нюансы в поведении отличают его от такого классического типажа, как Супермен или Капитан Америка.

В целом, в современных сюжетах почти не встречается стопроцентно положительных или отрицательных персонажей. Реализм заменил идеализм, общие моральные принципы легко меняются в зависимости от ситуации, ошибки воспринимаются как норма, заурядность сочетается с уникальностью, а активность — с бездействием.

Подведем итоги

Американский автор книг по писательскому мастерству Джессика Пейдж Моррелл в своей статье «Как создать антигероя, которого полюбят читатели» перечисляет основные черты персонажей, которым не стоит подражать, хотя втайне мы, возможно, хотели бы вести себя так, как они:

  • когда они вынуждены выбирать между правильным и неправильным, часто выбирают последнее, потому что это легче;
  • бывают непривлекательными как по характеру, так и по внешности;
  • ими движут личные интересы и самосохранение, но обычно есть линия, которую они не пересекают (это отличает их от настоящих злодеев);
  • часто их мотивы сложны и варьируются от мести до чести;
  • могут играть на обе стороны — с хорошими и с плохими, получая прибыль от обоих;
  • сначала вынужденно, а затем и добровольно могут помогать более слабым персонажам;
  • мало раскаиваются в своих действиях, но в финале могут меняться в лучшую сторону.

Следить за развитием таких персонажей бывает гораздо интереснее, чем наблюдать заведомо идеальный образ, который мы обязаны полюбить, потому что так задумано авторами.