Практика

Что такое звуковой ландшафт

Начинающий звукорежиссер часто задумывается: с чего стоит начать работу над сценой. Проложить звук проезжающего автомобиля или «собрать» шум города? Помочь тут может система звукового ланшдафта, разработанная Рэймондом Шафером

  • 27 ноября 2018
  • 2553
Павел Новиков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Рэймонд Мюррей Шафер, композитор и педагог канадского университета Simonа Frasera, вывел целую науку акустической экологии. Он решил представить окружающие нас звуки в виде музыкальной партитуры. Главная мысль Шафера — все окружающие нас звуки состоят из нескольких элементов. Их композитор и структурировал в ходе своих работ.

Композитор Рэймонд Мюррей Шафер / Фото: Fred Thornhill
Композитор Рэймонд Мюррей Шафер / Фото: Fred Thornhill
 

Основной тон (keynote/keytone)


Первый элемент звукового ландшафта — основной тон. Через него слушатель получает много информации и может оценивать акустические характеристики пространства. По аналогии с музыкой можно вспомнить тональность композиции. Звуки, относящиеся к этой категории, могут быть едва слышны, но они все равно описывают среду. Это может быть смех детей, звук птиц, гудение шоссе. Звук фиксируется бессознательно, слушатель не заостряет на этих звуках внимание, но получает через него много информации.

Фото: Victor Benard
Фото: Victor Benard
 

Звуковые сигналы (sound signals)


Эти звуки насыщают звуковое пространство. В отличие от основного тона, зритель фиксирует их сознательно, они выходят на первый план. К ним можно отнести сирену полицейской машины, церковный колокол, шум фонтана. Если основной тон рассказывает об общих акустических характеристиках, то звуковые сигналы немедленно передают контекст окружающей звуковой среды.

Фото: Robert Tudor
Фото: Robert Tudor
 

Звуковые метки (soundmarks)


Термин происходит от английского слова «landmark», то есть «ориентир». Звуковые метки вызывают прямые ассоциации у слушателей. Рэймонд Мюррей Шафер в качестве примеров приводит такие звуковые метки, как звуки фабрик, шум прибоя, батальные звуки, фоны города. Распознать эти звуки на слух человеку помогают тембральные особенности: реверберация может сообщить, что события разворачиваются в пещере или маленькой комнате, храме. Искажение тембров может определить звуки, как подводные или огибающие какие-либо препятствия на своем пути.

В своей книге 1993 года «The Soundscape: Sonic Environment и Tuning of the World» Шафер писал:
 

«Когда вы определите звуковые метки, к ним нужно относиться трепетно. Именно эти звуковые дорожки делают акустическую жизнь ланшдафта уникальной».


Таким образом, Шафер выделил три важнейших звуковых компонента, которые влияют на акустическое восприятие звукового ландшафта человеком. Основной тон и звуковые метки — это постоянные элементы, звуковые сигналы — единичные, дополняющие. Подобно звуковой партитуре, все эти звуки складываются в композицию, которую называют звуковым ландшафтом. Важно, что эти элементы также связываются между собой единым акустическим пространством. Помогает в этом, к примеру, реверберация.

Книга «The Soundscape: Sonic Environment и Tuning of the World»
Книга «The Soundscape: Sonic Environment и Tuning of the World»

Работа Шафера нашла большой отклик в аналитических работах о кинематографе. При анализе звуковой структуры критики стали выделять основной тон, звуковые сигналы и звуковые метки.

Естествовед и специалист по экологии звука Бернард Крауз пошел дальше. Он классифицировал звуки на три категории.
 

1Геофонические


Термин происходит он греческого префикса «гео» (земля) и «фон» (звук). Этот тип звуков генерируют небиологические природные источники. Примерами могут послужить шум ветра в деревьях, шум волн в океане, течение воды.

Фото: Leo Roomets
Фото: Leo Roomets
 

2Биофонические


Эти звуки включают все биологические звуки, не относящиеся к человеку. К примеру, звуки животных.
 

3Антропологические


В этот тип входят все звуки, которые вызвал человек.

Важно, что теория звукового ландшафта пригодилась не только в звукорежиссуре кино, но и в экологии. Ряд исследований показал, что уровень постороннего шума напрямую коррелирует со здоровьем человека. Таким образом, высокий уровень шумов может вызывать стресс, снижение сна и даже cердечно-сосудистые заболевания. Существуют также и звуки, положительно влияющие на здоровье человека. Большую пользу, как оказалось, приносит прослушивание звуков природы.
 


По принципу, схожей с теорией Шафера, работает служба «Natural Sounds and Night Skies», которая активно защищает звуковые ландшафты и акустические условия в национальных парках США. Акустическая среда представляет собой комбинацию всех акустических ресурсов в данной области. В них входят все три категории, выведенные Бернардом Краузом. Задача службы — сохранение комфортного звукового ландшафта в парках.
 
О службе «Natural Sounds and Night Skies»

Теория Рэймонда Мюррея Шафера действительно много значит не только для практикующих звукорежиссеров. Следуя теории звукового ландшафта, вы сможете не только правильно «собрать» нужную вам звуковую «сцену», но сохранить здоровье.

Использованные источники: users.notam02.no, mediamusic-journal.com, anthropologie.kunstkamera.ru  


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 лучших драм в истории кино: от «Гражданина Кейна» до «Трех билбордов»

Разбираемся, что необходимо хорошей драме с помощью очень субъективного(!) списка эталонных картин в этом жанре

  • 20 июля
  • 2507
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2178
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 2095
Практика

Цвет в кино: особенности восприятия

Как с помощью гармонично выстроенной цветовой схемы кинематографисты привлекают внимание к содержанию сцены, выделяют персонажа, создают напряжение, задают общий тон повествованию? Разбираемся в правильных сочетаниях основных цветов

  • 17 июля
  • 1879
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1865
Практика

Сотрудничество художника по костюмам и режиссера

Зачем Эйзенштейн учился искусству кройки, как долго братья Коэны сотрудничают со своим художником по костюмам и с какой профессии начинал свою карьеру Джоэл Шумахер, рассказывает Ирина Жигмунд

  • 11 июля
  • 1662
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее