Практика

Как это снято: «Такси»

До экранов скоро доберется уже пятое «Такси», а между тем первая часть франшизы вышла ровно двадцать лет назад. Разбираемся, в чем секрет мирового успеха фарнцузской экшн-комедии: драматургическая схема, смелый кастинг и сорок разбитых автомобилей

  • 12 апреля
  • 6729
Павел Орлов

Драматургия: микс из жанров и пять поворотных пунктов


Кадр из фильма «Такси» (1998) / Фото: Lions Gate Entertainment
Кадр из фильма «Такси» (1998) / Фото: Lions Gate Entertainment 

К середине 1990-х годов за Люком Бессоном прочно закрепилась репутация режиссера и продюсера, создающего на европейской почве кино, аналогичного Голливуду формата. Идея «Такси» появилась у Бессона примерно в 1995 году, когда он ждал одобрения масштабного проекта «Пятый элемент» студией Columbia Pictures. Ожидание режиссер решил скрасить работой над незамысловатым сценарием экшна о таксисте, помогающем полиции в поимке банды грабителей. Всего за тридцать дней Бессон написал историю, которую можно считать образцом коммерческого зрелищного кино. Автор скрестил несколько популярных жанров. Это боевик с упором на автомобильные погони. Это бадди-муви с контрастными персонажами: помешанный на быстрой езде смекалистый таксист становится партнером полицейского-недотепы. Это ромком, где каждый из главных героев пытается наладить отношения со своей второй половиной. И это комедия с элементами сатиры, в которой смешны не только остроумные диалоги и ситуации, в которые попадают карикатурные герои, но и параллельно высмеиваются социально-политические особенности Франции (коррумпированность полиции, пренебрежение законами, шовинизм).
 
Трейлер фильма «Такси» (1998)

«Такси» явно выстроен в классической «американской» драматургической схеме, предполагающей наличие трех актов и пяти поворотных пунктов. Однако с учетом того, что это бадди-муви, любопытно, как эта схема реализуется в развитии пары ключевых героев. Примерно до конца первого акта линия каждого героя более-менее автономна. У каждого есть своя экспозиционная часть (водитель Даниэль ставит рекорд на мотоцикле; полицейский Эмильен неудачно сдает на права) и свой первый поворотный пункт, предполагающий изменение жизненной ситуации (Даниэль становится таксистом; Эмильену поручают поимку грабителей). Сближение героев происходит на втором поворотном пункте, обозначающем изменение первоначальных планов — Даниэль оказывается вынужден работать на полицию. В середине фильма есть точка невозврата — Эмильен понимает, что не сможет справиться без нового «напарника». И четвертый поворотный пункт это как бы подтверждает — Эмильен терпит неудачу, он вот-вот может вылететь из полиции, но Даниэль приходит на помощь, считая полицейского своим другом. Наконец, кульминационный момент и развязка наступают во время финальной погони. Конечно, не только подобная структура обеспечила успех фильма, но, как минимум, она позволила создать ясную, внятную историю.
 

Смелый кастинг и выбор режиссера

Кадр из фильма «Такси» (1998) / Фото: Lions Gate Entertainment

Кадр из фильма «Такси» (1998) / Фото: Lions Gate Entertainment

Кадр из фильма «Такси» (1998) / Фото: Lions Gate Entertainment

Кадр из фильма «Такси» (1998) / Фото: Lions Gate Entertainment

Кадр из фильма «Такси» (1998) / Фото: Lions Gate Entertainment

Кадр из фильма «Такси» (1998) / Фото: Lions Gate Entertainment

«Такси» отличается довольно смелым кастингом, как бы утвердившим многообразие лиц французской нации. Бессон сделал ставку на молодых малоизвестных актеров и не прогадал. Главные роли достались выходцу из алжирской семьи Сами Насери и французу Фредерику Дифенталю. Насери победил конкурентов, проявив упорство — для большей убедительности он специально прошел подготовительный курс пилотажа на профессиональных треках. Кроме того, как ни странно, помогла сомнительная репутация актера — Бессон как раз искал для своего героя исполнителя, что называется, «без башни». Также фильм принес известность исполнительницам ролей возлюбленных главных героев Марион Котийяр и Эмме Сьоберг.

Любопытен и состав постановщиков. Люк Бессон выбрал в качестве режиссера Жерара Пиреса. Во многом за счет того, что у него был опыт съемок рекламных роликов автомобилей. Однако в самый разгар работы он попал в больницу. Съемки остановить было невозможно, так что Пиреса подменил Жерар Кравчик, снявший в итоге 90% экшн-сцен, а в дальнейшем поставивший три продолжения франшизы.
 

Локации Марселя

 
Сцена из фильма «Такси» (1998) 

Действие картины разворачивается в Марселе, втором по величине городе Франции, и там же в августе 1997 года проходили съемки (группа уложилась в двадцать семь дней). Несмотря на то, что фильм за счет большого количества погонь как бы предполагает перемещения на значительные расстояния, в действительности большая часть съемок проходила в довольно компактном районе Старого порта. Разумеется, в кадр попали ключевые достопримечательности Марселя. Например, Кафедральный собор Богоматери, набережная Турет, бухта Валон Дез Оф. Мост из финальной сцены, на который Даниэль загоняет грабителей, в действительности строился как железнодорожный. Он связывает Марсель и Экс-ан-Прованс. На недостроенную платформу два автомобиля Mercedes были доставлены с помощью вертолета. Добавим, что фильм преимущественно снят днем, хотя изначально планировалось большее количество ночных сцен. Дело в том, что власти Марселя просто не разрешили снимать в темное время суток.
 

Съемки автомобилей


Кадр из фильма «Такси» (1998) / Фото: Lions Gate Entertainment
Кадр из фильма «Такси» (1998) / Фото: Lions Gate Entertainment 

В каком-то смысле, главные герои фильма — автомобили. Всего на съемках было задействовано сто десять машин, причем тридцать девять из них — родного для авторов французского производства. Почти столько же — тридцать восемь автомобилей — в кадре разбили. Однако сколько всего машин пострадало на съемках — не разглашается.

Главный автомобиль фильма — белоснежный Peugeot 406, которым управляет Даниэль. Машину «играли» шесть разных авто, из которых только один был Peugeot 406, а пять — Peugeot 405 MI16. 406 и одна 405 предназначались для съемки «обычного» автомобиля снаружи. Вторая показывала «модифицированную» версию. В третьей снималась часть сцен внутри салона. Четвертый автомобиль был оснащен дополнительным рулевым колесом справа, что позволило профессиональному пилоту водить, пока Насери изображал вождение. Наконец, пятое авто превратили в очень быстрый гоночный автомобиль. Предельная скорость, которую он развивал на съемках — 190 км/час.

Кадр из фильма «Такси» (1998) / Фото: Lions Gate Entertainment
Кадр из фильма «Такси» (1998) / Фото: Lions Gate Entertainment 

Для управления машинами и создания трюков в картину специально пригласили профессиональных пилотов «Формулы-1». Не меньшая ответственность за зрелищность гоночных сцен лежала на операторской группе во главе с Жан-Пьером Совером. Авторы нашли решение, позволявшее визуально усилить эффектность погонь — камера зачастую снимала с нижней точки широкоугольной оптикой.
 

Обложка: кадр из фильма «Такси» (1998) / Фото: Lions Gate Entertainment 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

5 приложений для современного кинопроизводства

Кинематограф встречает технический прогресс — несколько приложений способных если не полностью изменить, то заметно облегчить подход к производству фильмов и видео

  • 8 июля
  • 3438
Практика

Как это снято: «Армагеддон»

Минуло двадцать лет как Майкл Бэй попытался в очередной раз уничтожить человечество, а Брюс Уиллис в очередной раз его спас. Вспоминаем, как мастер жирного голливудского блокбастера обрушивал на Землю гигантский астероид: рытье ям в павильонах Disney, пулеметный монтаж, анаморфотная оптика и пироманьячество

  • 7 июля
  • 2754
Мнение

Пудры и кисточки не хватит: почему современный киногрим уступает советскому 

Светлана Мельчикова, художник по гриму с 33-летним стажем, размышляет о состоянии современной российской киноиндустрии и предлагает взглянуть на советскую классификацию, по которой можно точно определить, готов ли гример взять на себя сложный проект

  • 9 июля
  • 2732
Практика

Как ProRes RAW может изменить кинопроизводство

Семейство кодеков Apple ProRes RAW, по обещаниям разработчиков, должно быть высокопроизводительным, а файлы будут занимать мало пространства на жестком диске. Но возможно ли все преимущества ProRes перенести на рабочий процесс RAW?

  • 6 июля
  • 2540
Практика

4 совета по съемке черно-белого изображения

При черно-белой съемке меняются правила освещения, ставшие уже привычными в эру цветного кино и видео. Оператор Джастин Джонс объясняет базовые принципы подобной стилизации

  • 6 июля
  • 2368
Практика

Как снимать визуально интересные видеоинтервью

Почти любой оператор проводит за производством интервью внушительную часть карьеры. И здесь, как и везде, нужны правильные инструменты. Оператор Бенджамин Холланд поделился своими советами о том, какие аксессуары могут здесь понадобиться, и, самое важное, — как ими пользоваться

  • 9 июля
  • 2102
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее