Практика

Сколько платят режиссерам монтажа?

Справедливы ли ставки оплаты труда, опубликованные Гильдией режиссеров монтажа, сколько на самом деле платят за монтаж в кино и на телевидении и есть ли способ на это как-то повлиять

  • 1 октября
  • 4470
Петр Скопин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Недавно Гильдия режиссеров монтажа опубликовала неофициальные ставки оплаты труда, на которые рекомендовано ориентироваться представителям профессии.

По данным гильдии, начинающие режиссеры монтажа должны получать 2000 рублей в час и 150 тысяч рублей в месяц, если речь идет об окладе, а профессионалы со стажем — до 500-600 тысяч. Все, что ниже этой суммы, согласно посту, считается демпингом. Что интересно, в сообщении гильдии нет разделения ставок на телевидение и кино.

Нам стало интересно, совпадают ли эти суммы с реальностью, есть ли проблемы в ценообразовании на рынке и как они решаются. С этими вопросами мы обратились к режиссерам монтажа кино и телевидения.
 

Реальны ли расценки Гильдии режиссеров монтажа: кино и телевидение


По словам большинства опытных режиссеров монтажа, работающих в кино, которых нам удалось опросить, подобных ставок в нашей стране заслуживают максимум десять профессионалов с именем. Режиссер монтажа Артем Барышников («Коллектор») считает, что месяц монтажа не может стоить так дорого в условиях малобюджетного проекта, которых сейчас значительное количество.

Ольга Гриншпун («Кавказский пленник», «Водитель для Веры», «Карп отмороженный») отметила, что даже опытные режиссеры монтажа, отработавшие в индустрии около десяти лет, не могут просить в месяц 500 тысяч рублей, если их имя не на слуху. По словам Марии Сергеенковой («Брестская крепость», «Салют-7»), полноценный режиссер монтажа в кино получает около 250 тысяч рублей в месяц, а монтажер, который делает первоначальную сборку материала, — 150 тысяч. До 500 тысяч это очень далеко.

Фото: CVDOP Limbocker
Фото: CVDOP Limbocker

Другие режиссеры монтажа подтвердили, что реальный оклад большинства их коллег составляет 150 тысяч. Некоторые говорили, что такую сумму можно получить, только если монтажер будет работать «по 12 часов в день с одним выходным днем в неделю». В остальных случаях среднее значение ниже — 100-110 тысяч. 

Если для кинематографистов хотя бы нижняя граница ставок, опубликованная Гильдией, кажется распространенной, телевизионные монтажеры даже их считают завышенными. Режиссер монтажа федерального канала Антон Хикава отметил, что ставка в 150 тысяч рублей в месяц реальна для рекламы, клипов и кино, но никак не для телевизионного монтажа. На телевидении, по мнению Хикавы,  она составляет от 70 до 100 тысяч: «И даже это считается нормальным, ибо есть места, где ниже». По его мнению, «две тысячи рублей в час начинающему никто не даст».

Фото: Matthew Kwong
Фото: Matthew Kwong

Другие телевизионщики, которых мы опросили, отметили, что месячная оплата труда по рынку составляет от 40 до 70 тысяч рублей. Это близко к реальному положению вещей: по информации сайта Mediajobs.ru, средняя ставка режиссера монтажа на телевидении составляет примерно 60 тысяч рублей. Но есть предложения и сильно дешевле. Например, режиссеру монтажа на телеканале «Москва 24» предлагается сумма от 37 до 50 тысяч с учетом опыта от трех до пяти лет.

Как видно, ставки, заявленные Гильдией режиссеров монтажа, сами представители профессии считают завышенными или относящимися лишь к небольшому числу людей, работающих на серьезных и масштабных проектах. Суммы, обозначенные как минимальные для начинающих монтажеров в сфере кино, выплачиваются монтажерам со стажем. На телевидении все еще жестче: средняя месячная оплата труда по рынку более чем в два раза ниже границы демпинга, установленной гильдией.
 

Гильдия режиссеров монтажа: существует ли она?


Поскольку информация о средней зарплате в индустрии кардинально расходится с цифрами, рекомендуемыми гильдией, остается вопрос: действительно ли в России существует Гильдия режиссеров монтажа, в каком качестве и можно ли серьезно относиться к ее «ставкам»?

Фото: Alexandru Acea
Фото: Alexandru Acea

В 2013 году на просторах Facebook была основана группа Гильдии режиссеров монтажа. Как отмечает руководитель группы Юрий Власов, цель ее создания состояла в том, чтобы объединить профессионалов  для общения и обмена информацией.

