Правила профессии

Правила режиссера монтажа Ольги Гриншпун

Как выстраивать отношения с режиссером, почему важно вовремя остановиться и зачем показывать кино другим профессионалам — список принципов режиссера монтажа Ольги Гриншпун

  • 9 октября 2017
  • 4407
Петр Скопин

Правила режиссера монтажа Ольги Гриншпун / Найди зерно в любом произведении


Если взялся за монтаж фильма, найди в нем что-нибудь интересное конкретно для тебя. Если даже не очень нравится сценарий, ухватись за удачно рассказанную режиссером историю, талантливого актера или мастерство оператора. Ведь чтобы над чем-то работать, это надо полюбить.
 

Правила режиссера монтажа Ольги Гриншпун / Концентрируйся на общей картине


Для меня целостность произведения на первом месте, и это основной принцип при работе над картиной. Кончаловский говорил мне: представь, что фильм — это шашлык. В таком случае шампур — это хребет фильма, его основная история. Мясо — основное, чем насыщена картина, а овощи на вертеле — это доведение фильма, шлифовка. Сначала нужно разобраться с главным, а уже потом думать о гарнире, «вышивать бисером». Поэтому в начале монтажного периода я крепко монтирую отдельные эпизоды, а шлифую их уже на финальной стадии. Ведь может создаться ситуация, при которой этот эпизод вылетит из фильма — и зачем, спрашивается, тратить месяц на то, чтобы его довести?
 

Правила режиссера монтажа Ольги Гриншпун / Постарайся убедить режиссера в своей правоте


Монтажер должен работать с режиссером в равноправном тандеме. Между ними важен диалог, и если монтажер понимает, что режиссер не прав — ему стоит высказаться. В случае с Андреем Кончаловским, кстати, настоять на своей точке зрения мне было сложнее всего. Он говорил: «Докажи, что ты права». И мне приходилось приводить доводы, убеждать его. Но надо всегда иметь свою позицию, ведь личным неравнодушием можно сделать картину лучше.
 

Правила режиссера монтажа Ольги Гриншпун / Покажи фильм другому профессионалу


Иногда, когда фильм уже почти собран, возникает ощущение, что зашел в тупик. Кажется, что все не так, а поменять что-либо ты уже не в состоянии, взгляд замыливается. В такие моменты хорошо бы показать картину профессионалам, которые смогут оценить картину свежим взглядом. Кончаловский, например, демонстрировал «Дом дураков» фокус-группе, в которую входили режиссеры Панфилов и Соловьев. Это был прекрасный опыт: мы прислушались к большинству их замечаний и картина вобрала в себя мудрость мэтров. Что касается простых зрителей, их мнение также очень важно, особенно чтобы авторы узнали коммерческий потенциал кино. Но чаще всего зрители на предварительных показах не могут точечно указать на важные для художественного восприятия фильма моменты, которые сразу выделяет профессионал.
 

Правила режиссера монтажа Ольги Гриншпун/ Остановись вовремя


Монтаж — дело практически бесконечное. Но когда есть готовая версия, которая всех устраивает, необходимо остановиться. Дальше не надо ничего делать! Есть точка, после которой ты будешь делать только хуже. Режиссеры авторского кино порой не умеют вовремя остановиться. Неуверенность часто подстегивает их к «шлифовке» уже отточенного материала. И они наносят урон своим картинам.
 

Правила режиссера монтажа Ольги Гриншпун / Закончил кино - дай ему отлежаться


Есть еще такое правило: закончил кино — дай ему немного отлежаться, хотя бы одну неделю, и пересмотри потом более отстраненно, как бы «с чистого листа». Сейчас этим, правда, никто не занимается — нет на это времени. И очень зря.
 

Правила режиссера монтажа Ольги Гриншпун / Будь в хороших отношениях с людьми


Однажды я проявила несдержанность в отношении коллеги в процессе монтажа «Курочки Рябы», и Кончаловский после этого не разговаривал со мной почти неделю. Когда я спросила у него, в чем дело, он ответил лаконично: «Свое настроение оставляй дома». И этот эпизод научил меня максимальной сдержанности на работе. Конечно, не нужно улыбаться каждому во весь рот, но я стараюсь всегда вести себя вежливо. Киносообщество в нашей стране достаточно небольшое, и все прекрасно знают, у кого плохой характер. Это быстро до всех доходит, и совсем не хочется стать пугалом.
 

Правила режиссера монтажа Ольги Гриншпун / Не отказывайся от работы, но отдавай предпочтение тем, кому доверяешь


С радостью подключаюсь к новым проектам и работаю с новыми людьми. Но если можно выбирать заказчика, всегда стараюсь отдавать предпочтение тем, с кем прежде имела опыт успешных взаимоотношений. Все прекрасно знают, насколько сейчас непросто в кино с финансовой стороной вопроса, но при работе со знакомыми продюсерами я точно понимаю, что мне заплатят. Это же касается и режиссеров: хочется иметь дело с теми, которые смогут выдать как минимум интересный результат.
 

Правила режиссера монтажа Ольги Гриншпун / Держись своего круга


Есть также небольшой круг режиссеров монтажа, с которыми я постоянно на связи: мы созваниваемся, предлагаем друг другу работу и обсуждаем актуальный уровень гонораров. Если я занята и не смогу участвовать в определенном проекте, я называю фамилии нескольких профессионалов, которые точно справятся с задачей. Профсоюзом это, конечно, не назовешь, но чувствуется некое сообщество. Всех этих людей я близко знаю, и я уверена: они не подведут.

 

Правила режиссера монтажа Ольги Гриншпун / Будь пунктуальным


Я человек очень пунктуальный. Стараюсь никогда не опаздывать. Но, в крайнем случае, если я все же опаздываю, обязательно позвоню и сообщу об этом. Не люблю сама ждать и не люблю, чтобы меня ждали: понимаю, что людям очень некомфортно. Сейчас существует неприятная тенденция: никто не считает нужным перезванивать, когда на тебя меняются планы. Ни продюсеры, ни режиссеры. Если отказываешь человеку — имей храбрость сказать «нет». Некоторые люди не делают этого, и при этом чувствуют себя прекрасно. Я с такими людьми стараюсь не иметь ничего общего, и сама веду себя прямо противоположным образом.
 

Правила режиссера монтажа Ольги Гриншпун / Следи за новыми технологиями


Поскольку технический прогресс движется вперед бешеными темпами, ему надо соответствовать. Сама я дико не люблю переходить с одной монтажной программы на другую: только привыкнешь — надо адаптироваться к новому. Но ничего не поделаешь: в современном мире приходится постоянно развиваться. Сначала я монтировала в забытой ныне программе Heavy Works, потом не без труда перешла на Avid. Тогда я надеялась, что на Avid смогу работать всегда. Не тут-то было! Пришлось освоить Final Cut. На очереди — Adobe Premiere.
 

Правила режиссера монтажа Ольги Гриншпун / Не делай различия между кино и сериалами


Не стоит делать различие между сериалами и кино. Некоторые работают над созданием кино с повышенной концентрацией, а на сериалах любят спускать все на тормозах. Так делать не надо. На каждом телеканале есть знаковые сериалы, более дорогостоящие и качественные, которые по уровню производства ничем не уступают кино. Я стараюсь иметь дело с такими проектами: они предоставляют все возможности для творческой самореализации. Но даже работая на самом дешевом сериале (куда меня больше не зовут), необходимо отдаваться процессу по максимуму: упоминание в титрах проекта является визитной карточкой для режиссера монтажа, и надо относиться к этому моменту с полной ответственностью.
 
 
 
Ольги Гриншпун 

Режиссер монтажа. Работала на картинках «Водитель для Веры», «Дом дураков», «Глянец», «Карп отмороженный», и с такими режиссерами, как Андрей Кончаловский, Павел Чухрай, Егор Кончаловский, Кирилл Серебренников, Сергей Урсуляк. Номинирована на премию «Золотой орел» (лучший монтаж) за фильм «Питер FM». Диплом премии «Эмми» за фильм режиссера Андрея Кончаловского «Одиссея» (США).  
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2491
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1866
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1575
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1553
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1410
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1402
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее