Практика

«Салют-7»: как переписать музыку к фильму за полтора месяца

Голливудская методика, гимн Советского Союза и временной цугцванг — остросюжетная история Ивана Бурляев и Дмитрия Носкова о том, как им удалось в кратчайшие сроки переписать саундтрек к «Салюту-7»

  • 24 октября 2017
  • 2035
Петр Скопин

В марте 2017 года релиз космического блокбастера Клима Шипенко «Салют-7» в России был перенесен на полгода, что позволило продюсерам дополнительно поработать над саундтреком картины, который у многих вызывал вопросы. Исправить проблемные места призвали композиторов Ивана Бурляева и Дмитрия Носкова. По результатам их работы музыкальная составляющая фильма изменилась практически полностью.
 

Первое знакомство с картиной


Кадр из фильма «Салют-7» / Фото: Кинокомпания «СТВ»
Кадр из фильма «Салют-7» / Фото: Кинокомпания «СТВ»

Когда мы первый раз увидели фильм «Салют-7», сразу поняли: в музыкальном плане в нем необходимо было переделывать буквально все. В картине, как минимум, отсутствовала сквозная музыкальная драматургия. Все музыкальные линии были разношерстны по наполнению, по стилям и по инструментам, которые использовались. Кино как цельное произведение распадалось на множество отрывков, гасило зрительские эмоции, а не нагнетало их. Оригинальная композиторская музыка сильно выделялась тягучей монотонностью, отсутствием эмоционального развития, концептуального понимания жанра и актуального музыкального языка.

На встрече с Сергеем Сельяновым мы настаивали на том, чтобы полностью переделывать музыку, а не просто «переписать несколько сцен», как нам предлагалось. Нам было важно доказать, что «музыка решает», что планку качества российской киномузыки нужно постоянно повышать, особенно если это касается таких фильмов, как «Салют-7». Сергей Михайлович увидел «блеск в наших глазах» и дал добро на этот эксперимент. Безусловно, серьезным доводом в нашу пользу стал наш недавно вышедший фильм «Притяжение».
 

Особенности работы над «Салютом-7»


Дирижер Константин Хватынец, композиторы Дмитрий Носков и Иван Бурляев и звукорежиссер Александр Михлин / Фото: Мосфильм
Дирижер Константин Хватынец, композиторы Дмитрий Носков и Иван Бурляев и звукорежиссер Александр Михлин / Фото: Мосфильм

Уникальность производственных условий заключалась в том, что вместо монтажного драфта с черновыми репликами и отсутствием синхронных шумов, фонов и спецэффектов, у нас в наличии оказался готовый звуковой микс с выстроенным балансом звука и финализированным саунд-дизайном. Такое произошло впервые в нашей практике и вряд ли произойдет еще раз.

Благодаря наличию выстроенного баланса звука мы смогли избежать конфликтов музыкальной составляющей с другими звуковыми фактурами. Например, если звуковая фактура звучала на определенной ноте (допустим, заводской гудок гудел в «ми»), мы подбирали тональность музыки так, чтобы это «ми» звучало органично. В подавляющем большинстве случаев эти сложности решаются простым механическим путем при помощи ручек громкости, но на «Салюте-7» удалось интегрировать музыку таким образом, чтобы она «встала как родная».
 

Концептуальный подход


Кадр из фильма «Салют-7» / Фото: Кинокомпания «СТВ»
Кадр из фильма «Салют-7» / Фото: Кинокомпания «СТВ»

Изначально в нашем саундтреке мы хотели следовать советским традициям: двигаться в сторону Эдуарда Артемьева и Алексея Рыбникова, вызывая ностальгические эмоции, но делая упор на современное звучание. Был порыв вернуть на большой экран стилевые особенности музыки 80-х, свойственные тому времени гармонические последовательности и мелодику, которые сейчас забыты (например, уменьшенный септаккорд, который широко использовался в советской киномузыке того времени). При том, что главный тренд в кино сейчас — аналоговое электронное звучание.

Но продюсеры высказали мнение, что подобный подход может быть не понят массовым зрителем. Мы решили не тратить драгоценное время на убеждения и в итоге взяли на вооружение более универсальный «голливудский» подход к тематизму, который должен был сработать для всех категорий зрителей: как отечественных, так и зарубежных.
 

Музыкальные темы

 

И все же наш материал имеет в себе элементы советской традиции. В «Салюте-7» сосуществуют несколько музыкальных тем.
 
  • Гимн Советского Союза. Мы «ввели» его в фильм практически незаметно. Буквально единицы услышат, что его интонация присутствует в музыке на протяжении всей картины.
  • Аллюзия на «Время вперед» Г. Свиридова, на ритмическом рисунке которой строится многое в картине. Вне зависимости от того, кто и как относится к советскому периоду, эта тема составляет для многих зрителей некий личностный фундамент. Ведь заставка программы «Время» — она «под кожей» у каждого.
  • Основная тема фильма, ядро которой состоит всего из четырех нот, получает серьезное развитие в различных эпизодах. 
  • В фильме важны элементы вышедшей из-под контроля станции: ее «крик», специально созданный нами звук-скример, некий идентификат непокорного «куска железа весом в 20 тонн» и другая фактура станции — так называемая «квинта», созданная на аналоговых синтезаторах;
  • Еще одна важная музыкальная тема — это «Сияние», она появляется в начале картины и весь фильм нас сопровождает. Вот основные элементы саундтрека.
 

Временной цугцванг


Кадр из фильма «Салют-7» / Фото: Кинокомпания «СТВ»
Кадр из фильма «Салют-7» / Фото: Кинокомпания «СТВ»

Начав работать над «Салютом-7» в конце июля 2017 года, мы столкнулись с временным цугцвангом: каждый следующий шаг сокращал возможности для маневра, времени постоянно и катастрофически не хватало. В начале работы над фильмом мы потратили много времени на производство так называемых «лирических костылей», которые должны были более динамично связать действие первого акта фильма, задать больше эмоциональной энергии перед стартом космического корабля. Но в последний момент продюсеры решили вырезать из этого блока около десяти минут. На наш взгляд это послужило во благо картине: история стала более емкой и динамичной. И, как ни странно, нам не было жалко той музыки, которая была со всей любовью написана для этих эпизодов. Только время!

В течение полутора месяцев нам необходимо было осуществить всю работу по созданию и записи музыки: на начало сентября была намечена ее запись с симфоническим оркестром, а после этого материал уже нельзя переделывать. Вместе с тем, чтобы показать текущий демо-материал продюсерам, надо было произвести ряд дополнительных действий: подставить «демку» под изображение, свести по балансу со звуком фильма, «запаковать» в мультимедийный файл, отправить им и ждать комментариев. Мы понимали, что времени на перечисленные операции у нас попросту нет!

Надвигалась запись оркестра, мы работали в буквальном смысле круглосуточно, и даже в таком режиме мы до последнего сомневались, успеем мы сделать все, что хотели, или нет. Продюсеры как будто оказались нашими «заложниками»: они получали материал без возможности внесения в него правок, и возникал вопрос: взять новую музыку или оставить прежнюю. На другие альтернативы не оставалось времени.
 

Технология

 

При этом нам дали «зеленый свет» на все производственные запросы. А их было немало. При записи музыки мы использовали аналоговые синтезаторы, которые придали саундтреку «актуальность», а также VST-синтезаторы, такие как Selenta, Omnisphere и другие. В общих чертах, все на чем работает «Большой Голливуд» — у нас было. Кроме того, нашим преимуществом была команда. Еще в момент написания музыки для «Притяжения» нам удалось собрать крепкую команду профессионалов, с которой мы продолжили работать на «Салюте-7». Каждый человек был на своем месте и каждый — на вес золота.
 

Перезапись с новой музыкой к международной версии фильма


Кадр из фильма «Салют-7» / Фото: Кинокомпания «СТВ»
Кадр из фильма «Салют-7» / Фото: Кинокомпания «СТВ»

В середине августа продюсерам необходимо было осуществить файнал-микс «Салюта-7» для его международной версии: иностранные партнеры должны были получить все исходные материалы в срок, чтобы запустить фильм в международный прокат. В этот момент произошел наш первый серьезный отчет о проделанной работе перед продюсерами. До самой последней минуты они ждали наш материал, и, несмотря на цейтнот, они хотели добавить его, хотя бы частично, в международную версию.

Но именно на этой стадии мы впервые на проекте столкнулись с феноменом «силы привычки». Продюсеры не решились заменить основной объем старой музыки на новую, ссылаясь на то, что новая еще не записана с оркестром и не сведена, а западный зритель весьма искушен в этом вопросе. Никакие увещевания звукорежиссеров Бориса Войта и Павла Стасенко воздействия не возымели.
 
Первый трейлер к фильму «Салют-7»

На борт «Салюта-7» взят только наш «Accident» — трек к открывающему фильм эпизоду. В итоге, международная версия (релиз которой был осуществлен, в частности, во Франции, Германии и Китае) в музыкальном плане очень сильно отличается от российской. Различия показывают, насколько музыка может по-разному решить фильм: когда сравнивают два варианта, зрители, видевшие обе версии, всегда приятно удивляются изменениям.
 

Запись оркестра

Дирижер Константин Хватынец / Фото: Мосфильм

Дирижер Константин Хватынец / Фото: Мосфильм

Оркестр / Фото: Мосфильм

Оркестр / Фото: Мосфильм

Итак, до начала сентября мы занимались написанием музыки и готовились к записи оркестра. Писать партитуры для оркестра в сжатые сроки — очень непросто: ноты, написанные в электронном виде, необходимо превратить в ноты для музыкантов, добавить массу штрихов и нюансов. Спасибо нашему замечательному оркестровщику Алексею Курбатову: нам практически не пришлось заниматься редактурой, и все партитуры были готовы в срок.

Final mix. Звукорежиссеры: Павел Стасенко, Борис Войт, Никита Ганькин / Фото: Мосфильм
Final mix. Звукорежиссеры: Павел Стасенко, Борис Войт, Никита Ганькин / Фото: Мосфильм

Записать оркестр мы сначала хотели в Праге, но в нужной нам студии кто-то уже занял даты, на которые мы рассчитывали. Поэтому мы решили записываться в Первой музыкальной студии Мосфильма, где удалось собрать лучший состав музыкантов и привести на запись наших любимых дирижера со звукорежиссером. Кроме того, в Первой музыкальной студии стоит последний аналоговый пульт Solid State Logic, который очень украшает звучание — оно, как принято говорить, получается «теплое, ламповое».
 

На грани


Кадр из фильма «Салют-7» / Фото: Кинокомпания «СТВ»
Кадр из фильма «Салют-7» / Фото: Кинокомпания «СТВ»

13 сентября, через несколько дней после того, как мы записали оркестр, и только-только успели смонтировать записанный материал, нас вызвали «на ковер» к продюсерам. В тот момент музыка не была сведена и казалась еще более «сырой», чем в электронных демках: виной этому — опять же время. Не хватило буквально пары дней. Естественно, при разборе материала чуть не произошла катастрофа. Сельянов и Бакурадзе, услышав музыку в таком виде, были близки к тому, чтобы поставить жирную точку в сотрудничестве с нами.

Надо опять отдать должное замечательным звукорежиссерам «Салюта»: они снова «встали грудью» за нашу музыку. Им удалось убедить продюсеров, что необходимо дать нам возможность свести музыку, показать готовый вариант и только после этого принимать финальные решения. На нашей стороне был и режиссер картины Клим Шипенко. Стоит отметить, что нас с Дмитрием на протяжении всего процесса работы над фильмом не оставляло ощущение покерного «all-in»: мы ставили «на кон» нашу репутацию и каждый раз шли в бой с мыслью «все, или ничего».

Клим Шипенко на съемках фильма «Салют-7» / Фото:  Кинокомпания «СТВ»
Клим Шипенко на съемках фильма «Салют-7» / Фото:  Кинокомпания «СТВ»

В течение следующей недели на CineLab SoundMix мы свели всю музыку, добавив перед этим к ней еще несколько новых синтезаторных номеров. Безусловно, в краткие сроки нам удалось радикально изменить общее звучание музыкального материала. Продюсерам высылались премиксы со сведенной музыкой и в целом градус напряжения стал снижаться.
 

Финальные решения


Сергей Сельянов на премьере фильма «Салют-7» / Фото:  Кинокомпания «СТВ»
Сергей Сельянов на премьере фильма «Салют-7» / Фото:  Кинокомпания «СТВ»
Финальные просмотры картины произошли 19 и 20 сентября с участием продюсеров Сельянова, Бакурадзе и Златопольского. Мы понимали, что продюсеры уже успели в целом свыкнуться с нашим материалом и вопросы у них могли остаться только к финалу картины, к важнейшему для общего впечатления от истории 20-минутному музыкальному блоку. Если бы было принято решение убрать нашу музыку из финала «Салюта-7» и оставить в этом месте прежний саундтрек, фильм просто не получился бы в том виде, в котором мы его задумывали. Поэтому, безусловно, финальный просмотр стал для нас моментом истины...

И вот он — «час икс». Продюсеры просматривают финал фильма. Пауза. Мы затаили дыхание. В полной тишине раздается реплика Златопольского: «Это потрясающе!». С ним почти безоговорочно соглашаются Сельянов и Бакурадзе. И наша работа принята.
 
Финальный трейлер к фильму «Салют-7»
 

Чему научила работа над музыкой к «Салюту-7»


Кадр из фильма «Салют-7» / Фото: Кинокомпания «СТВ»
Кадр из фильма «Салют-7» / Фото: Кинокомпания «СТВ»

Проект мы закончили с радостным ощущением выполненной миссии. Ведь бились за каждую сцену... И это того стоило! В итоге нам удалось утвердить шестьдесят одну минуту материала из тех семидесяти, которые были написаны для фильма. Девять минут из картины выпали: здесь мы сделать ничего не смогли, хотя, безусловно, хотели. В целом было полное ощущение выигранной битвы. Смело можно сказать, что звучание музыки, которого мы добились в процессе работы над «Салютом-7» — лучшее в отечественном кино на сегодняшний момент. Ведь благодаря сотрудничеству с прекрасными звукорежиссерами мы получили три важнейшие «зеленые галочки»: материал был идеально записан, идеально сведен и идеально положен в общий микс фильма. Только благодаря всем этим факторам мы получили нынешний результат. Теперь каждый может проверить это утверждение в хорошем кинозале с системой Dolby Atmos или IMAX.

Хочется добавить и «ложку дегтя». О музыке и ее качестве продюсеры порой задумываются в самый последний момент. Довольно часто ими не учитывается уровень профессионализма композиторов, которые участвуют в фильмах-событиях: берут кого не попадя, лишь бы подешевле. Более того, вопросы музыки в кино часто решаются по остаточному принципу. Но работа с музыкальной составляющей в кино не должна происходить подобным образом. И именно это мы пытались доказать на «Салюте-7». В данный момент мы с коллегами прорабатываем определенные шаги, которые, надеемся, помогут изменить сложившуюся ситуацию.
 

Обложка: Кадр из фильма «Салют-7» / Кинокомпания «СТВ»

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 6979
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3652
Практика

3 сценарные ошибки «Убийства священного оленя», которые стали его преимуществом

Греческие кинематографисты Йоргос Лантимос и Эфтимис Филиппоу получили в прошлом году на Каннском фестивале приз за лучший сценарий. Мы не можем пройти мимо и не прочитать сценарий заново, чтобы понять, как его структура работает на зрителя

  • 16 февраля
  • 3544
Практика

Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1

Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком

  • 13 февраля
  • 3179
Практика

«Дюнкерк»: воссоздание военной действительности

Фильм Кристофера Нолана показывает события, произошедшие во Франции в 1940 году, когда союзные войска были прижаты к морскому побережью. Фактически, это три разных фильма, действие которых разворачивалось на побережье Дюнкерка, в воздухе и на море. Рассказываем, как для фильма создавали военную среду

  • 13 февраля
  • 2648
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Пола Томаса Андерсона

К выходу «Призрачной нити» Пол Томас Андерсон раскрывает, какие фильм повлияли на его уникальный режиссерский стиль: гангстерское кино, эталоны драматургии, «черный» авангард, порно, а также советская классика

  • 18 февраля
  • 2452
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее