Практика

Как давать и получать сценарные комментарии

Ни один (хороший) сценарий не существует в вакууме. Для успешного сценариста важно давать советы другим авторам и получать комментарии о своей работе. Как же в этом случае лучше поступить? Об том — сценарист и режиссер Пола Голдберг  

  • 14 октября 2018
  • 1794

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Создание сценария — это, по большей части, переписывание текста. Это длительный процесс. У вас появляется идея, она эволюционирует, а потом вы переносите ее на бумагу. Затем вы ее переделываете и снова меняете. В какой-то момент вам понадобится верный помощник, который окунется в историю в первый раз и объективно ее оценит.

Фото: Kelly Sikkema
Фото: Kelly Sikkema

В такой ситуации сценарист может почувствовать себя уязвимым — а читатель окажется в неловком положении. Но как избежать негативных эмоций? Обратимся к структуре сценария — она станет нашим путеводителем. У всего происходящего должна быть цель, все должно вести к честному финалу.
 

Оценка чужих работ


Читая чужой сценарий, вы не становитесь критиком. Вы — советчик, и ваша цель — помочь автору сделать текст лучше. Можно подумать, что лучший способ этого достичь — указать на недостатки. Но так доверительные отношения не построишь.

Кадр из фильма «Вундеркинды» (2000) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Вундеркинды» (2000) / Фото: Paramount Pictures

Давайте советы, как улучшить работу, а не указывайте на ее слабые места. Дыру в заборе может увидеть каждый, но чтобы посоветовать, как ее залатать, нужны знания. Помните, что способов это сделать — великое множество.

То же самое касается и сценария. Какого-то единого ответа, как исправить ту или иную историю, просто нет. Но если ваши советы и комментарии будут честными, если вы отнесетесь к чтению с душой, будете задавать умные вопросы и подбадривать собеседника, вы поспособствуете созданию хорошего драфта.
 

Будьте точны в деталях


Комментируйте кратко. Вооружитесь скальпелем, а не молотом. Выбирайте слова аккуратно, не давите на автора.

Допустим, что-то не так с форматированием. Не говорите сразу же о всех недостатках, а посоветуйте освежить в голове правила оформления. Если вас попросят дать конкретный пример — приведите его. Так вы поможете собеседнику уменьшить, а не увеличить стресс.

Но избегайте обобщений при разговоре о самой истории. Комментарии в духе «Это не работает» или «Я не верю этому персонажу» вряд ли помогут автору. Вернемся к началу совета. Все предложения должны быть со своей целью. А если вы стремитесь помочь автору сделать сценарий, то общие советы здесь ни к чему.

Кадр из фильма «Адаптация» (2002) / Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Адаптация» (2002) / Фото: Columbia Pictures

Возможно, у вас нет готового решения, но, придав комментарию форму вопроса, вы спровоцируете мозговой штурм. Как минимум вы дадите сценаристу пищу для размышлений при подготовке к следующему драфту.

Обратите внимание на факты. Вместо того, чтобы говорить «Это не работает», скажите: «Эта героиня до этого была уверенной в себе. Почему же в этой сцене она уступает другим?» Это проницательное наблюдение и умный вопрос, который приведет к развитию истории.
 

Будьте честны


Сложно что-то улучшить, сказав, что ничего менять не надо. Каждый художник знает, что закончить картину невозможно, но когда-то вам придется отложить в сторону кисть. Если сценарист попросил вас прочесть сценарий и дать свои комментарии, значит, откладывать кисть пока рано.

Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола» (1973) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола» (1973) / Фото: Warner Bros.

Честный комментарий — ваша обязанность, если вы все же согласились ознакомиться с текстом. Важно помнить, что автор ищет факты, а не ваше мнение. Никому не интересно, понравился ли вам сценарий или нравится ли вам этот жанр в целом. Да, вы можете всей душой ненавидеть хорроры, но как профессионал вы должны знать, какие элементы необходимы для успешного фильма ужасов.

В каждом сценарии есть свои плюсы и удачные решения. Найдите их и укажите автору. Это может заметно «подсластить» реакцию к моменту, когда вы начнете обсуждать серьезные проблемы истории.

Будьте мудрым советчиком. Так вы сможете сохранить дружбу с автором, который обратился к вам за помощью.
 

Как принимать комментарии


Никто не хочет изначально делать свою работу плохо, но иногда мы прикипаем душой к какой-то идее или элементу истории, который на самом деле не выдерживает критики. Иногда это ослепляет нас, и мы не видим истины. Я называю это «синдром ключей».

Кадр из фильма «Прочь» / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Прочь» / Фото: Universal Pictures

Я знаю, что положила ключи на кухне. Но я не могу их найти. Я обыскиваю кухню сверху донизу, но их нигде нет. В панике я ищу в других местах, но обычно не особо тщательно — быстро проверяю спальню, ванную, а затем возвращаюсь на кухню, потому что уверена, что оставила ключи там. Затем меня озаряет — надо проверить в машине. Я зла на себя. «Ну как можно было прийти домой и оставить ключи в машине?».

Тут приходит человек со стороны. Ключи не его, он не помешан на их поисках. Он хочет меня успокоить и помочь. Обычно при помощи вопросов.

«Где ты их последний раз видела?»

«Несла ли ты в руках еще что-то?»

«Какие на тебе были брюки?»

Такие вопросы помогают разобраться с проблемой. Я понимаю, что успела переодеться, а ключи — в кармане джинсов, которые лежат на полу в ванной. Об этом нужно помнить, когда вы получаете комментарии. Ваш собеседник хочет помочь вам найти ключ к истории. выполнить обещание, которое вы дали в завязке.

Фото: David Iskander
Фото: David Iskander

Будьте открытыми, задавайте вопросы и не воспринимайте любой комментарий как указание. Ваша история — это ваша история. Не обязательно прислушиваться к советам, если они вам не нравятся. Нужно запомнить их и, если другие люди говорят что-то похожее, проанализировать. Возможно, предложенный вариант решения вам не понравился. Может быть, стоит сосредоточиться именно на проблеме и понять, как справиться с ней по-вашему.

Сосредоточьтесь на цели — хорошем драфте. Воспринимайте конкретные советы и попытайтесь посмотреть на свой сценарий объективно. Вам предстоит его улучшить — в этом и состоит ваша работа.

Источник: Premiumbeat
 

Обложка: Radu Florin
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 7878
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 3271
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 2873
Практика

Налет времени, патина и изысканность в костюмах фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

О том, как осовременить классическую фантастическую киносагу, «переодеть» кадры с ныне покойной Кэрри Фишер, собрать шлем с помощью старинной японской техники и о многом другом рассказывает художник по костюмам «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Майкл Каплан

12 января 2671
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее