Практика

Приемы: музыкальный лейтмотив

Как с помощью четко подобранных музыкальных тем сделать посыл фильма ясным, а саундтрек — запоминающимся

  • 3 августа
  • 1685
Татьяна Петрина

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Что такое лейтмотив


Лейтмотивом принято называть основную мысль в произведении, на которой автор делает акцент, в том числе и при помощи повторения. Этот художественный элемент, сопровождающий действие, персонажа или явление, применим в любом направлении искусства. Так, в фильме «Летят журавли» само название отсылает к теме мирной жизни, символом которой и стали журавли. Сами птицы появляются в картине только в самом конце, но лейтмотивом, «красной нитью» проходят через весь фильм.


Сцена из фильма «Летят журавли»


Нагляднее всего этот прием работает в саундтреке, так как именно в музыке он проявился раньше всего. Прежде всего нужно понять, чем может помочь музыкальный лейтмотив.
 

Немного истории


Обратившись к истокам приема, можно обнаружить, откуда произошли узнаваемые произведения, а также найти, о чем поговорить с композитором, когда вы будете работать над музыкой.

Первым произведением, где был использован лейтмотив, считается «Фантастическая симфония» французского композитора Гектора Берлиоза, продемонстрированная публике в 1832 году. Создание симфонии приписывают к попыткам автора произвести впечатление на известную в то время английскую актрису, которая игнорировала многочисленные знаки внимания композитора. Герой произведения — музыкант — страдает от неразделенной любви, пытается отравиться опиумом, который в то время еще использовали в качестве лекарства-панацеи. Он выпивает недостаточно, чтобы умереть, но достаточно, чтобы увидеть пять музыкальных фантастических снов-галлюцинаций на пять частей симфонии.

Сперва он заново глубоко переживает бурю чувств по отношению к девушке, в следующей части встречает ее на балу посреди веселого праздника, после пытается уйти от своих чувств в деревенском пристанище, затем он оказывается осужденным за ее убийство. В заключительном сне в потустороннем мире он уже на шабаше с участием возлюбленной, ранее возвышенной и прекрасной, а сейчас — главной страшной ведьмой. Завершается все похоронным колокольным звоном.
 
Гектор Берлиоз — «Фантастическая симфония»

Многое в симфонии сопровождается лейтмотивами, самый яркий из которых — тема возлюбленной, которая от ангельской музыки меняется до пугающе страшной. Также музыка наполнена прорывными для того времени художественными средствами: например, имитация шумов инструментами оркестра, использование вальса как романтического символа, воспроизведение религиозных мелодий в развернутом порядке для сцены дьявольского шабаша.

Самых признанных вершин в развитии лейтмотива достиг Рихард Вагнер. Сам термин был придуман позднее в аналитических работах о его оперном творчестве. Яркий и известный пример — «Кольцо Нибелунга». «Полет валькирий» в фильме «Апокалипсис сегодня» — это оттуда.
 
Сцена из фильма «Апокалипсис сегодня»

Либретто для цикла композитор также написал сам, смешав германские легенды, исландские саги и средневековую поэму «Песнь о Нибелунгах». («Кольцо Нибелунга» и «Песнь о Нибелунгах» — это разные произведения, лучше не путать). В центре действия — проклятое золотое кольцо, дающее власть над миром, которое сводит с ума всех, от богов до людей. Заимствование сюжета у немецкого композитора, очевидно схожего с «Властелином колец», Дж. Р. Р. Толкиен отрицал, хотя признавал, что мифологическая база, а именно «Песнь о Нибелунгах» — та же. Как и у Берлиоза, у Вагнера есть центральная тема, идущая сквозь четыре оперы, 15 часов музыки и несколько поколений сюжетного действия — тема золота, к которой композитор возвращается и видоизменяет.
 

Цельность


Лейтмотив позволяет лучше отразить основную идею (одну или несколько). Также единый он может объединять композиции разных аранжировок.

Если задать рядовому кинозрителю вопрос, какую мелодию из кино легче всего вспомнить, среди популярных вариантов наверняка будет песня «My Heart Will Go On», заглавная тема «Титаника» Джеймса Кэмерона.
 
Сцена из фильма «Титаник»

Конечно, узнаваемость — задача другого разряда, но данный пример не для этого. Дело в том, что мелодия «впаена» в фильм, и зритель несколько раз слышит ее мотив. Композитор Джеймс Хорнер поместил ее не только в центральную музыкальную тему любви, но и во вступление, в тему главной героини Розы, в тему океана — практически в весь саундтрек. Но вряд ли у кого-то было чувство, что весь фильм повторяется одна и та же музыкальная дорожка, так как аранжировка сильно меняется в соответствии с настроением нужной темы. Стоит вспомнить, что музыка была создана еще до текста, а в котором нет ни единой строчки о сюжете «Титаника» — лишь общее и трогательное признание в любви.

Такой же прием использован в фильме «Баллада о солдате» Григория Чухрая. Здесь тоже один мотив на протяжении фильма неоднократно повторяется в разных исполнениях и инструментовке.
 

Ясность


Лейтмотив помогает четче оформить темы фильма и его персонажей

Здесь будет не академический, а более современный иллюстративный музыкальный пример, показывающий, чем правильный музыкальный символ поможет серьезному (или не очень) фильму: видеоролик, где мыши ищут арахисовую пасту в лабиринте.
 


Автор канала в серии роликов с экспериментами над поведением грызунов в лабиринтах использует для каждого из животных отдельную музыку. В итоге зритель быстрее узнает конкретного животного в чередовании экспериментов и ассоциативно привязывает результаты каждому из грызунов. На этом примере ярко видно, что музыкальная композиция распознается быстрее, чем действие (герой) на экране. Также музыка в большей степени превращает видео, где основное действие демонстрируется с одной фиксированной точки, в очаровательное зрелище.

Еще в 1935 году в фильме Александра Довженко «Аэроград» с помощью лейтмотивов обрисованы люди или группы людей. Старообрядцы характеризуются церковным пением, мальчик-чукча — чукотской песней и так далее.

Встает логичный вопрос — как достичь нужного результата с помощью лейтмотива?
 

Точность


Как и с другими художественными приемами, необходимо точное понимание, зачем он нужен. К определенному автором объекту, субъекту или явлению привязывается символ. Этим музыкальным символом может быть не только мелодия, но и инструмент, ритм, гармония сочетание с шумом — в общем, любое выразительное средство в музыке. Также это может быть отсутствие музыки, как это сделано в фильме Вуди Аллена «Полночь в Париже» — здесь музыка звучит почти всегда, но только не в сценах, где присутствует невеста главного героя.
 
Сцена из фильма «Полночь в Париже»

В кино важно понимать общую драматургию кинокартины, чтобы лейтмотиву уделялось верное место в линии сюжета. Точное понимание нужной идеи и выбранного художественного средства помогает при работе с композитором — проще объяснить, что вам нужно, и легче понять, если что-то идет не так. Важно в целом советоваться с композитором, так как он сможет подсказать более широкий диапазон музыкальных приемов, которые можно применить в фильме.
 

Повтор


Один раз использованная музыкальная тема героя — это не лейтмотив, но стоит ее повторить два раза или больше — и все меняется. Именно это позволяет зрителю запомнить привязанный к нужному явлению символ, а режиссеру — продемонстрировать влияние действия на выбранный объект лейтмотива. Но если один и тот же элемент будет встречаться слишком много, то смысл в нем теряется, так как зритель не сможет запомнить и вычленить нужное.

В фильме «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна лейтмотивов несколько десятков, но главные из них несколько раз повторяются, благодаря чему зритель запоминает их лучше.
 
Трейлер фильма «Странная любовь Марты Айверс»
 

Обложка: Tadas Mikuckis

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2372
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1703
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1408
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1401
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1330
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1214
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее