Практика

Бюджета нет, вот тебе фонарик

Что делать, если нет возможности арендовать дорогой свет? Открывать для себя новые бренды и экспериментировать — оператор-постановщик Егор Поволоцкий составил список доступных и качественных осветительных приборов, с которыми ему довелось работать в Голливуде

  • 12 июля
  • 4544
Егор Поволоцкий

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

В современных реалиях кинопроизводства, как я уже писал ранее, нет места многочисленным грузовикам со светом, конечно если вы не Камински. И наверняка вы слышали эту фразу от продюсеров ни один раз. Как оператор-постановщик вы должны не только разбираться, как подчеркнуть драматургию визуально, но и знать, как работать в бюджете, предоставленном продюсером. Зачастую приходится резать желаемый список света и подгонять его под выделенный бюджет.

Не всегда мало света означает провал, наоборот — границы заставляют вас думать творчески и находить нетрадиционные решения. К примеру, свой полный метр «Нерожденные» я светил парой Joker Bug 800 и 5-6 лампочками накаливания. Фильм получил прекрасный прокат в Малайзии.

Киноиндустрия меняется, и с ней меняются подходы к освещению. Снять полный метр за 10-15 смен задача трудная, но недостаток оборудования даже ускоряет процесс — нет грузовика со светом, снимай с парой лампочек и натуральным освещением.
 
Трейлер фильма «Нерожденные»

Каждый год в США проводится выставка киносъемочного оборудования Cinegear — на бэклоте студии Paramount в Лос Анджелесе. Производители оборудования съезжаются со всего мира — где, как не в сердце кинопроизводства, распространять свою продукцию. В двух огромных павильонах студии компании, производящие киносвет, конкурируют между собой и пытаются привлечь внимание посетителей к новинкам.

Выставка киносъемочного оборудования Cinegear / Фото: предоставлено Егором Поволоцким
Выставка киносъемочного оборудования Cinegear / Фото: предоставлено Егором Поволоцким 

Последние три года набирает популярность диодный свет (LED) благодаря компактности, небольшим затратам энергии и качеству (многие источники света достигают 98 CRI, что является просто изумительной точностью цветопередачи). Монстры кинооборудования предлагают свои новинки: ARRI показывают новую Sky Panel, Mole- Richardson — свои последние разработки. Эти модели света большинство операторов знают достаточно хорошо, но что делать, если бюджет не позволяет арендовать даже одну SkyPanel S60? На помощь приходят альтернативные производители со светом, не уступающим по характеристикам более раскрученным компаниям. О них далее и пойдет речь.
 

Quasar Science — Rainbow


Компания, появившаяся на рынке несколько лет назад, набирает популярность благодаря своим инновационным разработкам. Что если я вам скажу, что существует SkyPanel в форме KinoFlo трубки? Думаю, так проще двумя словами описать флагманский свет компании Rainbow Quasar. Полный контроль над цветом: полный RGB контроль, небольшая библиотека самых часто используемых эффектов (полицейская мигалка, строб, эффект огня), диммер, выпускается в 3х размерах — 2ft, 4ft,8ft. В Лос-Анджелесе компания набирает обороты — качество света в компактном дизайне, не греется, очень быстрый источник света, all off намного приятнее KinoFlo, отличный сочный «панч». Технические характеристики вы можете посмотреть, скачав брошюру с сайта компании. Я буду больше рассказывать про практическое применение света.

Quasar Science Rainbow / Фото: предоставлено Егором Поволоцким
Quasar Science Rainbow / Фото: предоставлено Егором Поволоцким 

В последней статье я упоминал, как снимал на студии WB. Бюджет у нашего фильма «Latin From Manhattan» был хороший, и мы могли (по метрам инди) позволить себе много света. Но, в силу тонкостей съемки на студии, сравнительно небольшой пакет (8 источников) выливался для нас в весьма круглую сумму — студия поставила условие арендовать оборудование через них. Пришлось резать пакет. К тому же добавились технические сложности со съемками вечерних сцен — рейты студии увеличиваются в 2 раза. Мы сделали Day for night для интерьеров на втором этаже. Конечно, можно было бы заблокировать окна непроницаемым пластиком и избегать окон, но в таком случае пропадает глубина картинки.

Кадр из фильма «Latin From Manhattan» / Фото: Splash The Glass, Doom inc
Кадр из фильма «Latin From Manhattan» / Фото: Splash The Glass, Doom inc

Мой гафер Kacper Skowron предложил очень интересную идею — собрать каркас коробки по размеру окна, завесить его дюветином, внутри получившейся коробки установить Rainbow Quasar, управляемый с приложения на айпаде (для этого пришлось добирать DMX передатчики от компании Rat Pack — новое и очень интересное решение для беспроводного контроля над световыми приборами). Также для объема Kacper установил обычную гирлянду для новогодней елки.

На съемках фильма «Latin From Manhattan» / Фото: Splash The Glass, Doom inc.
На съемках фильма «Latin From Manhattan» / Фото: Splash The Glass, Doom inc. 

Компактность света позволила нам использовать его в коробке, установленной на Кондоре (кран), при сильном ветре.

На съемках фильма «Latin From Manhattan» / Фото: Splash The Glass, Doom inc.
На съемках фильма «Latin From Manhattan» / Фото: Splash The Glass, Doom inc. 

Также мы использовали еще две лампы Rainbow Quasar — одна под потолком для имитации света люстры, вторая для рисующего света. Для заполнения был использован очень дешевый Source 4, сфокусированный на «пенке» в углу. Установка интерьерного света заняла у нас не больше получаса, коробка была построена за день до съемок, ребята только подогнали ее к окну за 10 минут, — и мы готовы были снимать. Кстати, лампы Quasar достаточно мощные, чтобы использовать их в экстерьере для подсветки глаз.


Кадр из фильма «Latin From Manhattan» / Фото: Splash The Glass, Doom inc

И это доступный свет. Одна такая лампа обойдется вам в 600$ US. На данный момент конкуренцию Quasar составляют еще несколько компаний-производителей, которые я опишу ниже.
 

Astera — AX1

На съемках фильма «Latin From Manhattan» / Фото: Splash The Glass, Doom inc.

На съемках фильма «Latin From Manhattan» / Фото: Splash The Glass, Doom inc.

На съемках фильма «Latin From Manhattan» / Фото: Splash The Glass, Doom inc.

На съемках фильма «Latin From Manhattan» / Фото: Splash The Glass, Doom inc.

Похожий по форм-фактору и типу на Quasar, AX-1 позиционировался изначально как концертный световой прибор. Главной особенностью его является технология pixel mapping — программное обеспечение позволяет программировать лампы для очень широкого спектра эффектов: chasing, к примеру, широко используется операторами для создания динамического света для съемки движущегося автомобиля в павильоне (poor mans process). Я использовал АХ-1 для динамической подсветки интерьера кафе. Свет на аккумуляторах водонепроницаемый, но, к сожалению, обладает несколькими минусами для использования его в кино: недостаточная мощность ограничивает применение света в качестве рисующего, выпускается только в одном размере — 4ft, приложение для контроля света выпускается на данный момент только на Android, так что большая часть американских фильммейкеров ждет приложения на айфон.
 

Digital Sputnik — Voyager

На съемках короткометражного фильма «Hank» / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

На съемках короткометражного фильма «Hank» / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Кадры из короткометражного фильма «Hank» / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Кадры из короткометражного фильма «Hank» / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Кадры из короткометражного фильма «Hank» / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Кадры из короткометражного фильма «Hank» / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Очень молодая, но амбициозная компания, решившая объединить качество Quasar и пиксель-контроль Astera. Набирает популярность из-за использования на больших площадках — прототипы света работали на таких фильмах, как «Чужой: Завет», «Звездные войны: Последние джедаи», «Красный воробей». Компания начала продавать свои лампы на Кикстартере буквально год назад, если мне не изменяет память. К сожалению, прототипы имеют еще много недоработок. Первое, что бросается в глаза, форм-фактор: это не трубка, как в аналогах, а скорее прямоугольник, к которому прилагается насадка — диффузор, достаточно нетрадиционное решение. Также Voyager недостаточно мощный: в экстерьере при дневном свете вы не получите абсолютно ничего для подсветки глаз. Я применял эти лампы на одном коротком метре, у моего второго гафера Jaan Utno есть пара этих ламп, и я решил их протестировать. Возможности программирования также были лимитированы по сравнению с АХ-1. Я бы сказал, что эта модель света очень сильно уступает аналогам, но их другой свет DS-1 и DS-6 обладает просто неимоверной мощностью (я использовал его в съемке экстерьера для имитации солнечных лучей в переулке).
 

Creamsource

Светодиодное освещение Cream Source / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Светодиодное освещение Cream Source / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Светодиодное освещение Cream Source / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Светодиодное освещение Cream Source / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Светодиодное освещение Cream Source / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Светодиодное освещение Cream Source / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Наработки прекрасного инженера Tama Berkeljon были скопированы компанией ARRI, в последствии чего и появился Arri SkyPanel. Несмотря на это, Creamsource обладает интересным характером — fall off у него, на мой взгляд, лучше и натуральнее скайпанели. Очень приятный мягкий свет создается небольшим количеством достаточно крупных диодов, каждый из которых имеет свою фокусирующую линзу. Свет достаточно жесткий без аксессуаров (химер), но тем не менее все равно структурно мягкий. Отсутствует набор эффектов, но дает качественный свет. Может работать от батарей Gold Mount и V-mount в зависимости от адаптера.
 

Aladdin Eye Light

Alladin Eye Light / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Alladin Eye Light / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Alladin Eye Light / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Alladin Eye Light / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Как вы уже догадались по названию, этот свет используется для подсветки глаз. Порой просто необходимо придать блеска глазам на крупном плане, и для этой цели Aladdin просто не заменим: источник света размером с зажигалку обладает большой мощностью, есть встроенный диммер — это позволяет увести свет, чтобы он не влиял на рисунок, но тем не менее поставит «точку» в глаза. Стоит такой прибор около 100$.
 

Air Star

Осветительный прибор Air Star / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Осветительный прибор Air Star / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Осветительный прибор Air Star / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Осветительный прибор Air Star / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Осветительный прибор Air Star / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Осветительный прибор Air Star / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Британская компания, специализирующаяся на мероприятиях, недавно предоставила свои разработки для кинорынка — инновационные гелиевые шары, которые, внимание, питаются от обычной розетки в 20А! Можно забыть про дорогостоящие генераторы и разрешения от пожарных на использование шара — диоды не нагревают шар, что сводит риск использования гелия к минимуму. Обслуживание не такое сложное, как с использованием Hmi или Tungsten источников. Приборы оснащены диммером и панелью, позволяющей контролировать цветовую температуру. Компания производит шары в самых разнообразных формах и по очень даже доступной цене — средний шар обойдется вам в пару тысяч фунтов.
 

LiteGear

Осветительное оборудование Lite Gear / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Осветительное оборудование Lite Gear / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Осветительное оборудование Lite Gear / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Осветительное оборудование Lite Gear / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Осветительное оборудование Lite Gear / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Осветительное оборудование Lite Gear / Фото: предоставлено Егором Поволоцким

Одна из самых первых компаний, начавших производить диодный свет. Отличительной чертой приборов является так называемый Flex light tile — набор диодов на гнущейся основе толщиной не больше половины сантиметра, идеальное решение для небольших пространств. Люблю использовать несколько 2х4ft litetile для освещения больших интерьеров, очень легкий и быстрый свет: оборачиваю в муслин, вешаю юбку — и источник готов. Часто бывает, что съемочная локация на втором или третьем этаже, а продакшн не может арендовать кран и M90. На помощь приходит технология — компактный диодный свет можно закрепить на окне и через 1/2 grid на дневной температуре можно добиться прекрасного дневного света.

На съемках фильма «Latin From Manhattan» / Фото: Splash The Glass, Doom inc.
На съемках фильма «Latin From Manhattan» / Фото: Splash The Glass, Doom inc.

Компания специализируется на создании эффектов — вспышки фотоаппарата (которая будет синхронизироваться с затвором камеры и не будет стробить), а также предоставляет кит для освещения интерьеров автомобилей.

Кадр фильма «Latin From Manhattan» / Фото: Splash The Glass, Doom inc.
 Кадр фильма «Latin From Manhattan» / Фото: Splash The Glass, Doom inc.

Каждый год в мире киносъемочного оборудования происходят открытия, свет становится доступнее, быстрее в использовании, лучше в качестве и предоставляет широкие возможности для вашей истории. Не так важно, чем вы светите свой кадр, главное, чтобы он работал на историю. Анализируйте, пробуйте, экспериментируйте!
 

Обложка: на съемках фильма «Latin From Manhattan» / Splash The Glass, Doom inc.

 


Комментарии

Комментариев: 2

Статья интересная, но как то странно, что вы измеряете напряжение в розетке в Ваттах. Зашел на официальный сайт Air Star. В их брошюрах указано, что приборы «питаются» от 100 до 230 Вольт, а лампы там на 100 Вт.

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • 11 ноября
  • 5546
Мнение

Что не так с «Богемской рапсодией» и почему это нельзя исправить

Фильм о группе Queen сразу начал войну между фанатами и критиками: одни восхищаются, другие ругают. Разбираем музыкальный байопик со всех сторон и пытаемся понять, как избавиться от неполадок «Богемской рапсодии»

  • 7 ноября
  • 3846
Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

  • 9 ноября
  • 3176
Практика

Зачем хранить неудачно снятые кадры

Оператор Льюис МакГрегор объясняет, почему не надо удалять исходники отснятого материала, даже если кажется, что они не подходят для профессиональных работ

  • 10 ноября
  • 2083
Практика

Сведение под -23 LUFS

Вот уже четыре года закон о -23 LUFS действует на российском ТВ и различных платформах. Что же такого особенного в этих «люфсах» и как сводить звук по правилам?
 

  • 12 ноября
  • 1055
Практика

5 причин снимать свой веб-сериал

Сценарист и режиссер Макс Риссман, показавший на кинофестивале в Остине веб-сериал «Сопереживайте злодею», рассказал, каково это — осваивать короткие формы эпизодического повествования

  • 15 ноября
  • 1014
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее