Практика

Внимание, знатоки: сколько кульминаций в «Последних джедаях»?

В фильме «Звездные войны: Последние джедаи» несколько сюжетных поворотов, а каждый из твистов разделен на несколько частей. Как так получилось? (внимание! вся статья – один большой спойлер!)

  • 22 декабря 2017
  • 1307
Какой-то сценарист

По всей Галактике ломаются копья и световые мечи в спорах, прекрасны ли новые «Звездные войны» или совсем плохи. Мир разделился на противников фильма Райана Джонсона и на защитников его свежего, хотя и цитатного, взгляда на канон. Обзываться и ругаться — не наш подход, но обойти феномен мы никак не можем. Вооружившись теоретическими материалами, учебниками, собственными наработками, новостями и даже слухами, мы постараемся препарировать «Последних джедаев», чтобы разрешить все споры. Но стоит предупредить: это субъективное мнение, которое может, а кое-где и должно, не совпадать с мнением редакции и общественности.
 

Задача: вступить в схватку с каноном и не проиграть


Перед режиссером и сценаристом Джонсоном и командой стояла практически невыполнимая задача. Снять новые «Звездные войны» так, чтобы угодить поклонникам классической саги Джорджа Лукаса, не раздразнить появившихся после «Пробуждения силы» фанов и заполучить новых адептов. Если предыдущий эпизод, снятый Джей Джей Абрамсом, был стопроцентно фанатским, то «Последние джедаи» отвешивают поклоны и вашим, и нашим, а преференции раздают будущим поколениям. В целом же складывается ощущение, что фильм Джонсона в первую очередь подчиняет себе тех, кто оценит свежий подход к визуальной составляющей, кто поймет нестандартную драматургию и кто примет ранее не изученные миры.
 
Трейлер фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017)

Прежде чем разобрать по винтикам новый фильм, нужно внимательно отнестись к вестям из Голливуда. Судя по слухам и многочисленным интервью самого режиссера, Disney и LucasFilm настолько понравился стиль нового фильма, что студийные боссы собираются отдать в руки создателя «Последних джедаев» новую трилогию.

Таким образом, мы первым делом сталкиваемся с неизбежным вопросом: как нам поделить на составные части «Эпизод VIII»? Без этого, как бы печально это ни звучало, новые главы космической саги будет трудно разбирать на все эти «арки персонажей», «акты» и так далее для учебных пособий современных сценаристов (а фильмы эти обязательно войдут во все учебники).
 

Как относиться к «Эпизоду VII. Пробуждение силы»


В случае с «Последними джедаями» все одновременно и просто, и дико сложно. Если это вторая часть новейшей трилогии, то тогда «Эпизод VII. Пробуждение Силы» надо позиционировать как напоминание, что «Звездные войны» были, есть и будут с новыми-старыми героями, с традициями и новинками, со знакомыми и совершенно новыми планетами.

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Тогда чисто умозрительно нужно себе представить, что экспозиция уже знакома зрителям (фильм, напомним, снял огромный поклонник классической трилогии Джей Джей Абрамс, аккуратно перенеся мир Лукаса в кинематограф середины 10-х годов XXI века). Завязка новой трилогии здесь — это, скорее всего, побег Финна или вылет на задание коммандера По. А где кульминация, мы узнаем в 2019 году, когда предположительно выйдет девятый эпизод, режиссером которого снова станет Джей Джей Абрамс.

Но если верить последним интервью Райана Джонсона, в которых, как мы уже указывали выше, он признается, что получил карт-бланш на создание полностью своей трилогии, то все кардинально меняется. Выходит, что седьмой эпизод — это мостик между двумя мирами: Лукаса и Джонсона. И если принимать всерьез последнюю теорию, то «Пробуждение силы» надо называть большой такой экспозицией к будущим сериям, в которой объясняется, кто такие новые герои и что случилось со старыми.

Райан Джонсон и Кэрри Фишер на съемках фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: David James, Lucasfilm Ltd
Райан Джонсон и Кэрри Фишер на съемках фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: David James, Lucasfilm Ltd

Тогда все складывается довольно уютно. Во-первых, не надо винить Джей Джей Абрамса за чрезмерно упрощенную (откровенно говоря, старомодную) сюжетную структуру и манеру повествования. Во-вторых, не стоит упрекать главу сценарной группы Лоуренса Кэздана за отсутствие роста/падения (если не иметь в виду «падение» в буквальном смысле, ха-ха, простите за каламбур) персонажей, особых сюжетных поворотов и обилие сантиментов, вроде «Вот мы и дома, Чуи», и так далее.
 

Три сюжетные линии, или куда делась цифра «XVIII»


В нынешней действительности человек предполагает, а продюсер располагает. Если для многих проектов это проклятие, то пример «Звездных войн» показывает, что иногда это может быть даже и хорошо. Президент LucasFilm и продюсер Кэтлин Кеннеди доказывает, что тщательно продуманные решения и правильно выбранная «сверху» группа могут принести только пользу.

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Что сделал режиссер и сценарист Райан Джонсон? Для начала избавился от цифры в названии своих «Звездных войн»: мол, простите, но вы все и без меня знаете, что это такое, нумерация здесь не нужна, важен смысл названия. Справедливости ради, давайте признаем, что все подзаголовки фильмов Лукаса носили чисто номинальный, местами шизофренический характер. «Последние джедаи» — это не просто название, это еще и объяснение для тех, кто не понял, что случилось в конце фильма.

Далее. Решив, что все, кому это нужно, уже посмотрели «Пробуждение силы», он отказывается от экспозиции и завязки, а сразу, без объяснений, бросает зрителя на поле боя. Это очень по-современному: начинать фильмы со взрыва, хлопка, боя, катастрофы. И Джонсон сразу дает понять, что у нас здесь будет три сюжетных линии, которые большую часть экранного времени развиваются параллельно и изредка пересекаются.
 
Трейлер фильма «Звездные войны: Пробуждение силы» (2015)

Первая сюжетная линия — это Финн и Роуз. Перед тем, как Финн выходит из анабиоза и знакомится с Роуз, ее сестра, как истинный самурай, погибает, принеся себя в жертву. В этом сюжете самопожертвование и героизм — главные составляющие, герои из комических положений переходят в драматические и наоборот. К ним примыкает неожиданно ответственный в фильме за юмор По, нередко оказывающийся на краю гибели. И в этой же команде оказывается — сюрприз! — робот-колобок BB-8, который, в отличие от своего предшественника R2-D2, умеет выражать мысли, настроение, характер и, опять же, склонность к самопожертвованию так, чтобы они были понятны не только героям фильма, но и зрителям (респект дизайнерам).

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Вторая сюжетная линия — это Люк Скайуокер и Рей. Она начинается именно там, где заканчивается «Пробуждение силы». Сначала это типичная такая история про строптивого мастера и излишне настырного ученика, затем стороны приходят к взаимному согласию, и добро побеждает зло. Но опытный фанат «Звездных войн» может догадаться, что не все так просто.

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Третья — самая сложная, и вертится она вокруг Кайло Рена, он же Бен Соло. Кайло и Верховный лидер Сноук. Кайло и Рей. Кайло и Люк Скайуокер. Кайло и принцесса Лея. Бен Соло — это самый интересный персонаж за, возможно, все 40 лет существования франшизы (помимо Энакина Скайоукера). То он мятущийся подросток, то он капризный подросток, то циник, то мужчина, уважительно относящийся к истории своих предков и своей семьи.
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Заметьте: в каждой из трех линий есть своя парабола становления персонажей или, если хотите, чтоб ее (простите, ненавижу это слово), «арка», что почти отсутствовало в фильме Джей Джей Абрамса и о чем иногда забывал Джордж Лукас.
 

Сюжетные повороты и кульминации


У каждой из сюжетных линий есть несколько сюжетных поворотов, и все они происходят в одно и то же время. Первый поворот случается примерно спустя час после начала, назовем его «Узнавание»:
 
— принцесса Лея выходит из комы, узнает о бунте на корабле и начинает действовать;
— Финн и Роуз узнают, что сидят в камере со Взломщиком, которого они так долго искали;
— Люк Скайуокер рассказывает Рей почти всю правду о своем, Кайло и непосредственно Рей прошлом.

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Последнее наиболее важно, поэтому этому рассказу отводится достаточно большое время, сопровождаемое флешбэками. Стоит заметить, что за все 40 лет существования «Звездных войн» авторы, кажется, ни разу не прибегали к флэшбэкам (поправьте меня, если я что-то забыл). Прыжки во времени — это вообще практически беспроигрышный вариант для сценаристов, а Райана Джонсона можно назвать мастером этого трюка после фильма «Петля времеии» (он о луперах, кочующих из одной реальности в другую, из одного времени в другое).

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Второй сюжетный поворот происходит где-то на втором часу фильма. Назовем его «Не тот, кем кажется», потому что в каждой из трех намеченных нами сюжетных линий совершается вот что:
 
— Эмилин Холдо оказывается не такой злодейкой, как она нам казалась во время бунта на корабле;
— Взломщик оказывается не тем, кем кажется;
— Люк выложил Рей не всю историю, в которой все далеко не так, как кажется, и последствия сказываются и на Рей, и на Бене Соло, и на Сноуке.

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Вот тут нужно остановиться, потому что происходит, как кажется, кульминация фильма, когда Рей и Кайло глаза в глаза буквально играют в перетягивание каната, то есть меча.

Но ближе к финалу, в одной из батальных сцен, происходит другая встреча: Кайло Рена и Люка Скайуокера, и в этой битве тоже находится место и катарсису, и пресловутому преображению героя/героев и очередному самопожертвованию.

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

С формальной точки зрения оба эпизода можно назвать кульминациями. Давайте так: если первая сцена тянет на трансцендентальность, а вторая — на сюжетообразующее действие, то будем считать, что в «Последних джедаях» две кульминации. Первая — на метафизическом уровне, вторая — на физическом. Все это, конечно, с большой-большой натяжкой, но так легче, согласитесь, разбираться в том, что происходит в восьмом эпизоде.
 

Вместо послесловия


Признаться честно, все эти формалистские выкладки не дают ничего простому смертному зрителю. У каждого своя версия того, что происходит. Это лишний раз подчеркивает, что фильм Райана Джонсона не так прост, как кажется. И то, что споры вокруг него острее, чем споры вокруг какого-то очередного боевика-триллера-хоррора, — это в плюс и критикам, и зрителям. Для сценаристов это даже никакой не мастер-класс, а праздник: история, вроде как, укладывается в рамки учебников, но то тут, то там выходящит за пределы законов.

В конце концов, идеального фильма не бывает, как и сценария тоже.


Кадры из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
 

Обложка: Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Disney

 


Комментарии

Комментариев: 2

И ладно. Надо проще относится к саге конкретно, и вообще к произв. фильмов. Плохой и плохой. Надо будет сделают перезапуск в 2027 году. Это же не адаптация какого нибудь первоисточника, это такой же Мarvel или DC фильм. Хотя последний имеет первоисточник. А если честно Vitaliy V., все части саги Звездных войн примитивны в плане сюжета. И нормально. Завязка и т.д. развязка. Что еще надо. 

Весь этот текст — пустозвонство и умничанье. Давайте проведем базовый анализ драматургии. Начнем убирать персонажей/эпизоды/сцены/арки. И что у нас останется? Что ни одна линия, ни один перснаж, ни одна сцена, ни одна арка никак не повлияла ни друг на друга, ни на сюжет в целом. Что изменилось в конце фильма? Что вначале было в одной точке, а в конце стало совсем в другой? Что дал вообще этот фильм, чего мы не узнали в прошлом? Вычеркни этот фильм, и во вселенной ЗВ ничего не поменяется. ВООБЩЕ!
Так о чем вы тут распинались? Это бездарная писанина, которая в новом голливуде сценарием зовется. И которую на полном серьезе кто-то еще и изучает. И это все очень пугает.
P.S.: мало? не хотите проанализировать диалоги? ежесекундно каждый персонаж не говорит, а объясняет, что он сейчас делает, что будет делать. Иногда объясняет детали, которые находятся в кадре (маячок). Черт! Да у них даже верховный злодей Сноук себя объясняет. Говорит, какой он злой, умный, никто его никогда не обманет и не убьет (за минуту до смерти — наверное, это проявление чувства юмора сценариста). Такая глубокая проработка персонажа, что единственный способ дать зрителю почувствовать его "злодейственность" — это дать персонажу самому рассказать об этом.
Это не диалоги. Это, опять же, бездарная писанина. У нас так сериалы пишут — все всё всегда объясняют, иначе тупой зритель не поймет.
P.P.S: жаль будущие поколения, если это реально поделка для них, как вы написали.

Смотрите также

Популярное
Практика

7 основополагающих элементов киноязыка, которые важны до сих пор

Режиссер и оператор Ноам Кролл выделил несколько техник съемки, которые появились еще в классическом кино, но их можно эффективно использовать и сейчас

  • 7 августа
  • 4863
Обзоры

Сам себе каскадер: 10 актеров, самостоятельно выполняющих трюки

Том Круз продолжает удивлять исполнением трюков в новом фильме «Миссия: невыполнима», а мы вспоминаем десяток отчаянных актеров, предпочитающих обходиться без каскадеров: от Бастера Китона до Джеки Чана

  • 11 августа
  • 3197
Практика

10 актерских советов Роберта Де Ниро

Публикуем порцию творческих советов, нажитых на собственном опыте великим Робертом Де Ниро, которому сегодня исполняется 75 лет: о подготовке, ограничениях, умении слушать и не беспокоиться о славе.  Рекомендации, кстати, применимы не только в актерской практике

  • 17 августа
  • 2931
Слова

«Попросите драматического актера сделать то, что делает Джим Керри. Ничего не получится»

Сценарист, режиссер и продюсер Пол Лазарус (сериалы «Друзья», «Она написала убийство», «Дурнушка» и другие) в рамках тренинга в МШК поделился с нами секретами кухни американских сериалов, мыслями, почему комедия — самый трудный киножанр, и способами работы с актерами

  • 10 августа
  • 2374
Практика

Как диалог сделать визуально интересным

Правильно выстроенная мизансцена может превратить скучный разговор в динамичный и эмоциональный эпизод. Но что для этого нужно?

  • 9 августа
  • 2093
Практика

Художник по костюмам. Работа над эскизами

Необходимо ли художнику по костюмам рисовать эскизы, и если да, то какие? Требуют ли этого продюсеры и режиссеры? 

  • 12 августа
  • 1642
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее