Студийное производство: американская мечта мира кинематографа
В США есть понятие — «американская мечта». Это когда у тебя есть постоянная работа, дом, автомобиль и семья с парой смышленых отпрысков. В кино — то же самое, только тут волшебное словосочетание звучит так — «студийный фильм».
Все слышали о понятии инди-кино и многие наверняка думают, что от студийного оно отличается бюджетом. Это не совсем так. Студийный фильм потому так и называется, что продюсируют его большие студии, вроде Universal или Warner Bros. Независимым же кино занимаются несколько компаний поменьше, которые объединяются, чтобы сделать фильм. Бюджет у таких проектов может быть вполне «студийный». Кроме того, основное различие заключается в участии профсоюзов.
Система профсоюзов
В США проекты делятся на union (профсоюзные) и non-union (непрофсоюзные). Профсоюзы играют огромную роль в киноиндустрии. Они регулируют заработную плату (оператор-постановщик из профсоюза получает минимум 1000$ за общепринятую 8-часовую смену) и выплаты за переработку. К примеру, за первые два часа сверх нормы гонорар увеличивается в полтора раза, а после начинаются так называемые «золотые часы» («golden hours»), когда каждый час работы стоит в два раза дороже стандартных расценок. Ну и, конечно, обед тоже должен быть вовремя.
Егор Поволоцкий на съемках фильма «The Latin from Manhattan» / Фото: Jeniffer Whalen
Профсоюзы в США очень сильны. Они предоставляют страховку (Local 600, к примеру, дает семейную страховку, которая считается лучшей в индустрии), что очень важно. Также, если продакшн-компания не выполняет условия договора, фильм могут перевести в статус «default» и запретить членам профсоюза работать на нем.
Большинство маленьких продакшн-компаний боятся работать с union, так как одно слово — и фильм могут закрыть. Но не думайте, что профсоюзы — это плохо. Наоборот, в США все честно. Работаешь — получи то, чего стоишь. В России же подобные организации не имеют такой силы и не защищают своих членов.
Как вступить
Чтобы вступить в профсоюз, нужно подойти по нескольким критериям. У каждого юниона свои правила. К примеру, чтобы вступить в Local 600 как оператор-постановщик, необходимо проработать 60 дней в году (в том числе и на непрофсоюзных проектах), а также заплатить членский взнос в размере 15000$. На первый взгляд кажется, что это неподъемные деньги, но на деле сумма вполне реальная, учитывая, что ее треть равна страховке на каждого члена семьи в США.
Взнос фокус-пуллера, естественно, меньше. А если вы, к примеру, гафер и хотите вступить в local 728 (lights and electric), то вам будут нужны юнион-дни. Встает вопрос: как их получить, если люди, не вступившие в профсоюз, не могут работать на соответствующих проектах.
Егор Поволоцкий на съемках фильма «The Latin from Manhattan» (справа) / Фото предоставлено Егором Поволоцким
Вариант следующий: фильм может начаться как non-union и во время съемки перейти в разряд union. Тогда все участвующие в картине автоматически попадают в свои профсоюзы, если продакшн оплатит необходимые расходы (не те, что вы подумали — вам все равно придется платить членский взнос). Также в профсоюзах есть оплата в рассрочку — не обязательно иметь всю сумму на руках, можно платить, к примеру, по 200$ в месяц, что очень даже доступно.
Безусловно, быть членом профсоюза хорошо — это дает доступ к съемке сериалов и крупных полнометражных картин. Тем не менее это накладывает большую ответственность — необходимо регулярно проходить тренинги, сдавать нормативы по безопасности, соблюдать протокол. О последнем хочу рассказать подробнее.
Протоколы
Студии разработали съемочный протокол для оптимизации рабочего процесса. Протоколов существует множество. Основной и самый главный — в начале смены после завтрака все должны отметиться, доложить о прибытии на площадку в отведенное время. Помощник режиссера (в России аналогичными функциями обладает второй режиссер — прим. tvkinoradio) приветствует съемочную группу и объясняет, что будут снимать сегодня. Режиссер какое-то время разводит блокинг вместе с актерами.
Егор Поволоцкий на съемках фильма «The Latin from Manhattan» (в центре) / Фото: Jeniffer Whalen
После помощник режиссера зовет глав департаментов ознакомиться с блокингом, актеры идут на грим/костюм, операторская группа начинает освещать сцену. Помощник режиссера узнает, что нужно каждому департаменту, и все занимаются подготовкой.
Потом режиссер проводит репетицию с актерами и начинается съемка. Строго после 6 часов работы — обед. Он длится 40 минут после того, как последний член съемочной группы взял тарелку.
Фото: Jakob Owens
Также существует roll protocol. Помощник режиссера объявляет: «Picture is up». Это знак, что всем необходимо приготовиться, а второй ассистент камеры должен разместить хлопушку перед объективом. Он дает команду звукорежиссеру: «Roll sound». Последний отвечает: «Sound speeds». Второй ассистент произносит номер сцены и дубль, оператор в это время нажимает на кнопку запуска камеры и говорит: «Camera speed». Второй ассистент отвечает: «Mark», — и хлопает хлопушкой. После компоновки кадра оператор говорит: «Camera set». Бум-оператор объявляет: «Sound set», — а помощник режиссера командует: «Action» (как правило эту команду говорит именно помощник режиссера, тогда как последний дает команду «Cut» — снято).
Съемочные протоколы стали неотъемлемой частью и независимого кино, так как они значительно ускоряют съемку. Но тут за их несоблюдение вряд ли уволят, тогда как на студийных проектах, бывало, увольняли второго ассистента камеры за то, что он подал объектив не так, как нужно.
Влияние на индустрию
Если вам посчастливилось стать членом профсоюза, технически вы не можете работать на непрофсоюзных проектах. Как вы уже, наверное, поняли, — в студийном кино все строго, но небольшие послабления все же допустимы.
На съемках фильма «The Latin from Manhattan» / Фото: Kacper Skowron
Конечно, коррупция есть и в США, но отследить воровство гораздо проще, чем в России. К примеру, на одном российском проекте продюсер через несколько дней после запуска приехал на площадку на новеньком «Лексусе». В Америке такие номера не прокатят. Попав в «черный список» один раз, выбраться из него очень трудно.
Несмотря на то, что каждый третий человек на улице Лос-Анджелеса так или иначе относится к индустрии, съемочный мир очень и очень маленький. Сарафанное радио здесь намного сильнее Интернета. Но если вы честны прежде всего перед собой, будете много работать и развиваться творчески — все будет хорошо, вас заметят и карьера пойдет в гору.
Когда независимое кино сталкивается со студийным
Недавно я работал на независимом проекте, который, однако, снимался на Warner Bros. Для режиссера было важно удобство съемки на студии — полный контроль над площадкой, не надо перекрывать улицы, все нужные локации под рукой, еда в кафетерии рядом с площадкой.
Казалось, что цена декораций на студии даже занижена, если учесть перечисленные факторы. Но когда мы уже были готовы подписать контракт, вылезли детали — мы должны были арендовать свет и грип у WB, нанять у WB бестбоев (best boy grip, best boy electric), а их цены на 12-часовой день выливались в очень серьезную сумму — по 800$ в день за человека.
На съемках фильма «The Latin from Manhattan» / Фото: Kacper Skowron
Я обычно работаю с бюджетом, который мне предоставляет продюсер, и в этот раз было очень сложно со светом, так как за пять дней аренды семи источников света Warner Bros просили 10 000$. Пришлось брать свет у друзей и кое-как проносить его как часть моего оборудования.
Для тех, кто привык снимать независимо, снимать студийное кино сложно — на инди скорость совершенно другая и голова работает быстрее. В нашем случае не привыкший к скорости бестбой порвал флаг 12х20, сетуя, что от него требовали установить его быстрее. Но не надо думать, что студии всегда пытаются нажиться на любой мелочи — в конце нам помогали со временем переработки (супервайзер от WB подсказывала, как сэкономить и что говорить студии).
Зачем вступать в профсоюз
Вы можете спросить — а как же команда вступает в профсоюз, если для этого нужны юнион-дни, а площадка для тебя закрыта, если ты не член юниона. Есть еще один способ — непрофсоюзный проект может перейти в разряд профсоюзного, если количество людей в профсоюзе на проекте достигает «критической массы». На вышеупомянутом фильме вероятность перехода в юнион — 90%: режиссер и помощник режиссера — из DGA (Directors Guild of America), продюсеры — из PGA (Producers Guild of America), актеры из SAG, часть команды — тоже из профсоюзов. Если это случится — все предыдущие дни будут зачтены задним числом и все благополучно получат нужные им дни. Конечно, останется вопрос с членскими взносами, но их можно платить в рассрочку в течение нескольких лет. Профсоюзы дают доступ к большим проектам и телевидению, так что вступить в профессиональную организацию мечтает большинство.
На съемках фильма «The Latin from Manhattan» / Фото: Jeniffer Whalen
Профсоюзы, студии, протоколы, правила — это все прекрасные вещи, но не стоит забывать, что кино — это сочетание искусства и ремесла. Хочу еще раз повторить: США — это страна, где уважают труд. Если вы будете трудиться и расти творчески — вас заметят, и тогда ваша жизнь изменится кардинальным образом. Верьте в себя.
Обложка: Егор Поволоцкий на съемках фильма «The Latin from Manhattan» / Jeniffer Whalen