Практика

Запись звука автомобиля: микрофоны, присоски и постпродакшн

Любая кинопогоня всегда сопровождается шикарным рычанием машин: у каждой из них свой тембр, характер и стиль. Чтобы разобраться в тонкостях записи звука автомобиля, мы отправились на полигон Jaguar Land Rover, где команда FlySound записывала автомобиль Jaguar F-type для одного из новых проектов


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
  

Что за автомобиль будем писать?


Если под Mazda подложить звук BMW или под «Ладу» — Audi, зритель на подсознательном уровне почувствует подлог. Особенно на экране много разных авто.

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов 
Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов 

На этот раз специалисты FlySound записывали Jaguar F-Type версии R с V8, компрессором на 550 лошадиных сил и полным приводом. Как сказал сотрудник автоцентра,Александр — это самый мощный, достаточно интересный и эксклюзивный автомобиль. В Москве продается около 40 таких авто за год, на дорогах эту машину встретишь нечасто. Стоимость ее составляет от 4,5 до 12,5 млн рублей.
 

Подготовка к записи


Чтобы максимально эффективно подготовиться к записи, ребята из Flysound заранее приезжали на площадку, чтобы осмотреть место, сам автомобиль и оценить условия, в которых нужно будет работать.

Запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов
Запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Своими впечатлениями делится Софья Матросова, которая все время находилась внутри самого авто, записывая звук на рекордер и контролируя процесс этой записи:

— У этой машины есть два режима работы труб. Может работать только две, левая и правая, а может — по две с каждой стороны. По звуку это отличается не сильно, но во втором режиме он становится настолько мощным, что микрофон начинает перегружать. Слушать это сложно, поэтому я решила остаться в первом режиме, на одной трубе. Потом с этим звуком можно смонтировать до 4— 8 труб.
Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Специальные конструкции крепления микрофонов, клейкие ленты, присоски — не так просто разместить микрофоны на автомобиле. Есть определенные трудности, которые прокомментировал Алексей Кузнецов:

— Машины в целом не идеально ровные, поэтому вакуумные присоски иногда не очень хорошо крепятся, и нужно найти для них правильное место. Микрофоны довольно тяжелые, и не хочется, чтобы они отвалилось, когда мы поедем. Чтобы найти правильные точки, обязательно надо послушать и понять, где будет хороший звук: у разных машин может быть в разных местах.
 

Работа «в поле»


Запись идет не только внутри и снаружи авто, но и на самом полигоне: надо записать еще и проезды, отъезды, звуки машины со стороны, чтобы потом можно было создать полную картину происходящего.

Запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов
Запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Особенности расстановки микрофонов и вообще особенности работы в поле и записи звука в поле комментирует Алексей Кобзарь.

— Мы должны, во-первых, получить красивые прогазовки, отъезды, подъезды, проезды, чтобы они дополняли основные микрофоны, которые сейчас стоят на машине. Чтобы во время монтажа мы добавляли в нашу звуковую картину дополнительных интересных красок.

На первой точке мы будем использовать два Neumann 87, два The Amethyst Violet Design, а чтобы записать более глубокий низ при отъезде, подъезде и прогазовках в ход пойдет subkick. Мы будем использовать два бума: на один бум мы все-таки умудрились повесить Neumann 87, чтобы получить более естественный, красивый проезд. На другом — Sennheiser 416. Это пушка, которая более точно запишет дальние маневры, и при близком проезде, к примеру, он запишет какие-то вещи детальнее.

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов 
Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов 

Мы стараемся писать ближе к нулю, находиться в зоне, предположим, -6 db, чтобы это был полный сигнал и конвертеры, предусилители, микрофоны работали ближе к максимальным значениям. Мы записываем в 96 килогерц, чтобы весь динамический диапазон был охвачен полностью. Ну и регулируем громкость в зависимости от того, что мы делаем. Если громкие проезды — мы стараемся немножко прибирать, если тихие — конечно, добавлять. Все это постоянная живая работа.
 

Расположение микрофонов


Запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов
Запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

После всех подготовительных работ нам удалось поговорить с Алексеем и Софьей отдельно и более подробно расспросить их о задачах записи.

Софья Матросова: Мне кажется, звук этой машины больше ни под что не подставишь. Может, под какую-то еще гоночную можно, но она очень специфично звучит.

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов 
Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов 

— Как вы подбирали микрофоны и почему использовали именно эти?

Софья Матросова: Так как главное в машинах — это трубы, мы решили использовать Neumann. Но совсем близко их не повесишь, и чтобы взять близкие звуки — мы используем бочечный микрофон 868 Electrovoice. Neumann дает акустически красивый звук. Еще мы подбирали микрофон для записи хорошего низа.

Запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов
Запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

— Получается, сзади три микрофона, а спереди — один.

Софья Матросова: Спереди мы еще добавим второй. Нужно писать звук под капотом, но там очень жарко и место для микрофона не самое приятное. В тестовых записях мы услышали, красивый звук двигателя во время езды, который хотелось бы поймать. Этот звук находится у компрессора, около двигателя, к нему мы попытались подобраться, но там все равно много дополнительных призвуков.
 

Постпродакшн полученной записи


Софья Матросова: Мы создаем единую сессию, многоканальный проект, как у оркестра. А дальше выставляем баланс треков. Когда есть видео, мы уже по картинке понимаем, что делать дальше. Например, если много крупных планов, то и звук должен быть соответствующим. А если первоначальный монтаж проходит без звука, то мы прикидываем, что можно взять из каждой дорожки. В целом, дальнейшая работа зависит от того, что мы хотим получить. Может, мы захотим сделать дальние планы, тогда мы вообще от крупных микрофонов откажемся и возьмем звук с поля, а не с машины.

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов 
Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов 

Алексей Кобзарь: Режиссер иногда может даже попросить: «Пусть этот Ягуар будет легким». Чтобы он рычал очень мягко.

Софья Матросова: Это важно, потому что не всегда перед записью понятно, что хотят. У всех разное понимание и ощущение звука
 

Обложка: запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 8376
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 4628
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 3222
Практика

Налет времени, патина и изысканность в костюмах фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

О том, как осовременить классическую фантастическую киносагу, «переодеть» кадры с ныне покойной Кэрри Фишер, собрать шлем с помощью старинной японской техники и о многом другом рассказывает художник по костюмам «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Майкл Каплан

12 января 2808
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее