Практика

Запись звука автомобиля: микрофоны, присоски и постпродакшн

Любая кинопогоня всегда сопровождается шикарным рычанием машин: у каждой из них свой тембр, характер и стиль. Чтобы разобраться в тонкостях записи звука автомобиля, мы отправились на полигон Jaguar Land Rover, где команда FlySound записывала автомобиль Jaguar F-type для одного из новых проектов

  • 13 сентября 2018
  • 1063
Артур Кулаков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
  

Что за автомобиль будем писать?


Если под Mazda подложить звук BMW или под «Ладу» — Audi, зритель на подсознательном уровне почувствует подлог. Особенно на экране много разных авто.

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов 
Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов 

На этот раз специалисты FlySound записывали Jaguar F-Type версии R с V8, компрессором на 550 лошадиных сил и полным приводом. Как сказал сотрудник автоцентра,Александр — это самый мощный, достаточно интересный и эксклюзивный автомобиль. В Москве продается около 40 таких авто за год, на дорогах эту машину встретишь нечасто. Стоимость ее составляет от 4,5 до 12,5 млн рублей.
 

Подготовка к записи


Чтобы максимально эффективно подготовиться к записи, ребята из Flysound заранее приезжали на площадку, чтобы осмотреть место, сам автомобиль и оценить условия, в которых нужно будет работать.

Запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов
Запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Своими впечатлениями делится Софья Матросова, которая все время находилась внутри самого авто, записывая звук на рекордер и контролируя процесс этой записи:

— У этой машины есть два режима работы труб. Может работать только две, левая и правая, а может — по две с каждой стороны. По звуку это отличается не сильно, но во втором режиме он становится настолько мощным, что микрофон начинает перегружать. Слушать это сложно, поэтому я решила остаться в первом режиме, на одной трубе. Потом с этим звуком можно смонтировать до 4— 8 труб.
Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Специальные конструкции крепления микрофонов, клейкие ленты, присоски — не так просто разместить микрофоны на автомобиле. Есть определенные трудности, которые прокомментировал Алексей Кузнецов:

— Машины в целом не идеально ровные, поэтому вакуумные присоски иногда не очень хорошо крепятся, и нужно найти для них правильное место. Микрофоны довольно тяжелые, и не хочется, чтобы они отвалилось, когда мы поедем. Чтобы найти правильные точки, обязательно надо послушать и понять, где будет хороший звук: у разных машин может быть в разных местах.
 

Работа «в поле»


Запись идет не только внутри и снаружи авто, но и на самом полигоне: надо записать еще и проезды, отъезды, звуки машины со стороны, чтобы потом можно было создать полную картину происходящего.

Запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов
Запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

Особенности расстановки микрофонов и вообще особенности работы в поле и записи звука в поле комментирует Алексей Кобзарь.

— Мы должны, во-первых, получить красивые прогазовки, отъезды, подъезды, проезды, чтобы они дополняли основные микрофоны, которые сейчас стоят на машине. Чтобы во время монтажа мы добавляли в нашу звуковую картину дополнительных интересных красок.

На первой точке мы будем использовать два Neumann 87, два The Amethyst Violet Design, а чтобы записать более глубокий низ при отъезде, подъезде и прогазовках в ход пойдет subkick. Мы будем использовать два бума: на один бум мы все-таки умудрились повесить Neumann 87, чтобы получить более естественный, красивый проезд. На другом — Sennheiser 416. Это пушка, которая более точно запишет дальние маневры, и при близком проезде, к примеру, он запишет какие-то вещи детальнее.

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов 
Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов 

Мы стараемся писать ближе к нулю, находиться в зоне, предположим, -6 db, чтобы это был полный сигнал и конвертеры, предусилители, микрофоны работали ближе к максимальным значениям. Мы записываем в 96 килогерц, чтобы весь динамический диапазон был охвачен полностью. Ну и регулируем громкость в зависимости от того, что мы делаем. Если громкие проезды — мы стараемся немножко прибирать, если тихие — конечно, добавлять. Все это постоянная живая работа.
 

Расположение микрофонов


Запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов
Запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

После всех подготовительных работ нам удалось поговорить с Алексеем и Софьей отдельно и более подробно расспросить их о задачах записи.

Софья Матросова: Мне кажется, звук этой машины больше ни под что не подставишь. Может, под какую-то еще гоночную можно, но она очень специфично звучит.

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов 
Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов 

— Как вы подбирали микрофоны и почему использовали именно эти?

Софья Матросова: Так как главное в машинах — это трубы, мы решили использовать Neumann. Но совсем близко их не повесишь, и чтобы взять близкие звуки — мы используем бочечный микрофон 868 Electrovoice. Neumann дает акустически красивый звук. Еще мы подбирали микрофон для записи хорошего низа.

Запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов
Запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

— Получается, сзади три микрофона, а спереди — один.

Софья Матросова: Спереди мы еще добавим второй. Нужно писать звук под капотом, но там очень жарко и место для микрофона не самое приятное. В тестовых записях мы услышали, красивый звук двигателя во время езды, который хотелось бы поймать. Этот звук находится у компрессора, около двигателя, к нему мы попытались подобраться, но там все равно много дополнительных призвуков.
 

Постпродакшн полученной записи


Софья Матросова: Мы создаем единую сессию, многоканальный проект, как у оркестра. А дальше выставляем баланс треков. Когда есть видео, мы уже по картинке понимаем, что делать дальше. Например, если много крупных планов, то и звук должен быть соответствующим. А если первоначальный монтаж проходит без звука, то мы прикидываем, что можно взять из каждой дорожки. В целом, дальнейшая работа зависит от того, что мы хотим получить. Может, мы захотим сделать дальние планы, тогда мы вообще от крупных микрофонов откажемся и возьмем звук с поля, а не с машины.

Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов 
Команда FlySound на записи звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов 

Алексей Кобзарь: Режиссер иногда может даже попросить: «Пусть этот Ягуар будет легким». Чтобы он рычал очень мягко.

Софья Матросова: Это важно, потому что не всегда перед записью понятно, что хотят. У всех разное понимание и ощущение звука
 

Обложка: запись звука Jaguar F-type / Фото: Павел Богданов

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Проклятье «голливудского аниме» и почему его пока не получается снять

Голливудские экранизации японских комиксов и легенд почти всегда проваливаются и в финансовом аспекте, и среди кинокритиков, однако синдром «американского аниме» или «голливудской Японии» до сих пор не дает спать ни большим, ни маленьким режиссерам и продюсерам. Почему даже масштабная «Алита: Боевой ангел» не смогла снять это проклятье? Попробуем разобраться

  • 7 апреля
  • 7408
Репортаж

Полнокадровые цифровые кинокамеры: мифы и реальность

На что в действительности влияет размер сенсора 

  • 11 апреля
  • 3191
Практика

Метод Хита Леджера: как актер работал над своими лучшими ролями

Сегодня Хиту Леджеру могло бы исполниться 40 лет. Вспоминаем одного из самых талантливых звездных артистов XXI века и разбираем его исполнительский метод на примере лучших ролей: от «Горбатой горы» до «Темного рыцаря»

  • 4 апреля
  • 2718
Практика

Как театр влияет на костюмы в кино

Есть ли взаимовлияние между кино и театром? Могут ли методы создания театрального костюма использоваться в кино или они слишком специфичные для экрана? Об этом рассуждает художник по костюмам Ирина Жигмунд

  • 10 апреля
  • 1881
Практика

Приемы: отражения

Правда и ложь, безумие и гнев, сомнения и истинные намерения или просто организация внутрикадрового пространства и оригинальная альтернатива монтажу — разбираемся, для чего в кино используют отражения

  • 5 апреля
  • 1736
Практика

Мастер: Фрэнсис Форд Коппола

Не нуждающийся в представлении Фрэнсис Форд Коппола намедни отметил 80-летие, в честь чего предлагаем подробнее изучить режиссерский стиль одного из самых эклектичных мастеров Голливуда и американского независимого кино

  • 8 апреля
  • 1603
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее