Практика

Как это снято: «Про уродов и людей»

Двадцать лет назад Алексей Балабанов шокировал зрителя историей «Про уродов и людей». Вспоминаем, как создавалась картина, которую режиссер называл своей самой совершенной работой: ретро-порнография, белые ночи, сепия, близнецы из автомобильной шпаклевки и мертвые паровые трамваи


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Драматургия: табуированная тема, традиционные сюжеты и мотив двойничества


Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ
Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 

Фильм «Про уродов и людей» довольно долго ждал реализации. Замысел картины возник у Алексея Балабанова в 1993 году благодаря прогулкам по Гамбургу, где режиссер занимался пост-продакшном своего второго полного метра «Замок». В местном Музее эротического искусства Балабанов наткнулся на порнографические открытки рубежа XIX-XX веков. Его заинтересовал этот малоизученный феномен, а интерес довольно быстро вылился в декадентскую историю о первых порнографах и их «жертвах», а также об уродстве, физическом и моральном. Сам режиссер говорил о своей задумке так: «…мне понравилась идея: сделать кино о такой любви. Для нас как бы неестественной, но для моих героев единственно возможной».

Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 
Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 

В ранних версиях сценарий назывался «Ехать никак нельзя», а затем «Тихие люди». Режиссер претендовал с ним на государственное финансирование, однако, даже несмотря на либерализацию 90-х годов, «порнографический» проект чиновники поддерживать отказались. Не помогли картине и западные инвесторы.

Тогда Балабанов вместе с продюсером Сергеем Сельяновым решили снять кассовую картину, малобюджетный боевик, успех которого бы позволил осуществить «Про уродов и людей». Так появился «Брат». План авторов превзошел ожидания — «боевик» обрел культовый статус и более-менее развязал руки с желанными «Уродами». Кроме того, примерно треть бюджета фильма поступила со стороны продюсера Олега Ботогова.

Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 
Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 

Говоря о картине, Балабанов со свойственной ему прямолинейностью комментировал название и сюжет. По его словам, фильм получил название «Про уродов и людей» лишь потому, что в картине есть уроды — сиамские близнецы, — и люди — все остальные герои. А многочисленные интерпретации на этот счет режиссер оставлял в стороне: «Совершенно бессмысленно объяснять, что ты имел в виду: просто в фильме есть люди, есть уроды, а дальше вы сами разбирайтесь, кто есть кто».

Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 
Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 

Драматургия картины строится на двух распространенных сюжетах: вторжение некого чужого в привычную среду и любовный треугольник. В экспозиции в городе появляется главный герой Иоган, иностранец, занимающийся странным делом — производством порнографических открыток. Далее он со своей компанией вторгается в размеренную жизнь двух «хороших чеховских русских семей» и их уничтожает. Гибель героев сопровождается, словами Балабанова, историей «обычного любовного треугольника»: Иоган выражает свою любовь к невинной девушке Лизе, снимая ее в порнографии, а влюбленный в нее фотограф Путилов силится, но никак не может ему помешать.

Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 
Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 

Любопытно, что сам режиссер отказывался делить своих героев на отрицательных и положительных. Например, он не видел в Иогане злодея, считая, что его страдания и влюбленность искупают какую-либо его вину. Тем не менее некоторое отношение к персонажам выражено через их образы. Скажем, Иоган постоянно ест морковку со сметаной, потому что режиссер терпеть не мог такое блюдо. Путилов в фильме носит эксцентричный костюм в клетку, что вообще в киновселенной Балабанова встречается часто и всегда выступает маркером слабости или ненормальности.

Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 
Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 

В фильме большое количество персонажей, и все они раскладываются на смысловые пары. Например, сиамские близнецы составляют парадоксальную пару: они вроде бы и идентичны, но при этом во многом непохожи. Парны отцы семейств — два интеллигента доктор Стасов и инженер Радлов. Дочь Радлова Лиза и жена Стасова Екатерина Кирилловна непохожи, но тоже составляют пару — обеих используют Иоган и его подручные. Подобное решение подчеркивает ключевую мысль картины (она же заключена и в названии) — о сосуществовании в человеке двух контрастных начал.
 

Кастинг: любимые актеры, близнецы и боль


Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ
Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 

В картине приняли участие любимые актеры Балабанова, в том числе Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков и Анжелика Неволина. Маковецкий о своем герое Иогане и работе над образом рассказывал, что все приходилось исследовать самому — Балабанов неохотно давал комментарии.

«Мне этот сценарий очень понравился, но я действительно про своего Иогана мало что понял. Балабанов ответил: „Ну, ладно, потом поговорим…“ Поговорили — и я стал понимать еще меньше». Он вообще ничего никому не объясняет. Жалеет слова, говорит какими-то жестами, междометиями, почесывает нос, губы теребит постоянно, глядя на монитор. И нужно догадываться, что он всем этим имеет в виду», — рассказывает Маковецкий. Итогом его работы стала максимально сдержанная, аскетичная игра. Необходимую непроницаемость ему придали черные глаза — добиться такого эффекта удалось с помощью черных линз. Линзы также использовались для имитации слепоты Екатерины Кирилловны. Причем это было довольно болезненно. Неволина вспоминает это следующим образом: «В глаз вставляли одну линзу, в нее клали какие-то кусочки салфетки, потом вторую — это придумал оператор Астахов. Это все время по мне ползало, болело. Находиться в этом долго было невозможно».

Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 
Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 

Роли близнецов исполнили не близнецы и даже не родственники. Более того Алеша Де и Чингиз Цыдендамбаев даже принадлежат к разным национальностям — первый кореец, а второй бурят. Первому на момент съемок было четырнадцать лет, а второму — тринадцать. «Объединялись» близнецы как с помощью практических эффектов, так и с помощью визуальных («Про уродов и людей» стал первым фильмом Балабанова, где использовалась компьютерная графика). Подросшие близнецы скреплялись с помощью загримированной автомобильной шпаклевки. А вот для двух планов с новорожденными понадобилась компьютерная обработка шведской студии, причем задача по тем временам была довольно сложной и трудоемкой.
 

Съемки: белые ночи, сепия и паровой трамвай


Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 
Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 

Съемки картины проходили летом 1997 года в Санкт-Петербурге, как это обычно бывало у Балабанова, в оперативном режиме. Режиссер хотел обязательно запечатлеть огромный город абсолютно пустынным и безлюдным, как бы населенным только героями. На помощь в решении такой амбициозной задачи пришли инспекторы ГАИ, а также белые ночи.

Большая часть картины была снята именно за это короткий период с середины июня по начало июля. Оператор Сергей Астахов так комментирует это решение: «…по сюжету это просто день, только никогда не солнечный. Получился такой необычный образ, и я даже думаю, что город здесь — главный герой». Среди примечательных объектов Санкт-Петербурга, попавших в кадр, можно выделить, например, Благовещенский мост (по нему проходит трамвай), набережную Лейтенанта Шмидта (от нее отплывают люди с клетчатыми чемоданами). Помимо Санкт-Петербурга съемки проходили в Выборге и в Ярославле. Выборг «сыграл роль» Европы в конце картины, а Ярославль стал далекой российской провинцией, куда уезжают близнецы в поисках родни.

Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 
Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 

«Про уродов и людей» часто называют наиболее визуально совершенным фильмом Балабанова, что, возможно, связано со стремлением авторов к стилизации под другую эпоху. Картина решена в монохроме, что было подсказано временем действия и эстетикой старых фотографий и открыток. Но монохром в фильме разный.

Начинается история как черно-белое немое кино, прокручиваемое, как и полагается, в слегка ускоренном режиме. Так авторы маркируют предысторию. Основное же действие мы видим в коричневатой сепии, придающей картине, словами Сергея Астахова, то самое «ощущение старой фотографии». Снимался фильм на черно-белую 35-мм пленку, но печатался на цветную, что, по мнению Балабанова, усиливало коричневатый тон.

Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 
Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 

Астахов отмечает, что, работая над изображением, они старались добиться максимальной убедительности и исключить манерность и «поэтику». Для этого, например, использовались наиболее достоверные световые решения. Очевидно, что Балабанова в этой истории очень интересовало время действия: слом эпох, годы зарождения кинематографа. Однако к исторической достоверности отношение было достаточно вольное. Художник-постановщик фильма Вера Зелинская говорит об этом так: «Мы с ним сразу договорились: делаем в „Уродах…“ пространство вне времени. Ничего буквального, анахронизм возможен. И пространство у нас получилось живое и точное, я считаю».

Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 
Кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 

На площадке был задействован реальный транспорт того времени: паровозы, угольные баржи, трамваи. Изначально планировалось, что трамваев в кадре будет больше, но бюджет не позволил размахнуться. Трамвай был паровой и самостоятельно двигаться уже не мог. На площадке его подталкивал УАЗ, расположенный так, чтобы его не было видно в кадре. Трамваи вообще можно назвать особой привязанностью режиссера — в неспешном беге этого транспорта его привлекала предопределенность.
 

Обложка: кадр из фильма «Про уродов и людей» (1998) / Фото: кинокомпания СТВ 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 12897
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 11203
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 5440
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 4306
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее