Обзоры

10 фильмов-долгостроев мирового кино

К скорому выходу в прокат фильма Алексея Германа «Трудно быть Богом», создание которого заняло 15 лет, tvkinoradio вспоминает другие картины, производство которых казалось вечным.

  • 21 февраля 2014
  • 1679
Павел Орлов



01. «Судьба» (Destino)
(1945-2003)
Режиссер: Доминик Монфери
Страна: США, Франция
Длительность производства: 58 лет
Наивно было бы полагать, что проект, задуманный двумя сумасшедшими гениями, Уолтом Диснеем и Сальвадором Дали, ждет легкая судьба. Однако представить, что за время производства этого всего лишь 6-минутного мультфильма успеет вырасти несколько поколений и смениться пара-тройка эпох, не мог никто. С энтузиазмом начатая Дали разработка основных мотивов и образов будущего фильма была прервана Диснеем в связи с финансовыми трудностями. Попытки возродить проект оставались безуспешными вплоть до 1999 года, когда за наброски, рисунки и инструкции Дали взялась команда Роя Диснея, племянника мультипликатора. Завершенная работа в 2004 году номинировалась на «Оскар», но главное – лишний раз доказала, что анимация вполне заслуживает статуса «высокого искусства».




02. «Вор и сапожник» (1964-1995)
Режиссер: Ричард Уильямс
Страна: Великобритания, США
Длительность производства: 31 лет
Режиссер этого мультфильма по мотивам ближневосточных сказок Ричард Уильямс никуда не спешил с производством и позволял себе вволю поэкспериментировать, поскольку работал на собственной студии и вообще стремился к тому, чтобы создать «самый грандиозный полнометражный мультфильм в истории». Параллельно «Вору и сапожнику», Уильямс успел сделать порядка двух тысяч рекламных роликов, несколько анимационных проектов, в том числе «Кто подставил кролика Роджера?», и получил пару «Оскаров». Однако связавшись в начале 90-х с Warner Bros., не сильно интересовавшейся художественными опытами автора, Уильямс потерял права на фильм. Картина в итоге была выпущена в разных редакциях, ни одна их которых не выдержала сравнения с подозрительно похожим диснеевским «Аладдином», а кроме того, не совпала с задумкой режиссера. Потому многие считают, что фильм так и остался незавершенным.



03. «Любовь и Бог» (1963-1986)
Режиссер: К. Азиф      
Страна: Индия
Длительность производства: 23 лет
Производство этого индийского фильма изначально представлялось длительным, ввиду особенностей творческого метода его режиссера. Не склонный к спешке К. Азиф ранее в течение 16 лет работал над лентой «Великий могол», что в итоге оправдалось, поскольку картина стала крупным хитом. Однако производство «Любви и Бога» сопровождалось вереницей несчастий, в том числе, смертью двух исполнителей главных ролей и самого режиссера. На экраны картину пришлось выпустить незаконченной. 



04. «Король и птица» (1948-1952, 1967-1980)
Режиссер: Поль Гримо
Страна: Франция
Длительность производства: 18 лет
Этот шедевр французской анимации по мотивам европейского фольклора запускался в производство дважды. В 1952 году после пяти лет трудоемкого производства из-за разногласий авторов, мультфильм был выпущен в незавершенном виде. Затем в 1967 году режиссер Поль Гримо взялся закончить проект, однако еще десятилетие ушло преимущественно на поиски финансирования. Готовая лента незамедлительно была признана шедевром, а в числе ее поклонников оказался сам Хаяо Миядзаки.



05. «Кофе и сигареты» (1986-2003)
Режиссер: Джим Джармуш
Страна: США                 
Длительность производства: 17 лет
Длительность производства этого культового сборника полуигровых новелл обусловлена непринужденным творческим методом Джима Джармуша. Время от времени режиссер встречался со своими знакомыми, вроде Игги Попа, Тома Уэйтса, Билла Мюррея, Роберто Бениньи и других, и в импровизационной манере разыгрывал с ними сценки о кофе, сигаретах и тщетности бытия. Сняв в таком духе достаточное количество короткометражек, режиссер объединил их в полный метр.



06. «Низина» («Долина») (1939-1954)
Режиссер: Лени Рифеншталь
Страна: ФРГ, Австрия
Длительность производства: 15 лет
Второй и последний художественный фильм Лени Рифеншталь, в котором она выступила не только как режиссер, но и как автор сценария, продюсер и исполнительница главной роли. Несмотря на покровительство Гитлера и авторитет самой Рифеншталь, съемки, проводившиеся по всей Европе, из-за войны растянулись на 4 года. Завершению картины помешала конфискация части материалов послевоенными властями, а также скандал, связанный с тем, что в качестве массовки на съемках привлекались цыгане из концлагеря, дальнейшая судьба которых оказалась незавидной. Во многом поэтому, а также потому, что к моменту запоздалой премьеры лента казалась невыносимо старомодной, ее выход на экраны был встречен прохладно.



07. «Куртизанка» (1958-1972)
Режиссер: Камал Амрохи
Страна: Индия
Длительность производства: 14 лет
Еще один долгострой индийского производства. Видимо, стремясь поразить зрителя, авторы «Куртизанки» несколько раз переснимали картину, каждый раз используя новые технические возможности. Ряд готовых черно-белых эпизодов были вновь отсняты в цвете, затем авторы соблазнились появлением широкоэкранного формата, однако часть аппаратуры оказалась бракованной. Позже возникали и другие трудности: заканчивалось финансирование, исполнительница главной роли и режиссер переживали развод, а оператор и композитор умерли. Фильм был встречен прохладно, однако из-за преждевременной гибели сыгравшей главную роль Мины Кумари, вскоре обрел культовый статус.



08. «Кровавый чай и красная ниточка» (1993-2006)
Режиссер: Кристиан Цегавски
Страна: США
Длительность производства: 13 лет
Затянувшееся производство этой психоделической сказки для взрослых было обусловлено не только ограниченным бюджетом, трудоемкой и отнимающей много времени техникой кукольной анимации. Главная причина длительности создания картины – в героизме автора. Фильм, если не считать музыкального сопровождения, создавался мультипликатором Кристиан Цегавски в одиночку.



09. «Отрочество» (2002-2014)
Режиссер: Ричард Линклейтер
Страна: США
Длительность производства: 12 лет
Экспериментальный проект Ричарда Линклейтера по своему замыслу был рассчитан на длительный производственный период. Режиссер снимал сцены фильма раз в несколько недель на протяжении 12 лет, желая таким образом добиться максимальной точности и достоверности в воспроизведении процесса взросления юного главного героя. При сходстве замысла Линклейтера с такими проектами как «Анна: от 6 до 18» или «Рожденные в СССР», уникальность «Отрочества» состоит в том, что фильм является не документальным, а художественным.



10. «Ку! Кин-дза-дза» (2005-2013)
Режиссер: Георгий Данелия, Татьяна Ильина
Страна: Россия
Длительность производства: 8 лет
Анимационное переосмысление культовой антиутопии «Кин-дза-дза!» самим автором Георгием Данелия. Причины затянувшегося производственного процесса типичны для отечественного постсоветского кино: финансовые, а также юридические проблемы. За 8 лет создания картины одни ее авторы успели повзрослеть, другие умерли. Между тем, реальность успела догнать антиутопический вымысел фильма, к примеру, правителя планеты Плюк зовут ПЖ, что невольно вызывает ассоциации с известной политической партией.


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Tom Sidorov
    Соглашусь по "Вию", тот еще долгострой, по другим слухам проект и закрывался, и бабки все тратил, что были, и только под мэйджером до ума дошел
    Развернуть

    Иван Вербицкий Москва
    Добавлю. "Князь Владимир" - анимационный фильм. 5 лет. "Вий" - по слухам 7 лет. И рекордсмен долгостроя - "Шинель" Юрия Норштейна, Анимационный фильм, который он начал снимать ещё в 80 году. С тех пор, всё ещё снимает.
    Развернуть

    Смотрите также