Обзоры

10 знаменитых художников, работавших в кино: от Дали до Пахома

Кто из мастеров живописи оставил след в истории кино – в подборке tvkinoradio.ru

  • 25 ноября 2014
  • 3095
Павел Орлов

Фернан Леже



 
Яркий представитель кубизма Фернан Леже в кино, как и в своих живописных или декоративных работах, воспевал культ машин. Участвуя в создании «Колеса» Абеля Ганса и «Человечности» Марселя Л’Эрбье, Леже наполнял декорации образами и предметами подчеркнуто механического происхождения. Единственная режиссерская работа Леже – авангардистский бессюжетный опус «Механический балет», хрестоматийный пример так называемого «чистого кино». На протяжении 16 минут фильма части человеческого тела ритмично монтируются с движущимися поршнями, подшипниками, маятниками, шарнирами и другими подобными предметами, вырванными из своего привычного контекста. Вопрос, утверждал ли Леже своим фильмом гармонию или хаос в отношениях между человеком и созданными им механизмами – до сих пор остается открытым.
 
 

Марсель Дюшан



 
Как и Леже, в области авангардного кинематографа оставил свой след Марсель Дюшан, разрушитель канонов, провокатор и родоначальник ready-made’а, умудрявшийся делать объектами искусства, скажем, велосипедное колесо или писсуар. Дюшан выступил в качестве актера в нескольких экспериментальных фильмах, например, в знаменитом «Антракте» Рене Клера, а в 1926 году под псевдонимом Роза Селяви снял загадочную 7-минутную ленту Anémic Cinéma. Фильм представляет собой чередование вращающихся черно-белых спиралей и дисков с шутливыми надписями. Зрелище не то чтобы очень содержательное, зато гипнотизирующе-медитативное.
 

Сальвадор Дали



 
Деятельность Сальвадора Дали в области кинематографа чрезвычайно разнообразна. В начале творческой карьеры, развивая концепцию сюрреализма, Дали стал соавтором первых двух фильмов Луиса Бунюэля. Подчеркнуто провокационные, наполненные насилием, богохульством и фрейдистскими образами ленты «Андалузский пес» и «Золотой век» вполне способны шокировать даже современного искушенного зрителя. Затем Дали сотрудничал с безумными комиками братьями Маркс, для которых написал сценарий под названием «Жирафы верхом на салате». До съемок, правда, дело не дошло. В середине 40-х на почве интереса к психоанализу Дали ненадолго сблизился с Альфредом Хичкоком. Художник создал декорации для сцены сна главного героя в триллере «Завороженный». Увы, в финальной версии фильма эпизод с работой Дали по требованию продюсера был сильно сокращен. Наконец, еще одна крупная фигура мира кинематографа, с которой сотрудничал Дали – Уолт Дисней. Анимационная греза под названием «Судьба», несмотря на всего лишь 7-минутную продолжительность, является рекордсменом по длительности производства – от начала работы над фильмом до премьеры прошло почти 60 лет. Подробнее об этой истории можно почитать тут.
 
 

Жан Кокто


Жан Кокто
 
Жан Кокто проявил себя едва ли не во всех возможных областях искусства. Не случайно в каждом поставленном им фильме чувствуется дар поэта и живописца. Проявляется это в яркой визуальной образности, особой работе со светом, сближающей кадры его лент с гравюрами, неизменной возвышенной атмосфере действия, а также в непосредственном участии Кокто в создании костюмов и декораций. Кроме того, частенько для своих картин Кокто сам рисовал титры, заслуживающие звания вполне самостоятельных произведений.
 
 

Энди Уорхол


Эмпайр-стейт-билдинг
 
Как и Кокто, Энди Уорхол проявил себя в разных областях современного искусства. Причем в кино, пожалуй, наиболее масштабно. Фильмография Уорхола насчитывает несколько сотен картин, игровых, документальных, бессюжетных и т.д. Особняком в их числе стоят так называемые «неподвижные фильмы» – многочасовые одноплановые ленты, вроде «Эмпайра», где на протяжении 8 часов демонстрируется ночной Эмпайр-стейт-билдинг. При этом ничего не происходит. Совсем. Так Уорхол, по собственному признанию, фиксировал «течение времени». Есть ли среди живущих кто-нибудь, кто смотрел фильм целиком – неизвестно.
 

Ральф Маккуорри


"Звездные войны"
 
Значение иллюстратора Ральфа Маккуорри для популярной культуры второй половины XX века трудно переоценить. Именно ему принадлежит авторство ключевых образов трилогии «Звездные войны», «Инопланетянина» и «Индианы Джонса». За работу над «Коконом» художник и вовсе удостоился статуэтки «Оскара». Галерею концепт-арта Маккуорри к «Звездным войнам» можно посмотреть здесь. 
 

Ганс Рудольф Гигер


Ганс Рудольф Гигер
 
Надо полагать, не одно поколение обязано швейцарцу Гансу Рудольфу Гигеру своими ночными кошмарами. Именно с его легкой руки появилась мрачная биомеханическая вселенная франшизы «Чужой» и в частности образ ксеноморфа. За дизайн в фильме Ридли Скотта Гигер, между прочим, удостоился награды премии «Оскар».
 
 

Жан Жиро (Мёбиус)


Жан Жиро
 
Французский художник Жан Жиро, также известный как Мёбиус, получил известность благодаря эстетским комиксам и иллюстрациям фантастики, вроде книг Филипа К. Дика и Роджера Желязны. В конце 70-х Мёбиус обращается к кино. Ему принадлежат визуально яркие, насыщенные концепты «Чужого», «Трона», «Бегущего по лезвию», «Бездны». В качестве художника он работал над мультфильмом «Властелины времени» и над «Пятым элементом». Место Мёбиуса в истории искусства довольно лихо определил Федерико Феллини: «Я считаю его более важным художником, чем Гюстав Доре».
 
 

Николай Копейкин


Николай Копейкин
 
Николай Копейкин, основоположник мультреализма, перенес свой принцип «рисую как могу» и в область кинорежиссуры. Вместе с коллегой по экспериментальному ансамблю «НОМ» Андреем Кагадеевым Копейкин снял вот уже четыре полных метра. Последняя работа тандема под названием «Звездный ворс» даже претендует на звание научной фантастики. По легенде, бытующей среди поклонников творчества Копейкина, те, кому не нравится «Звездный ворс», не имеют души.
 
 

Сергей «Пахом» Пахомов


Сергей Пахомов

Один из главных отечественных авангардных художников, начиная с перестройки и по сию пору, Пахом все активнее работает в кино. В частности, он выступили художником-постановщиком последних трех проектов Валерии Германики: скандального фильма «Да и да» и сериалов «Майские ленты» и «Бонус». В «Да и да» к тому же звучит песенка его сочинения «Жизнь – веселый карнавал». Также Пахом известен как актер, в первую очередь, благодаря душераздирающей роли в «Зеленом слонике».


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 6018
Обзоры

14 основных видов драматургической композиции

Важнейшая вещь, необходимая как для создания фильма, так и для его понимания — композиция драматургии. Разберем, какие основные ее формы сегодня чаще всего встречаются в кино

  • 14 января
  • 5644
Практика

Определят ли квантовые сенсоры будущее видеосъемки

Работа над созданием квантовых сенсоров для видеокамер в самом разгаре. Что же несет новая технология?

  • 13 января
  • 2679
Обзоры

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино

К выходу голливудской версии знаменитой французской комедии «1+1» вспоминаем другие случаи, когда американские студии адаптировали мировые хиты: как при этом меняются оригинальные истории и какие ремейки принесли успех, а каких лучше бы не было

  • 12 января
  • 2659
Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 2453
Практика

Еда в кино: как подать блюдо в кадре

Насколько свет меняет внешний вид продуктов? Почему иногда полезно нарушить идеальную композицию блюда? Разбираемся, какие приемы важны для съемки еды, и почему она выглядит аппетитно у Лассе Халльстрема и Софии Копполы и неприятно у Питера Гринуэя и Йоргоса Лантимоса

  • 9 января
  • 2032
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее