Практика

Хороший плохой главный герой

Рано или поздно перед автором встает вопрос, насколько его главный герой может быть хорошим, а злодей — плохим. Чем раньше вы ответите на него, тем лучше для вашего проекта

  • 1 марта
  • 3735
Марина Юсова

Без особой необходимости, при наличии хорошего сюжета и накрученного экшна немногие авторы задумываются над моральным обликом своего персонажа. В советское время был очень популярен такой подход: протагонист  фильма должен быть хорошим, как румяный комсомолец с плаката, а злодей — злым на все сто. Но самые интересные персонажи никогда не бывают черно-белыми, как старое фото. Они всегда объемны.

Вспомните Илью Ковригина («Девчата», 1961). Он бабник и авантюрист, совершенно нетипичный персонаж для советского экрана. Его знакомство с будущей невестой начинается с того, что он заключает на нее пари с бригадиром-конкурентом. Разве румяный комсомолец с плаката на такое способен?

Кадр из фильма «Девчата» (1961) / Фото: Мосфильм
Кадр из фильма «Девчата» (1961) / Фото: Мосфильм

И, напротив, возьмем комиссара Мегрэ в исполнении блестящего комика Роуэна Аткинсона, решившего для разнообразия примерить серьезную драматическую роль. Смотреть новую экранизацию скучно. Мало того, что ее сняли в старомодной манере, так и полнокровный острослов комиссар Мегрэ здесь превратился в бледную тень самого себя. Комиссар Мегрэ Роуэна Аткинсона — стеснительный тихоня, который опасается сделать лишнее движение в кадре. Немудрено, что и критики и поклонники жанра приняли сериал довольно прохладно.

Найти положительную рецензию на сериал о Мегрэ с Аткинсоном трудно. Вот тебе и стопроцентно положительный персонаж. А ведь у проекта были такие амбиции! Создатели британской версии «Комиссара Мегрэ» явно старались сделать детективный сериал, способный конкурировать с культовыми экранизациями Агаты Кристи.
 
Трейлер фильма «Комиссара Мегрэ»

Самую большую опасность в проекте любого масштаба таит в себе именно положительный главный герой. Именно он может надоесть зрителю, свести весь запал истории на нет.

Самый популярный герой в драматургии, герой, которого играли Лоуренс Оливье, Сара Бернар, Владимир Высоцкий, герой, которого мечтает сыграть любой, даже самый высокооплачиваемый актер планеты — это Гамлет. Убийца, с крайне нестабильной психикой и нездоровыми фантазиями о матери. 
 
Владимир Высоцкий. Монолог Гамлета

То есть когда встает вопрос, насколько плохим должен быть антагонист в вашем проекте и насколько главному герою полагается быть хорошим — с выводами лучше не торопиться. 
 

На темной стороне силы


Категория темных героев пользовалась оглушительным успехом задолго до появления кинематографа. Леди Макбет, Раскольников, Гамлет — все эти персонажи живы, здоровы и актуальны по сей день. В отличие от чересчур праведных героев эпохи классицизма.

Кадр из фильма «Бонни и Клайд» (1967) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Бонни и Клайд» (1967) / Фото: Warner Bros.

В кино «потерянные души» приобрели особую популярность в конце 60-х годов. Классический пример — Бонни и Клайд и семья Корлеоне.

Такие персонажи делятся на следующие категории.

1. Хулиганы

Это колоритная группа обаятельных негодяев и скептиков, разочаровавшихся в жизни, которые под личиной цинизма и расчетливости прячут от окружающих свое нежное сердце. Как правило, такие герои в кадре не делают ничего плохого, зато нечто плохое могут сказать. Их утверждения весьма сомнительны, резки и могут даже шокировать, но их поступки всегда чисты, бескорыстны и глубоко моральны.

Кадр из фильма «Кикудзиро» (1999) / Фото: Sony Pictures
Кадр из фильма «Кикудзиро» (1999) / Фото: Sony Pictures

Ворчун Кикудзиро («Кикудзиро», 1999), безропотно сопровождающий соседского ребенка на другой конец страны, просто потому, что его об этом попросила жена; пьяница и игрок Фиц, социопат Шерлок Холмс. Ну и доктор Хаус, конечно. Циник и наркоман поневоле, он вынужден сидеть на викодине из-за невыносимой боли в ноге.

Кадр из сериала «Доктор Хаус» / Фото: NUTD
Кадр из сериала «Доктор Хаус» / Фото: NUTD
 
 
Моральные качества доктора Хауса: ворует еду у Уилсона, крадет квартиру у Кадди, пресекает любые попытки своей команды украсить кабинет к Рождеству, годами не навещает мать, врет своим пациентам, но при этом без каких-либо раздумий рискует карьерой и репутацией, чтобы спасти жизнь совершено незнакомому человеку, которого видел всего раз в жизни. И мешает Уилсону совершить карьерное самоубийство, когда тот, мучась от угрызений совести, решает сделать доклад об эвтаназии («Доктор Хаус», 6 сезон, 6 серия «Известные неизвестные»).
 


Отличительные черты хулиганов: совершенно безобидны, несмотря на ершистую внешность и острый язык, любовь к азартным играм и спиртным напиткам. В общем, если нужно лишь придать остроты своему протагонисту, сделать его более интересным — вам сюда.

2. Раскаявшиеся грешники

Очень популярная категория брутальных персонажей вестернов 50-70х годов. Самый распространенный сюжет — беззащитному персонажу, чаще всего девочке-подростку, угрожает смертельная опасность, поэтому бывалому грешнику приходится встать на ее защиту («Леон», 1994; «Железная хватка», 2010; «Затоiчи», 2003; «Глаза змеи», 1998; «Джон Уик», 2014).
 
Трейлер фильма «Леон» (1994)

С честью выдержав ряд смертельно опасных испытаний, душа нашего героя исцеляется и обращается к свету.
 
 
Хрестоматийный пример — наемный киллер Леон, который в перерывах между заказными убийствами ходит в кино, делает гимнастические упражнения и поливает свой любимый цветок аглаонему.
 


Обратите внимание: чем «темнее» вы делаете протагониста, тем больше нужно показать его светлую сторону. Леон привязан к своему вечнозеленому растению, Джон Уик привязан к дому, тоскует по умершей супруге и готов заботиться о маленьком щенке, которого она оставила. Здесь обязательно обозначить человечность, которой герой лишился и которую он хочет вернуть (необходимо вернуть). Это его обязательная награда за подвиги и за работу над собой.

3. Хорошие люди под гнетом обстоятельств

Самая опасная и лихая категория «темных» личностей. Хорошие люди, которые под гнетом плохих, а в некоторых случаях — очень плохих обстоятельств, вынуждены поступать плохо. Порой даже чудовищно.

Очень распространенная категория героев, потому что, с одной стороны, зритель понимает и сочувствует им, а с другой — каждый в душе осознает, что мог бы пойти на нечто подобное.
 
Трейлер фильма «Крестный отец» (1972)
 

Классические примеры: обаятельное семейство Корлеоне («Крестный отец», 1972) и разведенный безработный тихоня Уильям Фостер («С меня хватит», 1993), ехавший через весь Лос-Анджелес, чтобы поздравить дочь с днем рождения. Фостер попадает в пробку, идет в магазин, чтобы разменять денег и позвонить дочери из телефона-автомата, ругается с хозяином магазинчика и учиняет разгром в лавке, а затем и вовсе открывает стрельбу в ресторане, лишь потому, что ему отказались продать завтрак.
 

Отличительные черты: такие люди могут совершать дурные поступки по нарастающей. Небольшой проступок, случайность, пустяк, который можно легко исправить, у них переходит в целую катастрофу, которая крушит все, что дорого главному герою, и, возможно, ведет к его гибели. А ведь до катастрофы они были совершенно обычными, нормальными гражданами, уважали стражей закона, даже в церковь ходили.

Кадр из сериала «Во все тяжкие» / Фото: Sony Pictures
Кадр из сериала «Во все тяжкие» / Фото: Sony Pictures

Один из самых колоритных персонажей данной категории — уставший немолодой учитель химии в колледже Уолтер Уайт. Он всю жизнь, полностью оправдывая свою фамилию (white — «белый»), боялся испачкаться, даже не курил, держался подальше от любых неприятностей, хотя едва мог содержать свою красавицу жену и сына-инвалида. И вот спусковой крючок щелкнул — жена Уолта снова беременна, а ему ставят страшный диагноз — неоперабельный рак легких. И эти новости пробудили в учителе химии такое, что содрогнулся весь штат Нью-Мексико, где Уолт прожил бы тихо и спокойно, если бы не страшный диагноз, счета за лечение и семья, которая после его смерти потеряет дом за неуплату ипотеки.
 
Трейлер сериала «Во все тяжкие»

Уолт решает во что бы то ни стало обеспечить своей семье финансовую стабильность и принимается варить мет. И варит он его так, что к нему тянутся покупатели из Амстердама. Но этого нашему герою мало, он хочет сам продавать наркотик, получая больше прибыли и постепенно втягиваясь в масштабные бандитские разборки. А главное, он играет так жестко, что зарабатывает репутацию в преступном мире и его начинают побаиваться даже самые отпетые наркоторговцы.

4. Герой со спящей совестью

Будь то сорокаминутная серия «Детектива Монка» или культовая фантастическая франшиза в жанре космической оперы — сюжетный ход с героем, у которого внезапно проснулась совесть, всегда безотказно несет в себе элемент неожиданности и дает новый виток конфликту.
 
 Сцена из фильма «Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая» (1983) 
 

Опять же хрестоматийный пример: персонаж из эпической франшизы «Звездные войны» Дарт Вейдер. Два фильма злобно дышал в шлем, размахивал красным лазерным мечом, а затем предал своего учителя, императора Палпатина, когда тот почти убил Люка Скайуокера («Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая», 1983). Империя рухнула, Республика восторжествовала, миллионы потрясенных неожиданным поворотом сюжета зрителей. Фанаты ликуют.
 

Отличительные черты: совесть у таких героев просыпается лишь под самый занавес, после долгой мучительной борьбы сердца и разума. Как правило, за этим следует смерть героя.

5. Моральные «монстры Франкенштейна»

Иронично, но детище Мэри Шелли, персонаж, собранный из частей разных трупов, оказался куда живучее, чем Капитан Америка, Чудо-Женщина, кот Леопольд и прочие чересчур правильные герои экрана. Первый фильм о монстре Франкенштейна появился в 1931 году. С тех пор колоритный персонаж беспрестанно напоминал о себе: то в мультфильме появится, то в сериале. Это чудовище, чье существование противоестественно и вызывает массу вопросов о наличии у такого существа души и его праве на жизнь.
 
Трейлер фильма «Франкенштейн» (1931)

То же происходит и с моральными «монстрами Франкенштейна». Они представляют собой некий парадокс Вселенной — из-за своего внешнего и морального «уродства», врожденной ущербности, которую они не в силах изменить (хоть и очень стараются), они не способны вписаться в общество, жить обычной жизнью. Люди не принимают их.

В отличие от раскаявшихся грешников, которые вполне успешно сливаются с толпой, персонажи этой категории совершенно одиноки. Жить обычной незаметной жизнью для них — неосуществимая мечта, которой не суждено сбыться.
 
Сцена из фильма «Молчание ягнят» (1991)
 

Яркие представители группы: Призрак оперы, Ганнибал Лектер, Зубная фея («Красный дракон», «Охотник на людей») и Декстер Морган, конечно.
 

Эта категория темных персонажей, получивших грандиозную популярность на стыке XX и XXI веков. И все благодаря судмедэксперту Декстеру Моргану, скрывающему от общественности свое небольшое хобби. По ночам он освобождает улицы Майами от «мусора», то есть выслеживает, похищает и убивает монстров. Декстер тратит массу энергии, чтобы казаться нормальным: он поддерживает отношения с женщиной и даже соглашается сыграть с ней свадьбу, заводит с ней ребенка, старается быть хорошим братом. Но он совершенно чужой человек и лишь гость в жизни своей жены Риты и ее детей.

Кадр из сериала «Декстер» / Фото: Showtime
Кадр из сериала «Декстер» / Фото: Showtime

Настоящее понимание, настоящая близость у него, как он сам признается, может быть лишь со своими жертвами. Хороших людей он убивать не может, даже случайно. Этого зрители ему не простят. Он действует в рамках своего, пусть и безумного, но все же кодекса.

Если «хорошие люди под гнетом плохих обстоятельств» могут запросто устроит стрельбу в ресторане, погром в магазине или варить и продавать наркотики, то для «моральных монстров Франкенштейна» это категорически запрещено. Они хотят быть вашими соседями, получать почту, поливать свою лужайку и выгуливать свою собаку.
 

Может ли быть интересным полностью положительный персонаж


Истории кинематографа все же известен один безукоризненный джентльмен, благодаря обаянию и харизме которого на протяжении целых восьми сезонов продержался целый детективный сериал. И речь, конечно, о кристально честном, дотошном чистюле-детективе, в шкафу которого хранится дюжина совершенно одинаковых серо-коричневых невзрачных костюмов и рубашек в мелкую клеточку. И имя этой аномалии кинематографа — детектив Монк.

Кадр из сериала «Дефективный детектив» / Фото: NUTD
Кадр из сериала «Дефективный детектив» / Фото: NUTD

Дефективный детектив Монк, который изо дня в день тоскует по своей покойной жене Труди, боится других женщин, не пьет ничего крепче виноградного сока. И обожает квадратные помидоры! Правда, у него 312 фобий, и он слегка жадноват, но он самый положительный герой на ТВ, а возможно — и во всем кинематографе. Увы, ни одна книга по теории кино не поможет в создании такого персонажа. Однажды он просто может постучать в дверь какого-нибудь автора-счастливчика и тут уж останется дело за малым — хватит ли автору мастерства, чтобы изобразить все грани своего потрясающего персонажа.
 

Обложка: кадр из фильма «Леон» (1994) / Фото: Gaumont

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

12 режиссерских советов Гая Ричи

Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: когда стоит начинать работать, почему состояние дискомфорта полезно и как планирование способствует импровизации

  • 10 сентября
  • 3766
Практика

Может ли «фанатский» рекламный ролик повлиять на карьеру

Джоно Сенефф, режиссер неофициального ролика Tesla — о том, зачем снимать рекламу без заказа и стоит ли это того

  • 8 сентября
  • 2163
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • 17 сентября
  • 1848
Практика

Почему художнику по костюмам нужно дружить с оператором

Многие говорят, что при создании фильма художник по костюмам должен тесно сотрудничать с режиссером и художником-постановщиком. Но мы считаем, что не менее важно для него сразу найти общий язык с оператором-постановщиком

  • 10 сентября
  • 1771
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Криса Коламбуса

Накануне 60-летия Криса Коламбуса нашли список фильмов, повлиявших на классика жанра семейного кино, автора «Один дома» и первых фильмов о Гарри Поттере: нестареющие картины, на которых стоит учиться комедии, актерскому мастерству и разрушению канонов

  • 9 сентября
  • 1643
Практика

Стабилизатор или ручная камера: когда использовать ту или иную технику съемки

Для каждого кадра есть своя техника съемки — от наездов камеры на тележке до «личных» кадров, снятых с рук. Оператор Зак Рамелан рассказывает, как понять, что из этого нужно именно вам

  • 7 сентября
  • 1556
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее