Обзоры

10 знаменитых художников, работавших в кино: от Дали до Пахома

Кто из мастеров живописи оставил след в истории кино – в подборке tvkinoradio.ru

Фернан Леже



 
Яркий представитель кубизма Фернан Леже в кино, как и в своих живописных или декоративных работах, воспевал культ машин. Участвуя в создании «Колеса» Абеля Ганса и «Человечности» Марселя Л’Эрбье, Леже наполнял декорации образами и предметами подчеркнуто механического происхождения. Единственная режиссерская работа Леже – авангардистский бессюжетный опус «Механический балет», хрестоматийный пример так называемого «чистого кино». На протяжении 16 минут фильма части человеческого тела ритмично монтируются с движущимися поршнями, подшипниками, маятниками, шарнирами и другими подобными предметами, вырванными из своего привычного контекста. Вопрос, утверждал ли Леже своим фильмом гармонию или хаос в отношениях между человеком и созданными им механизмами – до сих пор остается открытым.
 
 

Марсель Дюшан



 
Как и Леже, в области авангардного кинематографа оставил свой след Марсель Дюшан, разрушитель канонов, провокатор и родоначальник ready-made’а, умудрявшийся делать объектами искусства, скажем, велосипедное колесо или писсуар. Дюшан выступил в качестве актера в нескольких экспериментальных фильмах, например, в знаменитом «Антракте» Рене Клера, а в 1926 году под псевдонимом Роза Селяви снял загадочную 7-минутную ленту Anémic Cinéma. Фильм представляет собой чередование вращающихся черно-белых спиралей и дисков с шутливыми надписями. Зрелище не то чтобы очень содержательное, зато гипнотизирующе-медитативное.
 

Сальвадор Дали



 
Деятельность Сальвадора Дали в области кинематографа чрезвычайно разнообразна. В начале творческой карьеры, развивая концепцию сюрреализма, Дали стал соавтором первых двух фильмов Луиса Бунюэля. Подчеркнуто провокационные, наполненные насилием, богохульством и фрейдистскими образами ленты «Андалузский пес» и «Золотой век» вполне способны шокировать даже современного искушенного зрителя. Затем Дали сотрудничал с безумными комиками братьями Маркс, для которых написал сценарий под названием «Жирафы верхом на салате». До съемок, правда, дело не дошло. В середине 40-х на почве интереса к психоанализу Дали ненадолго сблизился с Альфредом Хичкоком. Художник создал декорации для сцены сна главного героя в триллере «Завороженный». Увы, в финальной версии фильма эпизод с работой Дали по требованию продюсера был сильно сокращен. Наконец, еще одна крупная фигура мира кинематографа, с которой сотрудничал Дали – Уолт Дисней. Анимационная греза под названием «Судьба», несмотря на всего лишь 7-минутную продолжительность, является рекордсменом по длительности производства – от начала работы над фильмом до премьеры прошло почти 60 лет. Подробнее об этой истории можно почитать тут.
 
 

Жан Кокто


Жан Кокто
 
Жан Кокто проявил себя едва ли не во всех возможных областях искусства. Не случайно в каждом поставленном им фильме чувствуется дар поэта и живописца. Проявляется это в яркой визуальной образности, особой работе со светом, сближающей кадры его лент с гравюрами, неизменной возвышенной атмосфере действия, а также в непосредственном участии Кокто в создании костюмов и декораций. Кроме того, частенько для своих картин Кокто сам рисовал титры, заслуживающие звания вполне самостоятельных произведений.
 
 

Энди Уорхол


Эмпайр-стейт-билдинг
 
Как и Кокто, Энди Уорхол проявил себя в разных областях современного искусства. Причем в кино, пожалуй, наиболее масштабно. Фильмография Уорхола насчитывает несколько сотен картин, игровых, документальных, бессюжетных и т.д. Особняком в их числе стоят так называемые «неподвижные фильмы» – многочасовые одноплановые ленты, вроде «Эмпайра», где на протяжении 8 часов демонстрируется ночной Эмпайр-стейт-билдинг. При этом ничего не происходит. Совсем. Так Уорхол, по собственному признанию, фиксировал «течение времени». Есть ли среди живущих кто-нибудь, кто смотрел фильм целиком – неизвестно.
 

Ральф Маккуорри


"Звездные войны"
 
Значение иллюстратора Ральфа Маккуорри для популярной культуры второй половины XX века трудно переоценить. Именно ему принадлежит авторство ключевых образов трилогии «Звездные войны», «Инопланетянина» и «Индианы Джонса». За работу над «Коконом» художник и вовсе удостоился статуэтки «Оскара». Галерею концепт-арта Маккуорри к «Звездным войнам» можно посмотреть здесь. 
 

Ганс Рудольф Гигер


Ганс Рудольф Гигер
 
Надо полагать, не одно поколение обязано швейцарцу Гансу Рудольфу Гигеру своими ночными кошмарами. Именно с его легкой руки появилась мрачная биомеханическая вселенная франшизы «Чужой» и в частности образ ксеноморфа. За дизайн в фильме Ридли Скотта Гигер, между прочим, удостоился награды премии «Оскар».
 
 

Жан Жиро (Мёбиус)


Жан Жиро
 
Французский художник Жан Жиро, также известный как Мёбиус, получил известность благодаря эстетским комиксам и иллюстрациям фантастики, вроде книг Филипа К. Дика и Роджера Желязны. В конце 70-х Мёбиус обращается к кино. Ему принадлежат визуально яркие, насыщенные концепты «Чужого», «Трона», «Бегущего по лезвию», «Бездны». В качестве художника он работал над мультфильмом «Властелины времени» и над «Пятым элементом». Место Мёбиуса в истории искусства довольно лихо определил Федерико Феллини: «Я считаю его более важным художником, чем Гюстав Доре».
 
 

Николай Копейкин


Николай Копейкин
 
Николай Копейкин, основоположник мультреализма, перенес свой принцип «рисую как могу» и в область кинорежиссуры. Вместе с коллегой по экспериментальному ансамблю «НОМ» Андреем Кагадеевым Копейкин снял вот уже четыре полных метра. Последняя работа тандема под названием «Звездный ворс» даже претендует на звание научной фантастики. По легенде, бытующей среди поклонников творчества Копейкина, те, кому не нравится «Звездный ворс», не имеют души.
 
 

Сергей «Пахом» Пахомов


Сергей Пахомов

Один из главных отечественных авангардных художников, начиная с перестройки и по сию пору, Пахом все активнее работает в кино. В частности, он выступили художником-постановщиком последних трех проектов Валерии Германики: скандального фильма «Да и да» и сериалов «Майские ленты» и «Бонус». В «Да и да» к тому же звучит песенка его сочинения «Жизнь – веселый карнавал». Также Пахом известен как актер, в первую очередь, благодаря душераздирающей роли в «Зеленом слонике».

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 584
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 449
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2190
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2128
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1090
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1398
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее