Правила режиссера монтажа Ольги Гриншпун
Если взялся за монтаж фильма, найди в нем что-нибудь интересное конкретно для тебя. Если даже не очень нравится сценарий, ухватись за удачно рассказанную режиссером историю, талантливого актера или мастерство оператора. Ведь чтобы над чем-то работать, это надо полюбить.
Для меня целостность произведения на первом месте, и это основной принцип при работе над картиной. Кончаловский говорил мне: представь, что фильм — это шашлык. В таком случае шампур — это хребет фильма, его основная история. Мясо — основное, чем насыщена картина, а овощи на вертеле — это доведение фильма, шлифовка. Сначала нужно разобраться с главным, а уже потом думать о гарнире, «вышивать бисером». Поэтому в начале монтажного периода я крепко монтирую отдельные эпизоды, а шлифую их уже на финальной стадии. Ведь может создаться ситуация, при которой этот эпизод вылетит из фильма — и зачем, спрашивается, тратить месяц на то, чтобы его довести?
Монтажер должен работать с режиссером в равноправном тандеме. Между ними важен диалог, и если монтажер понимает, что режиссер не прав — ему стоит высказаться. В случае с Андреем Кончаловским, кстати, настоять на своей точке зрения мне было сложнее всего. Он говорил: «Докажи, что ты права». И мне приходилось приводить доводы, убеждать его. Но надо всегда иметь свою позицию, ведь личным неравнодушием можно сделать картину лучше.
Иногда, когда фильм уже почти собран, возникает ощущение, что зашел в тупик. Кажется, что все не так, а поменять что-либо ты уже не в состоянии, взгляд замыливается. В такие моменты хорошо бы показать картину профессионалам, которые смогут оценить картину свежим взглядом. Кончаловский, например, демонстрировал «Дом дураков» фокус-группе, в которую входили режиссеры Панфилов и Соловьев. Это был прекрасный опыт: мы прислушались к большинству их замечаний и картина вобрала в себя мудрость мэтров. Что касается простых зрителей, их мнение также очень важно, особенно чтобы авторы узнали коммерческий потенциал кино. Но чаще всего зрители на предварительных показах не могут точечно указать на важные для художественного восприятия фильма моменты, которые сразу выделяет профессионал.
Монтаж — дело практически бесконечное. Но когда есть готовая версия, которая всех устраивает, необходимо остановиться. Дальше не надо ничего делать! Есть точка, после которой ты будешь делать только хуже. Режиссеры авторского кино порой не умеют вовремя остановиться. Неуверенность часто подстегивает их к «шлифовке» уже отточенного материала. И они наносят урон своим картинам.
Есть еще такое правило: закончил кино — дай ему немного отлежаться, хотя бы одну неделю, и пересмотри потом более отстраненно, как бы «с чистого листа». Сейчас этим, правда, никто не занимается — нет на это времени. И очень зря.
Однажды я проявила несдержанность в отношении коллеги в процессе монтажа «Курочки Рябы», и Кончаловский после этого не разговаривал со мной почти неделю. Когда я спросила у него, в чем дело, он ответил лаконично: «Свое настроение оставляй дома». И этот эпизод научил меня максимальной сдержанности на работе. Конечно, не нужно улыбаться каждому во весь рот, но я стараюсь всегда вести себя вежливо. Киносообщество в нашей стране достаточно небольшое, и все прекрасно знают, у кого плохой характер. Это быстро до всех доходит, и совсем не хочется стать пугалом.
С радостью подключаюсь к новым проектам и работаю с новыми людьми. Но если можно выбирать заказчика, всегда стараюсь отдавать предпочтение тем, с кем прежде имела опыт успешных взаимоотношений. Все прекрасно знают, насколько сейчас непросто в кино с финансовой стороной вопроса, но при работе со знакомыми продюсерами я точно понимаю, что мне заплатят. Это же касается и режиссеров: хочется иметь дело с теми, которые смогут выдать как минимум интересный результат.
Есть также небольшой круг режиссеров монтажа, с которыми я постоянно на связи: мы созваниваемся, предлагаем друг другу работу и обсуждаем актуальный уровень гонораров. Если я занята и не смогу участвовать в определенном проекте, я называю фамилии нескольких профессионалов, которые точно справятся с задачей. Профсоюзом это, конечно, не назовешь, но чувствуется некое сообщество. Всех этих людей я близко знаю, и я уверена: они не подведут.
Я человек очень пунктуальный. Стараюсь никогда не опаздывать. Но, в крайнем случае, если я все же опаздываю, обязательно позвоню и сообщу об этом. Не люблю сама ждать и не люблю, чтобы меня ждали: понимаю, что людям очень некомфортно. Сейчас существует неприятная тенденция: никто не считает нужным перезванивать, когда на тебя меняются планы. Ни продюсеры, ни режиссеры. Если отказываешь человеку — имей храбрость сказать «нет». Некоторые люди не делают этого, и при этом чувствуют себя прекрасно. Я с такими людьми стараюсь не иметь ничего общего, и сама веду себя прямо противоположным образом.
Поскольку технический прогресс движется вперед бешеными темпами, ему надо соответствовать. Сама я дико не люблю переходить с одной монтажной программы на другую: только привыкнешь — надо адаптироваться к новому. Но ничего не поделаешь: в современном мире приходится постоянно развиваться. Сначала я монтировала в забытой ныне программе Heavy Works, потом не без труда перешла на Avid. Тогда я надеялась, что на Avid смогу работать всегда. Не тут-то было! Пришлось освоить Final Cut. На очереди — Adobe Premiere.
Не стоит делать различие между сериалами и кино. Некоторые работают над созданием кино с повышенной концентрацией, а на сериалах любят спускать все на тормозах. Так делать не надо. На каждом телеканале есть знаковые сериалы, более дорогостоящие и качественные, которые по уровню производства ничем не уступают кино. Я стараюсь иметь дело с такими проектами: они предоставляют все возможности для творческой самореализации. Но даже работая на самом дешевом сериале (куда меня больше не зовут), необходимо отдаваться процессу по максимуму: упоминание в титрах проекта является визитной карточкой для режиссера монтажа, и надо относиться к этому моменту с полной ответственностью.
Ольги Гриншпун
Режиссер монтажа. Работала на картинках «Водитель для Веры», «Дом дураков», «Глянец», «Карп отмороженный», и с такими режиссерами, как Андрей Кончаловский, Павел Чухрай, Егор Кончаловский, Кирилл Серебренников, Сергей Урсуляк. Номинирована на премию «Золотой орел» (лучший монтаж) за фильм «Питер FM». Диплом премии «Эмми» за фильм режиссера Андрея Кончаловского «Одиссея» (США).