Главная / Практика / Хороший плохой главный герой

Хороший плохой главный герой

Без особой необходимости, при наличии хорошего сюжета и накрученного экшна немногие авторы задумываются над моральным обликом своего персонажа. В советское время был очень популярен такой подход: протагонист  фильма должен быть хорошим, как румяный комсомолец с плаката, а злодей — злым на все сто. Но самые интересные персонажи никогда не бывают черно-белыми, как старое фото. Они всегда объемны.

Вспомните Илью Ковригина («Девчата»(1961)). Он бабник и авантюрист, совершенно нетипичный персонаж для советского экрана. Его знакомство с будущей невестой начинается с того, что он заключает на нее пари с бригадиром-конкурентом. Разве румяный комсомолец с плаката на такое способен?

Кадр из фильма «Девчата» (1961) / Фото: Мосфильм
Кадр из фильма «Девчата» (1961) / Фото: Мосфильм

И, напротив, возьмем комиссара Мегрэ в исполнении блестящего комика Роуэна Аткинсона, решившего для разнообразия примерить серьезную драматическую роль. Смотреть новую экранизацию скучно. Мало того, что ее сняли в старомодной манере, так и полнокровный острослов комиссар Мегрэ здесь превратился в бледную тень самого себя. Комиссар Мегрэ Роуэна Аткинсона — стеснительный тихоня, который опасается сделать лишнее движение в кадре. Немудрено, что и критики и поклонники жанра приняли сериал довольно прохладно.

Найти положительную рецензию на сериал о Мегрэ с Аткинсоном трудно. Вот тебе и стопроцентно положительный персонаж. А ведь у проекта были такие амбиции! Создатели британской версии «Комиссара Мегрэ» явно старались сделать детективный сериал, способный конкурировать с культовыми экранизациями Агаты Кристи.
 

Трейлер фильма «Комиссара Мегрэ»

Самую большую опасность в проекте любого масштаба таит в себе именно положительный главный герой. Именно он может надоесть зрителю, свести весь запал истории на нет.

Самый популярный герой в драматургии, герой, которого играли Лоуренс Оливье, Сара Бернар, Владимир Высоцкий, герой, которого мечтает сыграть любой, даже самый высокооплачиваемый актер планеты — это Гамлет. Убийца, с крайне нестабильной психикой и нездоровыми фантазиями о матери. 
 

Владимир Высоцкий. Монолог Гамлета

То есть когда встает вопрос, насколько плохим должен быть антагонист в вашем проекте и насколько главному герою полагается быть хорошим — с выводами лучше не торопиться. 
 

На темной стороне силы

Категория темных героев пользовалась оглушительным успехом задолго до появления кинематографа. Леди Макбет, Раскольников, Гамлет — все эти персонажи живы, здоровы и актуальны по сей день. В отличие от чересчур праведных героев эпохи классицизма.

Кадр из фильма «Бонни и Клайд» (1967) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Бонни и Клайд» (1967) / Фото: Warner Bros.

В кино «потерянные души» приобрели особую популярность в конце 60-х годов. Классический пример — Бонни и Клайд и семья Корлеоне.

Такие персонажи делятся на следующие категории.

1. Хулиганы

Это колоритная группа обаятельных негодяев и скептиков, разочаровавшихся в жизни, которые под личиной цинизма и расчетливости прячут от окружающих свое нежное сердце. Как правило, такие герои в кадре не делают ничего плохого, зато нечто плохое могут сказать. Их утверждения весьма сомнительны, резки и могут даже шокировать, но их поступки всегда чисты, бескорыстны и глубоко моральны.

Кадр из фильма «Кикудзиро» (1999) / Фото: Sony Pictures
Кадр из фильма «Кикудзиро» (1999) / Фото: Sony Pictures

Ворчун Кикудзиро («Кикудзиро», 1999), безропотно сопровождающий соседского ребенка на другой конец страны, просто потому, что его об этом попросила жена; пьяница и игрок Фиц, социопат Шерлок Холмс. Ну и доктор Хаус, конечно. Циник и наркоман поневоле, он вынужден сидеть на викодине из-за невыносимой боли в ноге.

Кадр из сериала «Доктор Хаус» / Фото: NUTD
Кадр из сериала «Доктор Хаус» / Фото: NUTD
 


 

Моральные качества доктора Хауса: ворует еду у Уилсона, крадет квартиру у Кадди, пресекает любые попытки своей команды украсить кабинет к Рождеству, годами не навещает мать, врет своим пациентам, но при этом без каких-либо раздумий рискует карьерой и репутацией, чтобы спасти жизнь совершено незнакомому человеку, которого видел всего раз в жизни. И мешает Уилсону совершить карьерное самоубийство, когда тот, мучась от угрызений совести, решает сделать доклад об эвтаназии («Доктор Хаус», 6 сезон, 6 серия «Известные неизвестные»).
 

Отличительные черты хулиганов: совершенно безобидны, несмотря на ершистую внешность и острый язык, любовь к азартным играм и спиртным напиткам. В общем, если нужно лишь придать остроты своему протагонисту, сделать его более интересным — вам сюда.

2. Раскаявшиеся грешники

Очень популярная категория брутальных персонажей вестернов 50-70х годов. Самый распространенный сюжет — беззащитному персонажу, чаще всего девочке-подростку, угрожает смертельная опасность, поэтому бывалому грешнику приходится встать на ее защиту («Леон», 1994; «Железная хватка», 2010; «Затоiчи», 2003; «Глаза змеи», 1998; «Джон Уик», 2014).
 

Трейлер фильма «Леон» (1994)

С честью выдержав ряд смертельно опасных испытаний, душа нашего героя исцеляется и обращается к свету.
 


 

Хрестоматийный пример — наемный киллер Леон, который в перерывах между заказными убийствами ходит в кино, делает гимнастические упражнения и поливает свой любимый цветок аглаонему.
 

Обратите внимание: чем «темнее» вы делаете протагониста, тем больше нужно показать его светлую сторону. Леон привязан к своему вечнозеленому растению, Джон Уик привязан к дому, тоскует по умершей супруге и готов заботиться о маленьком щенке, которого она оставила. Здесь обязательно обозначить человечность, которой герой лишился и которую он хочет вернуть (необходимо вернуть). Это его обязательная награда за подвиги и за работу над собой.

3. Хорошие люди под гнетом обстоятельств

Самая опасная и лихая категория «темных» личностей. Хорошие люди, которые под гнетом плохих, а в некоторых случаях — очень плохих обстоятельств, вынуждены поступать плохо. Порой даже чудовищно.

Очень распространенная категория героев, потому что, с одной стороны, зритель понимает и сочувствует им, а с другой — каждый в душе осознает, что мог бы пойти на нечто подобное.
 

Трейлер фильма «Крестный отец» (1972)
 


Классические примеры: обаятельное семейство Корлеоне («Крестный отец», 1972) и разведенный безработный тихоня Уильям Фостер («С меня хватит», 1993), ехавший через весь Лос-Анджелес, чтобы поздравить дочь с днем рождения. Фостер попадает в пробку, идет в магазин, чтобы разменять денег и позвонить дочери из телефона-автомата, ругается с хозяином магазинчика и учиняет разгром в лавке, а затем и вовсе открывает стрельбу в ресторане, лишь потому, что ему отказались продать завтрак.

 


Отличительные черты: такие люди могут совершать дурные поступки по нарастающей. Небольшой проступок, случайность, пустяк, который можно легко исправить, у них переходит в целую катастрофу, которая крушит все, что дорого главному герою, и, возможно, ведет к его гибели. А ведь до катастрофы они были совершенно обычными, нормальными гражданами, уважали стражей закона, даже в церковь ходили.

Кадр из сериала «Во все тяжкие» / Фото: Sony Pictures
Кадр из сериала «Во все тяжкие» / Фото: Sony Pictures

Один из самых колоритных персонажей данной категории — уставший немолодой учитель химии в колледже Уолтер Уайт. Он всю жизнь, полностью оправдывая свою фамилию (white — «белый»), боялся испачкаться, даже не курил, держался подальше от любых неприятностей, хотя едва мог содержать свою красавицу жену и сына-инвалида. И вот спусковой крючок щелкнул — жена Уолта снова беременна, а ему ставят страшный диагноз — неоперабельный рак легких. И эти новости пробудили в учителе химии такое, что содрогнулся весь штат Нью-Мексико, где Уолт прожил бы тихо и спокойно, если бы не страшный диагноз, счета за лечение и семья, которая после его смерти потеряет дом за неуплату ипотеки.
 

Трейлер сериала «Во все тяжкие»

Уолт решает во что бы то ни стало обеспечить своей семье финансовую стабильность и принимается варить мет. И варит он его так, что к нему тянутся покупатели из Амстердама. Но этого нашему герою мало, он хочет сам продавать наркотик, получая больше прибыли и постепенно втягиваясь в масштабные бандитские разборки. А главное, он играет так жестко, что зарабатывает репутацию в преступном мире и его начинают побаиваться даже самые отпетые наркоторговцы.

4. Герой со спящей совестью

Будь то сорокаминутная серия «Детектива Монка» или культовая фантастическая франшиза в жанре космической оперы — сюжетный ход с героем, у которого внезапно проснулась совесть, всегда безотказно несет в себе элемент неожиданности и дает новый виток конфликту.
 

 Сцена из фильма «Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая» (1983) 
 


Опять же хрестоматийный пример: персонаж из эпической франшизы «Звездные войны» Дарт Вейдер. Два фильма злобно дышал в шлем, размахивал красным лазерным мечом, а затем предал своего учителя, императора Палпатина, когда тот почти убил Люка Скайуокера («Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая», 1983). Империя рухнула, Республика восторжествовала, миллионы потрясенных неожиданным поворотом сюжета зрителей. Фанаты ликуют.

 


Отличительные черты: совесть у таких героев просыпается лишь под самый занавес, после долгой мучительной борьбы сердца и разума. Как правило, за этим следует смерть героя.

5. Моральные «монстры Франкенштейна»

Иронично, но детище Мэри Шелли, персонаж, собранный из частей разных трупов, оказался куда живучее, чем Капитан Америка, Чудо-Женщина, кот Леопольд и прочие чересчур правильные герои экрана. Первый фильм о монстре Франкенштейна появился в 1931 году. С тех пор колоритный персонаж беспрестанно напоминал о себе: то в мультфильме появится, то в сериале. Это чудовище, чье существование противоестественно и вызывает массу вопросов о наличии у такого существа души и его праве на жизнь.
 

Трейлер фильма «Франкенштейн» (1931)

То же происходит и с моральными «монстрами Франкенштейна». Они представляют собой некий парадокс Вселенной — из-за своего внешнего и морального «уродства», врожденной ущербности, которую они не в силах изменить (хоть и очень стараются), они не способны вписаться в общество, жить обычной жизнью. Люди не принимают их.

В отличие от раскаявшихся грешников, которые вполне успешно сливаются с толпой, персонажи этой категории совершенно одиноки. Жить обычной незаметной жизнью для них — неосуществимая мечта, которой не суждено сбыться.
 

Сцена из фильма «Молчание ягнят» (1991)
 


Яркие представители группы: Призрак оперы, Ганнибал Лектер, Зубная фея («Красный дракон», «Охотник на людей») и Декстер Морган, конечно.

 


Эта категория темных персонажей, получивших грандиозную популярность на стыке XX и XXI веков. И все благодаря судмедэксперту Декстеру Моргану, скрывающему от общественности свое небольшое хобби. По ночам он освобождает улицы Майами от «мусора», то есть выслеживает, похищает и убивает монстров. Декстер тратит массу энергии, чтобы казаться нормальным: он поддерживает отношения с женщиной и даже соглашается сыграть с ней свадьбу, заводит с ней ребенка, старается быть хорошим братом. Но он совершенно чужой человек и лишь гость в жизни своей жены Риты и ее детей.

Кадр из сериала «Декстер» / Фото: Showtime
Кадр из сериала «Декстер» / Фото: Showtime

Настоящее понимание, настоящая близость у него, как он сам признается, может быть лишь со своими жертвами. Хороших людей он убивать не может, даже случайно. Этого зрители ему не простят. Он действует в рамках своего, пусть и безумного, но все же кодекса.

Если «хорошие люди под гнетом плохих обстоятельств» могут запросто устроит стрельбу в ресторане, погром в магазине или варить и продавать наркотики, то для «моральных монстров Франкенштейна» это категорически запрещено. Они хотят быть вашими соседями, получать почту, поливать свою лужайку и выгуливать свою собаку.
 

Может ли быть интересным полностью положительный персонаж

Истории кинематографа все же известен один безукоризненный джентльмен, благодаря обаянию и харизме которого на протяжении целых восьми сезонов продержался целый детективный сериал. И речь, конечно, о кристально честном, дотошном чистюле-детективе, в шкафу которого хранится дюжина совершенно одинаковых серо-коричневых невзрачных костюмов и рубашек в мелкую клеточку. И имя этой аномалии кинематографа — детектив Монк.

Кадр из сериала «Дефективный детектив» / Фото: NUTD
Кадр из сериала «Дефективный детектив» / Фото: NUTD

Дефективный детектив Монк, который изо дня в день тоскует по своей покойной жене Труди, боится других женщин, не пьет ничего крепче виноградного сока. И обожает квадратные помидоры! Правда, у него 312 фобий, и он слегка жадноват, но он самый положительный герой на ТВ, а возможно — и во всем кинематографе. Увы, ни одна книга по теории кино не поможет в создании такого персонажа. Однажды он просто может постучать в дверь какого-нибудь автора-счастливчика и тут уж останется дело за малым — хватит ли автору мастерства, чтобы изобразить все грани своего потрясающего персонажа.
 


Обложка: кадр из фильма «Леон» (1994) / Фото: Gaumont

 

Еще по теме

Сериалы май 2023
5 новых сериалов мая 2023 года
Если вы снова гуглите премьеры в попытке найти, что бы...
Как и где снимали сериал “Сваты”
Сериал "Сваты" рассказывает о жизни простых людей. Главные герои, Маша...
Базовые техники освещения прозрачных предметов и зеркальных поверхностей
Очень важно понимать, как различные поверхности реагируют на свет. Существует два...
Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1
Это реальная история. Все события и персонажи не вымышлены и происходили на самом деле....
Как заполнить туманом локацию под открытым небом
Туман, дым, атмосфера — называйте как хотите — все это...
Как снимать ночные сцены в салоне автомобиля
В автомобилях разворачивались многие запоминающиеся сцены мирового кинематографа. Монолог Скорсезе в машине...
Как найти фильм, если не знаешь название?
Киноленты ценны не только игрой актеров или потрясающими спецэффектами, но...
Фильмы Рязанова
10 лучших фильмов Эльдара Рязанова
Картины этого режиссера зачастую становились настоящими хитами, фразы тут же...