В 2015 году в Московской школе кино прошел официальный запуск Гильдии режиссеров монтажа. Главным организатором выступил куратор факультета монтажа МШК Сергей Акимов. Основными целями Гильдии, перешедшей в реальный мир из Facebook, стало «создание грамотных и комфортных условий работы продакшн-специалистов, выстраивание отношений с работодателем, выведение культуры сообщества на новый уровень». Тем не менее Гильдия режиссеров монтажа официально в России не зарегистрирована, в отличие от, например, Гильдии продюсеров и режиссеров. Поэтому ее деятельность с самого начала не имеет юридической силы.

Спустя три года гильдия, перешедшая из интернета в реальный мир, функционирует слабо. Группа в Facebook, вместе с тем, развивается, численность ее растет (на момент работы над статьей в ней состоит около 550 участников), участники активно обмениваются мнениями по профессиональным вопросам. Неофициальные ставки режиссеров монтажа опубликовала именно она.

Фото: Annie Spratt
Фото: Annie Spratt

По словам Юрия Власова, опубликованные цифры носят лишь ознакомительный характер, чтобы режиссер монтажа смог понять, соответствует ли он «топовому уровню». Если профессионал востребован и заработал себе имя, он вполне может получать подобные суммы. Разделения ставок на кино и телевидение в посте гильдии нет, потому что авторы не видели большой разницы в размере ставок в этих сферах: «бюджеты формируются индивидуально под каждый проект».

На вопрос, сколько режиссеров монтажа из тех, кого он знает, получают подобные ставки, Власов ответил: «Пять-шесть». Глава офлайновой гильдии Сергей Акимов на наш вопрос о рекомендуемых ставках ответил, что это «цены Юрия Власова», которые живут исключительно в формате комментариев отдельных людей в Facebook, и к ним нельзя относиться как к установкам гильдии.

Таким образом, представленные ставки режиссеров монтажа — скорее частное мнение некоторых представителей индустрии по поводу желаемой оплаты труда, нежели реальная информация об окладах
 

Адекватно ли платят режиссерам монтажа?


Несмотря на весьма абстрактный характер ставок, опубликованных гильдией, они все же могут стать поводом для давно назревшей в отрасли дискуссии об адекватности зарплат. В условиях отсутствия четких критериев оплаты труда и усугубляющегося кризиса, режиссерам монтажа приходится соглашаться на низкие ставки, просто чтобы оставаться «в игре». По мнению Александра Амирова («Последний богатырь», «Дом»), даже топовые режиссеры монтажа не получают денег, сопоставимых с гонораром среднего оператора на телесериале.

Фото: rawpixel
Фото: rawpixel

Подавляющему большинству опрошенных нами режиссеров монтажа кажется печальной тенденция последних лет к снижению платы за монтаж. Другая частая проблема, свойственная профессии — задержка зарплат. При этом суммы относительно небольшие, чтобы ради них тратить время на судебные тяжбы с работодателями.
 

Как режиссерам монтажа бороться за достойные оклады?


Стоит ли режиссерам монтажа соглашаться с низкой оплатой труда и как можно менять ситуацию? В этом вопросе профессионалы, с которыми мы общались, разделились на три практически равные группы.

Представители первой советуют коллегам научиться предлагать работодателю уникальные услуги; но для этого надо совершенствовать себя, быть лучше остальных, «чтобы хотели платить именно тебе и столько, сколько хочешь ты». По их мнению, ставить надо не вопрос оплаты труда, а соотношения гонорара и уровня созданного режиссером монтажа материала. «Неважно, согласился ли ты на проект за условные пять тысяч, или за 105 — надо выполнять его одинаково хорошо».

Фото: Matheus Ferrero
Фото: Matheus Ferrero

Вторая группа режиссеров монтажа предлагает бороться: формировать ставки, «делая это сообща, как внутри цеха, так и во взаимодействии с другими цехами». Заниматься такой работой должна реально существующая организация, «имеющая вес». Гильдия режиссеров монтажа в ее настоящем виде не воспринимается как организация, способная решить эти задачи. Мария Сергеенкова, например, считает, что профессиональному сообществу необходим настоящий профсоюз.

Принципиальный отказ от низкооплачиваемой работы — тоже способ отстоять себя и свою ставку. По мнению Антона Хикавы, в случае несогласия со ставками, надо отказываться от проектов, ведь «никто не отменял аккумуляцию техники, если, например, вы работаете из дома. Уходить в минус — недопустимо».
 

Обложка: Christian Dubovan

 


Комментарии

Комментариев: 8

Как человек, опубликовавший в первый раз ставки гильдии, я хотел бы сказать спасибо за статью. В общем,  всё верно написано. Надо было, наверное, сразу так раскрыть тему — отпал бы ряд вопросов.
Но в статье есть ряд ошибок.

1. Гильдия ведёт реальную работу. Беда в том, что большинство российских  режиссёров монтажа воспринимает любую  профоюзную активность в советском стиле. Дескать, сидит тётенька в костюме и  выдаёт путёвки в санаторий. В современном мире так не бывает. 
У нас нет такой тётеньки и путёвок. Ну, а пока большинство режмонтов будут их ждать — ни о какой борьбе за повышение ставок и речи быть не может.  

2. Сергей Акимов давно не глава гильдии.  И нет сейчас никакой «офлайновой гильдии». 
Есть лишь  гильдия Власова и Зимина. Можно шутить над её форматом и ставками сколько угодно, но никакой другой гильдии пока в России нет.

3. Если мы говорим о «реальном положении дел», то вот оно.
Я ещё раз подчеркну, что ставки от 40 до 70 тысяч рублей — это нижний порог.  Скажем, 150 000 в месяц — не такая уж редкость  для хорошего телевизионного профессионала в серьёзной фирме. Я уж не говорю про кино. Там ставки обычно выше.  Mediajobs.ru — всегда выдаёт минимальные ставки.  Не знаю почему так.
Посмотрите хотя бы HH. Там часто встречаются  вакансии за 100 000. 
  
Но хорошие ставки вообще редко когда попадают на биржи труда. 
Мы прекрасно знаем об этой ситуации, но то, что на рынке стало так много низких ставок — это лишь свидетельство деградации отрасли в общем и профессии режиссёра монтажа в частности.
Гильдия  НИКОГДА не признает это «нормой».  
Максим Бухтеев
Тем не менее, ваш ответ, Максим, красноречив. Продемонстрировали стиль обсуждений, принятый в «Гильдии», видимо. Чтоб вообще не осталось вопросов. 
Сергей Зиневич
Сергей, у меня складывается ощущение, что вы валяете дурака, издеваясь надо мной.<br /> Простите, но я не будут вам отвечать. 
Максим Бухтеев
Мксим, Вы написали: «Мария приводит месячную ставку ставку в 250 000 — это гораздо БОЛЬШЕ гильдейской в 150 000.<br /> Читайте, пожалуйста, внимательно!!!»<br /> ------<br /> Т. е. это МНЕ читать внимательно? <br /> Ну, Ок. Читаем ещё раз. ВНИМАТЕЛЬНО. Текст выше:<br /> «По словам Марии Сергеенковой («Брестская крепость», «Салют-7»), <strong>полноценный </strong>режиссер монтажа в кино получает около 250 тысяч рублей в месяц, а монтажер, который делает первоначальную сборку материала, — 150 тысяч. До 500 тысяч это очень далеко.» <br /> Прочитали про полноценного? Теперь ваш текст:<br /> »7) <strong>Минимальная</strong> ставка для <strong>начинающих</strong> монтажеров, ниже которой предлагаемые в гильдии вакансии считаются демпингом - 2000 р/час, 16.000р/смена и если оклад то 150.000р месяц.» Закончили читать. <br /> Так кто же здесь из нас двоих невнимателен? Вы почему-то полноценного решили сравнить с минимумом начинающиего. А не с основными рекомендациями. 400-500-600 (Середина — 500)<br /> Кроме того, месячная ставка вообще не означает ни постоянного трудоустройства (в штате компании), ни соцпакета, ни оплачиваемого отпуска. Такой же договор по ИП, как партнер, договор на услугу (ПРОЕКТ!), а не по трудовому договору найма. Специалист так же работает от даты прикрепления к проекту до сдачи монтажа. Отвечает за проект. Просто в договоре схема выплат указана в привязке к календарю. Что вы мне говорите про проекты-не-проекты в связи с месяцем?<br />  
Максим Бухтеев
Максим, давайте начнем читать тексты. Тем более, что вы к ним причастны.<br /> Итак, Гильдия по вашей ссылке:<br /> «4) Кино 550.000 - 600.000 20 смен<br /> 5) Сериалы 450.000 - 500.000 20 смен»<br /> В новой же статье:<br /> «По словам Марии Сергеенковой («Брестская крепость», «Салют-7»), полноценный режиссер монтажа в кино получает около 250 тысяч рублей в месяц, а монтажер, который делает первоначальную сборку материала, — 150 тысяч. До 500 тысяч это очень далеко.» <br /> ---- <br /> Мы увидели два уровня ставок режиссеров монтажа - 250 и 500. Это даже не я говорю. Никаких моих цифр нет. В обоих текстах всё написано. Вы видите текст один и второй? Я лишь делаю выводы.  Не договорились. <br />  
Сергей Зиневич
Сергей, мы с вами уже обсуждали это. Причём в тех же самых выражениях. <br /> Но вы опять делаете вид, что не понимаете разницу между окладом, проектной или почасовой оплатой.<br /> Или вы и правда не понимаете?<br /> <br /> Сергиенкова пишет, что 150 000 В МЕСЯЦ  — это оклад ассистента. Гильдия такой оклад тоже приводит как минимальный. <br /> Мария приводит месячную ставку ставку в 250 000 — это гораздо БОЛЬШЕ гильдейской в 150 000.<br /> Читайте, пожалуйста, внимательно!!!<br /> <br /> А теперь про адекватность и репутацию.<br /> <br /> Сейчас есть две категории режиссёров монтажа.<br /> <br /> Первая говорит, что их много, но они получают мало. По их же собственным  словам, продюсеры таких режмонтов за людей не считают и вытирают об них ноги.    <br /> <br /> Вторая категория говорит, что их мало, но им платят много, а продюсеры с ними считаются. <br /> <br /> Вопрос — к чьему мнению лучше прислушаться? С кого брать пример? С кем лучше работать и общаться?<br /> У кого надо учиться?<br /> <br /> Решайте сами. 
Максим Бухтеев
Максим, не было бы вопросов, если б ранее опубликованные ставки не позиционировались вами, как РЕКОМЕНДОВАННЫЕ для режиссеров монтажа отрасли сериального и кино- производства. Более того, там у вас рекомендация для новичков была обозначена, как некий минимум, ниже которого уже демпинг. Допустимой оплатой для для новичка гильдия Власова-Зимина (теперь я понял, как называть эту гильдию, спасибо!) сочла - 2000 руб. в час.  А сейчас в новой статье (см. выше) цитируются слова одного из самых титулованных в России режиссеров монтажа — Марии Сергеенковой, которая говорит, что «полноценный режиссер монтажа в кино получает около 250 тысяч рублей в месяц». Но это в два раза ниже того, что рекомендует Гильдия. Ладно бы это были просто мнения разных людей, но ведь Сергеенкова состоит в том же самом сообществе — гильдии Власова-Зимина, выдавшей предыдущие рекомендации. Возникают вопросы, Максим. Они там вообще не советовались между собой что ли? Я думал, что люди собираются в сообщество, чтобы договариваться. Но, если Сергеенкова говорит о другом уровне оплаты труда то, что это за сообщество тогда и откуда, вообще, взялись предыдущие рекомендации? Если ваши оценки уровня ставок не отвечают реальности, то от них не польза, а один лишь ущерб для всех. Как тем, кто им решит следовать (просто останется без денег и работы), так тем, кто их выдает (потеря доверия). И не надо ярких иллюстраций из советской действительности. Вопрос адекватности — это вопрос репутации. 

Спасибо за уточнения!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3987
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 3196
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2827
Слова

Как звукорежиссеру работать с непрофессионалами

Забывшие о микрофоне актеры, шуршащая при записи звука одежда и игнорирование хлопушки: российские звукорежиссеры рассказали, в чем состоят основные сложности при работе с непрофессионалами и как их разрешать

  • 29 ноября
  • 1885
Практика

Мастер: Лон Чейни

Лон Чейни — один из самых таинственных актеров Голливуда. На экране он часто появлялся в пластическом гриме и отказывался общаться с прессой, чем только подогревал интерес к своей личности. Киноисторики даже не могут сойтись на причине его смерти. Почему же Чейни стал такой важной фигурой в кинематографе?

  • 30 ноября
  • 1819
Практика

5 принципов удачного трейлера

В эпоху клипового мышления трехминутный трейлер — один из решающих факторов в выборе фильма. Но как заинтересовать зрителя, не перегрузив его информацией?

  • 3 декабря
  • 1661
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее