Практика

Как давать и получать сценарные комментарии

Ни один (хороший) сценарий не существует в вакууме. Для успешного сценариста важно давать советы другим авторам и получать комментарии о своей работе. Как же в этом случае лучше поступить? Об том — сценарист и режиссер Пола Голдберг  

  • 14 октября
  • 607

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Создание сценария — это, по большей части, переписывание текста. Это длительный процесс. У вас появляется идея, она эволюционирует, а потом вы переносите ее на бумагу. Затем вы ее переделываете и снова меняете. В какой-то момент вам понадобится верный помощник, который окунется в историю в первый раз и объективно ее оценит.

Фото: Kelly Sikkema
Фото: Kelly Sikkema

В такой ситуации сценарист может почувствовать себя уязвимым — а читатель окажется в неловком положении. Но как избежать негативных эмоций? Обратимся к структуре сценария — она станет нашим путеводителем. У всего происходящего должна быть цель, все должно вести к честному финалу.
 

Оценка чужих работ


Читая чужой сценарий, вы не становитесь критиком. Вы — советчик, и ваша цель — помочь автору сделать текст лучше. Можно подумать, что лучший способ этого достичь — указать на недостатки. Но так доверительные отношения не построишь.

Кадр из фильма «Вундеркинды» (2000) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Вундеркинды» (2000) / Фото: Paramount Pictures

Давайте советы, как улучшить работу, а не указывайте на ее слабые места. Дыру в заборе может увидеть каждый, но чтобы посоветовать, как ее залатать, нужны знания. Помните, что способов это сделать — великое множество.

То же самое касается и сценария. Какого-то единого ответа, как исправить ту или иную историю, просто нет. Но если ваши советы и комментарии будут честными, если вы отнесетесь к чтению с душой, будете задавать умные вопросы и подбадривать собеседника, вы поспособствуете созданию хорошего драфта.
 

Будьте точны в деталях


Комментируйте кратко. Вооружитесь скальпелем, а не молотом. Выбирайте слова аккуратно, не давите на автора.

Допустим, что-то не так с форматированием. Не говорите сразу же о всех недостатках, а посоветуйте освежить в голове правила оформления. Если вас попросят дать конкретный пример — приведите его. Так вы поможете собеседнику уменьшить, а не увеличить стресс.

Но избегайте обобщений при разговоре о самой истории. Комментарии в духе «Это не работает» или «Я не верю этому персонажу» вряд ли помогут автору. Вернемся к началу совета. Все предложения должны быть со своей целью. А если вы стремитесь помочь автору сделать сценарий, то общие советы здесь ни к чему.

Кадр из фильма «Адаптация» (2002) / Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Адаптация» (2002) / Фото: Columbia Pictures

Возможно, у вас нет готового решения, но, придав комментарию форму вопроса, вы спровоцируете мозговой штурм. Как минимум вы дадите сценаристу пищу для размышлений при подготовке к следующему драфту.

Обратите внимание на факты. Вместо того, чтобы говорить «Это не работает», скажите: «Эта героиня до этого была уверенной в себе. Почему же в этой сцене она уступает другим?» Это проницательное наблюдение и умный вопрос, который приведет к развитию истории.
 

Будьте честны


Сложно что-то улучшить, сказав, что ничего менять не надо. Каждый художник знает, что закончить картину невозможно, но когда-то вам придется отложить в сторону кисть. Если сценарист попросил вас прочесть сценарий и дать свои комментарии, значит, откладывать кисть пока рано.

Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола» (1973) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола» (1973) / Фото: Warner Bros.

Честный комментарий — ваша обязанность, если вы все же согласились ознакомиться с текстом. Важно помнить, что автор ищет факты, а не ваше мнение. Никому не интересно, понравился ли вам сценарий или нравится ли вам этот жанр в целом. Да, вы можете всей душой ненавидеть хорроры, но как профессионал вы должны знать, какие элементы необходимы для успешного фильма ужасов.

В каждом сценарии есть свои плюсы и удачные решения. Найдите их и укажите автору. Это может заметно «подсластить» реакцию к моменту, когда вы начнете обсуждать серьезные проблемы истории.

Будьте мудрым советчиком. Так вы сможете сохранить дружбу с автором, который обратился к вам за помощью.
 

Как принимать комментарии


Никто не хочет изначально делать свою работу плохо, но иногда мы прикипаем душой к какой-то идее или элементу истории, который на самом деле не выдерживает критики. Иногда это ослепляет нас, и мы не видим истины. Я называю это «синдром ключей».

Кадр из фильма «Прочь» / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Прочь» / Фото: Universal Pictures

Я знаю, что положила ключи на кухне. Но я не могу их найти. Я обыскиваю кухню сверху донизу, но их нигде нет. В панике я ищу в других местах, но обычно не особо тщательно — быстро проверяю спальню, ванную, а затем возвращаюсь на кухню, потому что уверена, что оставила ключи там. Затем меня озаряет — надо проверить в машине. Я зла на себя. «Ну как можно было прийти домой и оставить ключи в машине?».

Тут приходит человек со стороны. Ключи не его, он не помешан на их поисках. Он хочет меня успокоить и помочь. Обычно при помощи вопросов.

«Где ты их последний раз видела?»

«Несла ли ты в руках еще что-то?»

«Какие на тебе были брюки?»

Такие вопросы помогают разобраться с проблемой. Я понимаю, что успела переодеться, а ключи — в кармане джинсов, которые лежат на полу в ванной. Об этом нужно помнить, когда вы получаете комментарии. Ваш собеседник хочет помочь вам найти ключ к истории. выполнить обещание, которое вы дали в завязке.

Фото: David Iskander
Фото: David Iskander

Будьте открытыми, задавайте вопросы и не воспринимайте любой комментарий как указание. Ваша история — это ваша история. Не обязательно прислушиваться к советам, если они вам не нравятся. Нужно запомнить их и, если другие люди говорят что-то похожее, проанализировать. Возможно, предложенный вариант решения вам не понравился. Может быть, стоит сосредоточиться именно на проблеме и понять, как справиться с ней по-вашему.

Сосредоточьтесь на цели — хорошем драфте. Воспринимайте конкретные советы и попытайтесь посмотреть на свой сценарий объективно. Вам предстоит его улучшить — в этом и состоит ваша работа.

Источник: Premiumbeat
 

Обложка: Radu Florin
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2372
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1703
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1408
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1401
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1330
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1214
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее