Главная / Практика / Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Особенность съемки концерта «Ночных снайперов» «25 лет»

Даниил Сальхов (режиссер, оператор-постановщик): На встрече с продюсером и режиссером шоу мы увидели штук пять разных презентаций, в каждой из которых были десятки тщательно прорисованных слайдов. Шоу готовилось масштабное: большая сцена с левой, правой и центральной частями, вентиляторы, танцевальная группа, гигантский торшер, мост, который поднимался и крутился, три барабанные установки, экраны, ролл-апы. Все это было тщательно задокументировано и красиво нарисовано с мудбордами и концепт-артами.

Я раньше никогда не видел, чтобы люди так готовились к концерту, и думал, что от нас потребуют столько же презентаций и иллюстраций, но этого не случилось. Возможно, потому что мы уже снимали с «Ночными снайперами» клип «Инстаграм», после которого к нам прониклись доверием.

На концертной съемке, чтобы ничего не упустить, нужно как можно больше камер. Как минимум — камер пять. Для большинства концертов хватает около десяти. Больше — исключительные случаи. Так что мы посмотрели на план концерта и решили, что нам нужно пятнадцать камер.

Конечно, несложно придумать задачи и для 20-ти камер, и для 25. Но бюджеты-то не резиновые. Поэтому в наши задачи входит еще и экономия финансов заказчика, оптимизация процесса. Нужен большой опыт, чтобы понимать, как это все грамотно распределить.

Я видел материал, и могу сказать, что нам в итоге камер хватило. Например, одну только Диану Арбенину всегда держало четыре камеры. Обычно на фронтмене две, максимум три камеры. Здесь же всегда есть крупный, средний, общий и ракурсный планы. Я смонтировал кучу концертов и знаю, какая это боль, когда в самый важный момент у тебя не оказывается красивого правильного плана фронтмена.

Комплект камер

Даниил Сальхов: У нас были Canon C300 Mark II, C200 и одна С700. Комплект был именно такой, потому что это все, что можно собрать — пятнадцать штук С300 Mark II в России просто не найдешь. C700 каталась на тележке, а остальные были вперемежку. Распределение по схеме не зависело от того, какая это камера. Разве что учитывалось, какая камера легче или тяжелее, какую лучше в руки, а какую — на штатив.

Схема расположения камер: параметры, задачи, особенности

Даниил Сальхов:

1 — это самая классическая камера для самого классического кадра — фронтальный общий план на артиста в полный рост спереди. Он очень длиннофокусный и это гигантская проблема. Потому что когда это снимается на телевизионную технику, она приспособлена для этого — там есть объективы «кратники» с безумным зумом. Для кино такой оптики не делают, поэтому нам приходится прибегать к определенного рода извращениям.

Мы ставим объектив 100-400mm, перед ним ставим двухкратный экстендер. После этого светосила уже получается чудовищная, что-то около f/11. Иногда еще внутри камеры приходится включать кроп. Очень сложно добиться стабильного изображения — в «Олимпийском» из-за акустики высокий уровень вибраций. Поэтому пришлось повозиться, чтобы подобрать правильные штативы, и в итоге в ход пошли тяжелые телевизионные пьедесталы.

2 и   3 — на этих камерах примерно все то же самое, что на 1-й, только экстендеры у них были не двукратные, а полуторакратные. Камеры держали средний и крупный планы. Удобно, что это боковые планы, ведь артист на такой большой площадке смотрит не только вперед, но и по сторонам. Соответственно, куда бы Диана ни повернулась, у нас всегда был хороший ракурс. Кроме того, эти камеры находились ближе 1-й и давали очень хорошие ракурсы, особенно на сцене Б (квадратик посередине). Камеры, стоявшие дальше, такие кадры нам бы не дали.

4 — это ракурсная камера на Диану. Она была под сценой Б, то есть ее оптическая ось была примерно на уровне сцены. Она была ручная и давала классный рок-стар-план — широкий угол 18-80mm, нижняя точка. За счет этого, когда артист подходит близко, он становится похож на небожителя. Оператор-девушка здесь использовала Easyrig, чтобы распределять нагрузку равномерно и, соответственно, чтобы меньше уставали руки.

5 и   6 — эти камеры примерно то же самое, что и 4-я, только направлены на гитариста и басиста соответственно. Тоже ручные камеры под сценой. Там были объективы 24-105mm, которые позволяли брать широкий угол и хватать крупные планы, вроде рук на гитарах. Музыканты отлично смотрятся на этих планах, и что-то более классическое фронтальное здесь просто ни к чему.

7 — это классическая обратная точка. То есть камера, которая смотрит из-за спины артиста в зал и дает прекрасные планы «Олимпийского». По переднему плану у тебя артист в лучах прожекторов, а дальше видно бесконечные трибуны. Особенно потрясающие кадры получаются, когда все включают фонарики на телефонах. Плюс эта камера — мобильная и дает приятное документальное ощущение. Она может спрятаться за усилителем или барабанщиком и оттуда будет подсматривать. Оптика была 18-80mm. Один из самых многофункциональных объективов — покрывает 95% необходимости.

8 — стедикам. Более монументальный и массивный, чем 7-я камера. К тому же стедикам более заметен для публики, поэтому он выбегал в среднем только один-два раза за песню. Скажу, что все-таки заметность стедикамов артисты несколько утрируют, хотя бы потому, что на них не направлен свет и стедикамщик весь в чёрном. Да и публике, если на секунду стедикамщик перекрывает артиста, по большому счету, не страшно. И самое главное — стедикам дает потрясающие планы. Когда артисты их видят в монтаже, они понимают, зачем это было нужно и прощают нам все. Длинный фокус тут особо ни к чему, чем шире, тем лучше, поэтому был объектив 15,5-47mm.

9 — это ручная камера, которая использовалась для боковой секции, где выступали танцоры. Объектив 16-35mm.

10 — спайдер. Потрясающая вещь, идеальный способ получить в такой площадке, как «Олимпийский», масштабные, динамичные общие планы и с дальнего угла стадиона, и вплотную у сцены. Никакими другими средствами ты ничего подобного не снимешь. Даже если сравнить с супердлинными кранами. Кран сам по себе неплох, но его возможности гораздо меньше. Спайдер же позволяет охватить пространство метров в 200. Тут был интересный объектив 17-120mm, то есть объектив, покрывающий уже 99,9% задач. Отработал спайдер весь концерт штатно, за что мы очень благодарны.

11 — тележка. Она дает длинную панораму — получается очень красиво. Тут снова был объектив 17-120mm. Он большой: на руках его не поносишь, а вот на тележке — в самый раз.

12— это ручная камера на зрителей. Обязательная камера для любого рок-концерта. Широкий угол 16-35mm, и зрители буквально сами лезут к тебе в экран и выглядят как бескрайнее море. Это всегда красиво и круто. Камера полностью без проводов, на сендере, чтобы свободно ходить по всему залу.

13 и   14 — статичные камеры, снимавшие барабаны и установленные на барабанных установках. Дают классные кадры на барабанщика, единственного музыканта, который весь концерт остается на одном месте. Такое решение и технически, и по бюджету проще, потому что у камеры нет оператора. При этом это если это правильная камера в правильной точке с правильной оптикой, то по динамичности такой кадр не уступает другим. Кстати, камера во время съемки трясется, и со стороны это выглядит пугающе, но за счет того, что оптика очень широкая — у нас была 11-24mm — создается очень живое дыхание в ритм с музыкой.

15 — еще одна камера, которая снимала всяческий бэкстейдж и документалистику.

Я горжусь этой схемой, потому что она стала продуктом огромного опыта. Будь это мой первый концерт, я был бы уверен, что меньше, чем на двадцать-тридцать камер это сделать невозможно.

Задачи оператора-постановщика

Даниил Сальхов: У нас нет отдельного оператора-постановщика. Так что в момент концерта мы с продюсером Кириллом Фроловым оба становимся операторами-постановщиками, тем более, что мы оба закончили операторский факультет. Я слежу за более творческими штуками, поправляю операторов по композиции, по задачам. Никакой импровизации нет. Я веду операторов в соответствии со сценарием.

Кирилл занимается более техническими вещами — следит, чтобы все держали фокус, чтобы все сводились по экспозиции. Потерять фокус в условиях концертной съемки не так уж сложно. Вообще концертная съемка — это всегда экстрим. Никакого экрана не будет достаточно, чтобы все разглядеть, когда ты в толпе, все трясется, гремит, моргает, сверкает, а тебя еще и пихают.

Задачи операторов

Алексей Елагин (оператор; 3-я камера): Я снимал крупные планы Арбениной. Была довольно далекая точка. Нужно было учитывать, что у тебя длинный объектив, открытая диафрагма, поэтому с фокусом все было жестко. Писали на C300, и оптикой была 100-400mm с экстендером.

Станислав Ваганов (оператор стедикама; 8-я камера): Одна из моих задач заключалась в том, чтобы в те моменты, когда это было возможно, я выбегал на «язык», где происходила большая часть действия концерта. У «языка» была достаточно сложная конструкция — он отделялся от основной сцены, поднимался, двигался вправо-влево.

В нужный момент песни я выбегал, чтобы сделать облет исполнителя. Задача усложнялась тем, что нельзя было сильно «давить» стедикамом на исполнительницу. У нас даже было отмечено, в каких песнях я могу выбегать, а в каких я появляться не должен. В последних случаях я давал обратную точку со сцены.. В моменты, когда «Олимпийский» вспыхивал огнями, это все смотрелось особенно выигрышно в движении.

Оператору стедикама нужно учитывать больше факторов. Я работаю не в нескольких точках, а передвигаюсь по всей сцене, а значит нужно, например, не споткнуться. В нашей профессии это равно катастрофе, поскольку опасно и для здоровья, и для дорогостоящего оборудования.

Важно знать декорации. Например, на репетиции «Ночных снайперов» я только вышел на сцену, еще не успел оценить, как что работает, а меня в суматохе не предупредили, и мне по касательной дал по голове проекционный экран.

Кроме того, иногда я должен работать зумом. И, конечно, нужно следить за композицией кадра. Я должен осознавать, как показать исполнителя более выигрышно в данный момент. Еще одно важное отличие — физическая подготовка. Я должен быть в состоянии носить на себе дополнительные килограмм двадцать как минимум.

Алексей Ивкин (оператор; 10-я камера): Мы работали с канатной 2D-системой Robycam 2D. С ее помощью можно показать масштаб действия, количество зрителей и всю красоту шоу, труд художника по свету и авторов видеографики. Наша камера — одна из наиболее выразительных, потому что позволяет показывать все это в связке: свет, графика, артист, зритель. Она должна была быстро и динамично перемещаться в пространстве в двух плоскостях практически через весь зал по диагонали или в более локальном плавном движении.

Мы делали суперобщий план мимо сцены, охватывали зону зрителей по обе стороны сцены, плюс со сцены был «язык», площадка для выступления артистов, от которого мы проходили достаточно близко и получали очень эффектные и выразительные кадры. В момент, когда на этом «языке» было локальное выступление, мы смогли провести контактную работу со съемкой крупных планов и с разлетами до суперобщих планов. То есть шоу мы могли показывать во всем его великолепии.

В случае «Ночных снайперов» у нас была система C200, и по моей рекомендации был заказан объектив 17-120mm. Так мы могли формировать разную картинку: широкий угол, длинный фокус, кадры с изменением фокусного расстояния.

Требования к технике в условиях концертной съемки

Даниил Сальхов: От оптики желательна максимальная светосила и компактность. Система Canon в этом хороша, потому что у них есть и фотооптика, и кинооптика, и под каждую задачу всегда можно подобрать что-то подходящее.

По поводу камер. Во-первых, у камеры должен быть очень широкий динамический диапазон. Потому что концерт, как ни пытайся достигнуть компромисса с художником по свету, это огромные перепады по яркостям. И хорошо бы, чтобы все это попадало в экспозицию. Во-вторых, камера должна быть удобной для того, чтобы снимать на нее с минимумом дополнительного обвеса. То есть в идеале без каких бы то ни было плечевых упоров, изиригов и прочего. А значит эргономичная, комфортная тушка.

Должно быть достаточно форматов записи, чтобы точно понимать, что весь концерт влезет на то количество карточек, которые единовременно вставляются в эту камеру. Разумеется, момент замены флешек должен быть сведен к минимуму.

Станислав Ваганов: На концертах могут быть или зум-объективы, или дискретные. С дискретной оптикой все проще, а для зума есть кнопка на ручке гимбла, и я сам могу им управлять. Чем легче сет, тем легче работать, но в то же время, чем легче вес камеры, тем она менее стабильна. Поэтому здорово работать, когда по весу это что-то среднее.

Алексей Ивкин: Во-первых, это должна быть профессиональная камера с высокой чувствительностью, с хорошими сенсорами, которые позволят получать максимальную цветопередачу. Чем детальнее и глубже будет картинка, тем лучше будут переданы оттенки и нюансы цветовой палитры, а значит, больше эмоций получит зритель во время просмотра. Конечно, камере должна соответствовать оптика. Неправильный выбор оптики может ограничить возможности изображения.

Мы можем работать с разными камерами и готовы к любым ситуациям, главное чтобы камера была более-менее профессиональной. Мы работали и с телевизионными камерами, и с Alexa, и с семейством Red. Canon был выбором заказчиков. На уровне нашей техники такие камеры используются не часто, так что нам пришлось провести работы по адаптации. Например, понадобилась организация дополнительного питания камеры.

Особенности использования камер Canon в концертной съемке

Даниил Сальхов: Камеры Canon концертным требованиям соответствуют в наибольшей степени, особенно новейшие модели, типа С200 или С300 Mark II, которые умеют писать в себя без дополнительных рекордеров много разных форматов. Любому документальному, да и не только документальному кинематографисту это развязывает руки, позволяет получать высокого качества изображение и при этом не таскать гигантские тушки.

Плюс лично мне нравится цветопередача Canon. Их последний логарифмический профиль Log 3 позволяет выжать из камеры вообще все. И пластика изображения сопоставима с тем, что дают ведущие цифровые кинокамеры — оно не мыльное и не излишне резкое, а ровное, гладкое и мягкое, идеальное для пост-обработки. И одно из самых главных качеств — светочувствительность. Камеры, вроде Alexa или Red лучше не разгонять выше 1600. У Canon ISO можно задирать до 3200, а то и 6400, и получается вполне чистое, технически пригодное изображение.

Станислав Ваганов: C300 Mark II мне нравится своим динамическим диапазоном и тем качеством картинки, которую она выдает. В этом плане камера очень конкурентна за свои деньги. Canon мне нравится больше, чем Sony в плане киношного изображения. Например, когда снимаешь портреты, у Canon результат получается интереснее. У Sony картинка жестче. Но это вопрос вкуса.

Алексей Ивкин: Для использования C200 на Robycam 2D камеру понадобилось дополнительно сбалансировать. По сравнению с профессиональными камерами, с которыми мы в основном работаем, на это потребовалось гораздо больше времени, а также некоторые приспособления. Но это единственные проблемы, которые у нас были. В остальном с этой системой мы работали совершенно спокойно.


Обложка: на концерте группы «Ночные снайперы» / Фото: Павел Орлов