tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Слова

«Камерность проекта диктовала манеру съемки»

Оператор Денис Фирстов и режиссер монтажа Артем Барышников рассказывают о создании монофильма «Коллектор»: большое кино за семь ночей, особенности съемок в хронологическом порядке, выбор оборудования и влияние Эдварда Хоппера

— Расскажите, какие основные задачи возникали перед вами во время работы над «Коллектором»?

Денис Фирстов (оператор, обладатель приза «Кинотавра» за лучшую операторскую работу в фильме «Коллектор»): Моя общая задача состояла в том, чтобы снять кино всего за семь ночных смен. Это было и одно из главных ограничений, впрочем, не самое сложное. У нас была целая куча ограничений по локации: высокий этаж, невозможность светить в окна и дымить. Задник экспонировался на 2.0. К тому же в интерьере были светлые стены.

Денис Фирстов (оператор, обладатель приза «Кинотавра» за лучшую операторскую работу в фильме «Коллектор») / Фото: Илья НодияДенис Фирстов, оператор-постановщик / Фото: Илья Нодия

Артем Барышников (режиссер монтажа): Для монтажа было важно, что в фильме немало однокадровых сцен. С одной стороны это упрощало мне работу: в силу вступал внутрикадровый монтаж, отлично реализованный актером, режиссером и оператором-постановщиком. С другой стороны, с такими сценами, как бы я ни хотел, ничего сделать уже нельзя. Материала в принципе было не очень много, а ведь чем его больше, тем сильнее у монтажера развязаны руки. Даже вырезать было нечего, кроме, может быть, пары реплик. Времени и денег тоже было мало. Это накладывало свой отпечаток, поэтому как бы мы ни готовились, где-то приходилось идти на компромиссы. 

Артем Барышников, режиссер монтажа  / Фото: Илья НодияАртем Барышников, режиссер монтажа ​/ Фото: Илья Нодия

— Как с учетом всех этих ограничений вы работали на препродакшне?

Денис Фирстов: Локацию мы нашли поздно, поэтому у нас было мало времени до начала съёмок. К тому же многое зависело от графика Константина Хабенского. После утверждения локации мы прошлись по сценарию, прикинув все мизансцены и точки, с которых можно снимать. Как понимаете, для полного метра в одном помещении их не так много. Собственно, камерность проекта и диктовала манеру съемки, по-другому бы воплотить его вряд ли вышло. Какие-то моменты мы репетировали сами, с режиссером Алексеем Красовским и Артемом, снимая все на телефон и монтируя.

Артем Барышников: Я подключился к проекту не на монтаже, как это часто бывает, а на препродакшне. Мы с Алексеем раньше работали на его сериале и много лет поддерживали связь, а когда у него появился замысел «Коллектора», он им сразу же со мной поделился. Включиться в проект на столь ранней стадии, на стадии первого сценарного драфта — это большая удача для монтажера. Обычно об этом не думают ни продюсеры, ни режиссеры, а зря, ведь это позволяет не упустить ничего важного из виду, точнее выстроить монтажное решение и избежать проблем на постпродакшне. 

Кадр из фильма «Коллектор»Промо-арт фильма «Коллектор»

В ходе подготовки я не всегда, но часто присутствовал на репетициях. Это было важно в плане корректировки мизансцен по монтажности. Алексей и Денис проигрывали сцену, определяли точки, где будет камера, а мне нужно было понять, смонтируется это или нет. Соответственно, если я понимал, что не смонтируется, мы вносили коррективы. Могу добавить, что рук у нас было мало, поэтому помимо своих прямых обязанностей, мы помогали друг другу, чем могли. Именно поэтому, во многом, нам и удалось сделать фильм со скромным бюджетом и уложиться в семь ночей. Просто в одном месте собралось много прекрасных неравнодушных людей.

— Можете подробнее рассказать, как вы взаимодействовали с режиссером?

Артем Барышников: Алексей из тех режиссеров, которые предоставляют команде свободу. Во всяком случае, режиссеру монтажа. Часто бывает, что режиссер стоит над душой и рассказывает, что ему нужно, а монтажер лишь нажимает кнопочки. Это плохой подход. У нас было иначе. Я был предоставлен сам себе, монтировал и отправлял варианты Алексею, сопровождая их своими замечаниями. Обратно приходил длинный список правок, и дальше я их вносил. Ну, или не вносил, если мы в ходе обсуждения приходили к выводу, что они неуместны.  

На съемках фильма «Коллектор»На съемках фильма «Коллектор»

Денис Фирстов: Самое главное — слышать режиссера. Помогать, поддерживать его идею и сценарий, понимая, как туда привнести художественности и как правильно расставить акценты. Важно, чтобы все работало на идею и было оправдано. И, конечно, всегда нужно стараться искать лучшие из возможных решений.

— Как на вашей работе отразились съемки в хронологическом порядке? 

Денис Фирстов: Главная сложность, которая возникла из-за съемок в хронологическом порядке — свет. Мы ставили его на площадке каждый раз, когда главный герой заходил в кабинет. При этом необходимо было держать в голове все нюансы и мелочи освещения. Мы снимали ночью, поэтому в плане количества приборов света нужно было очень мало. При этом необходимо было светить так, чтобы ни камера, ни свет не отражались в окнах, грамотно сбалансировав освещение с ночным городом.

На съемках фильма «Коллектор»На съемках фильма «Коллектор»

Артем Барышников: Плюс съемок по хронологии для меня лишь в том, что в период продакшна проще следить за развитием действия. На монтаже особой разницы нет. Правда, замечу, что у «Коллектора» есть одна особенность: бывают случаи, когда на монтаже можно что-то перетасовать, поменять местами. Здесь же все было очень последовательно, с постепенным развитием согласно букве сценария и точно завязано на диалогах. 

— Какое оборудование — камеру, оптику и софт — вы использовали при работе над фильмом?

Денис Фирстов: Фильм снимался на Alexa XT. Оптику нам нужно было выбрать светосильную, ведь, например, некоторые сцены сняты на 1.3. Я выбрал объективы Master Prime, потому что они, на мой взгляд, создают более холодное, безразличное по настроению и атмосфере изображение, в котором нет такой романтичности, как, например, у Сooke. Именно это было нужно для нашего героя.

На съемках фильма «Коллектор»На съемках фильма «Коллектор»

Артем Барышников: Я монтирую в Adobe Premiere. Для многих покажется дикостью собирать в нем большое кино, но в этой программе я чувствую себя абсолютно комфортно, она меня не подводила. В конце концов мы не первые, кто смонтировал в нем полный метр.

— Что для вас обычно является источником вдохновения? Отразилось ли что-то из этого на «Коллекторе»?

Денис Фирстов: Меня всегда вдохновляет самое разное. Алексей Красовский, например, на первых встречах рассказал о своем любимом художнике Эдварде Хоппере. Меня зацепила одна из его работ, в которой особенно сильно ощущалось одиночество героя, перекликающееся с историей нашего фильма.

Картина Эдварда ХоппераКартина Эдварда Хоппера​

Артем Барышников: Для «Коллектора» особых источников вдохновения у меня не было. Скорее я просто развивал материал, который сам подсказывал, что ему нужно. Если говорить о других фильмах, то они меня вдохновляют на уровне ощущений и эмоций. Я не столько выхватываю технические приемы, сколько то, как они работают на меня. Если ты смотришь кино, и тебе становится больно и грустно или хорошо и здорово — это эффект. Соответственно в своей работе я стараюсь достигнуть чего-то подобного. Конечно, есть вещи, которыми восхищаешься именно в техническом плане. «Безумный Макс», например, — это полный восторг в плане монтажа. Вдобавок это пример подготовки и работы людей. Получается, что подобное кино также может быть источником вдохновения в плане подхода к творчеству и работе. 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8722
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3655
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2447
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1803
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее