Главная / Практика / Археология «Звездных войн»: цифровой мир «Изгоя-один»

Археология «Звездных войн»: цифровой мир «Изгоя-один»

С возрождением «Звездных войн» во времена CGI перед командой студии Industrial Light and Magic встала занятная проблема. Ей пришлось задуматься, как зрители отнесутся к давно знакомым и привычным элементам саги, перенесенным в цифровую среду, ведь крайне важно предложить зрителям те же узнаваемые образы.

В прошлом году на английском конвенте Celebration Europe 2016, посвященном саге «Звездные войны», VFX-супервайзер студии ILM Джон Нолл поделился с фанатами своим «хобби-проектом», а заодно немного рассказал о проблемах «оцифровывания» знакомых вещей. По забавному стечению обстоятельств, хобби Нолла — это именно то, что было нужно Lucasfilm для съемок «Изгоя-один». Он в одиночку восстанавливал в цифре «Звезду смерти» и ее траншею, по которой в «Новой надежде» летали истребители , чтобы взорвать боевую станцию.

Джон НоллДжон Нолл
 

Для первого кинематографического спин-оффа франшизы «Звездных войн» студии ILM понадобилось создавать в цифре то, чего на компьютере еще никогда не создавали — «Звезду смерти» и еще множество элементов, так хорошо знакомых фанатам оригинальной трилогии. Кстати, идея «Изгоя-один» тоже принадлежит Ноллу, который, напомним, входит в число создателей программы Photoshop. Он также работал над «Пиратами Карибского моря», приквелами «Звездных войн» и на «Тихоокеанском рубеже».

Цифровая «Звезда смерти»

Съемочная модель «Звезды смерти»

Съемочная модель «Звезды смерти»

Модель в коллекции Гаса Лопеса

Модель в коллекции Гаса Лопеса

Фотореференсы, собранные Ноллом

Фотореференсы, собранные Ноллом

Фотореференсы, собранные Ноллом

Фотореференсы, собранные Ноллом

Фото модели

Фото модели

Цифровая версия, созданная для репроекции фотографии на модель

Цифровая версия, созданная для репроекции фотографии на модель

Развертка текстуры

Развертка текстуры

Развертка текстуры

Развертка текстуры

Развертка текстуры

Развертка текстуры

Финальная версия текстуры поверхности

Финальная версия текстуры поверхности

Финальная версия текстуры поверхности

Финальная версия текстуры поверхности

«Звезду смерти» в «Изгое-один» показали очень подробно. Например, ее ангар для звездолетов мы знаем очень хорошо — часть действия самого первого фильма франшизы развивалась именно там. Правда, в «Изгое-один» он не потребовался, но Нолл все равно воспроизвел его в цифре — просто для себя.

А вот создавать полную копию «Звезды смерти» все же пришлось, и это было довольно сложно. Оригинальная съемочная модель боевой станции принадлежит известному коллекционеру Гасу Лопесу, потому что сотрудники архива Lucasfilm во время переезда из Ван Ниса в Северную Калифорнию избавились от этого «мусора», решив, что сфера из оргстекла занимает слишком много места.

Теперь, чтобы воспроизвести модель в цифре, Ноллу потребовалось найти ее подробнейшие фотографии. Для этого он отправился в интернет и архив Lucasfilm. Художник собрал огромное количество снимков, которые и помогли ему восстановить рисунок поверхности космической станции. Как он это делал? Он репроецировал эти фотографии на цифровую модель, а потом «развернул» текстуру. Так он получил довольно точный рисунок панелей «Звезды смерти».

«Звезда смерти» в фильме «Изгой-один»«Звезда смерти» в фильме «Изгой-один»
 

Нолл также восстановил и траншею, по которой летели истребители, чтобы сбросить бомбы в нужное отверстие станции. Он подошел к этому процессу очень методично, точно восстанавив рисунок деталей ее поверхности. Нолл использовал кадры с компьютерной графикой, созданной для «Новой надежды» художником Ларри Куба. ILM не владеет ее оригиналами, но в интернете есть фильм о ее создании, которым Нолл и воспользовался.

Цифровая версия графики для голограммы украденных планов «Звезды смерти»

Цифровая версия графики для голограммы украденных планов «Звезды смерти»

Цифровая версия графики для голограммы украденных планов «Звезды смерти»

Цифровая версия графики для голограммы украденных планов «Звезды смерти»

Цифровая версия графики для голограммы украденных планов «Звезды смерти»

Цифровая версия графики для голограммы украденных планов «Звезды смерти»

Цифровая версия графики для голограммы украденных планов «Звезды смерти»

Цифровая версия графики для голограммы украденных планов «Звезды смерти»

Воспроизведение «траншеи» и движения камеры по ней в 3D

Воспроизведение «траншеи» и движения камеры по ней в 3D

Самое интересное, что графика Кубы не совпадает с реальной «Звездой смерти» из фильма. Об этом знают все, у кого есть глаза. Дело в том, что изначально станцию нарисовали с пушкой на экваторе, и Ларри Куба получил именно этот рисунок (мэттпейнт) как референс. Но потом оказалось, что в таком виде ее сложнее построить, и пушку передвинули на северную полусферу. Переделывать графику из украденных планов «Звезды смерти» было уже поздно, поэтому в фильме графика планов и реальная станция не совпадают.

Нолл воспроизвел всю графику пролета по траншее, восстановив ракурс камеры, скорость и последовательность смены деталей. После этого он создал все квадратные части поверхности в виде 3D-элементов.

«Нужно вернуться в историю создания кораблей и посмотреть, как же их делали. — поясняет он. — Дело в том, что поверхности кораблей в ILM создавали из наборов для сборки различных транспортных средств. Поклонники саги иногда развлекались, опознавая эти детали и внося их в базу данных, каталогизируя, что и откуда было взято. Мы решили проделать то же самое правильно и официально».

Процесс каталогизации элементов

Процесс каталогизации элементов

Процесс каталогизации элементов

Процесс каталогизации элементов

Идентификация элементов в наборах для сборки

Идентификация элементов в наборах для сборки

Идентификация элементов в наборах для сборки

Идентификация элементов в наборах для сборки

Идентификация элементов в наборах для сборки

Идентификация элементов в наборах для сборки

Цифровой каталог деталей

Цифровой каталог деталей

Поверхность «Звезды смерти» с близкого расстояния, созданная из этих деталей

Поверхность «Звезды смерти» с близкого расстояния, созданная из этих деталей

Так был создан электронный каталог деталей и наборов для сборки, из которых эти детали были  позаимствованы. Он лег в основу библиотеки 3D-элементов, составляющих поверхность кораблей саги, в том числе — новой, цифровой «Звезды смерти». Сейчас в этом каталоге около 300 деталей, что позволяет быстро воссоздать знакомую нам эстетику поверхности транспортных средств в новых фильмах.

«Тысячелетний сокол» и другие корабли

«Тысячелетний сокол» в фильме «Пробуждение силы»«Тысячелетний сокол» в фильме «Звездные войны: Пробуждение силы»

Что касается других кораблей, то здесь авторов тоже поджидал сюрприз. Впервые с ним столкнулись еще во время создания эффектов к фильму «Пробуждение Силы», когда кинематографистам пришлось создавать цифровую версию «Тысячелетнего сокола». Художники достали из архивов Lucasfilm модели, стряхнули с них пыль и принялись изучать. Оказалось, что они не идентичны. Моделей было две: метровая и полутораметровая. Художники выбрали полутораметровую модель как канон, сосканировав ее со всех сторон.

Так что тот «Сокол», что мы видели на экранах в «Пробуждении Силы» — это цифровая копия оригинальной модели корабля. Но оказалось, что все не так просто. Серый цвет выглядит разным в глазах разных людей. Кроме того, он нейтрален и отражает все, что находится вокруг, «впитывая» разные оттенки, а «Сокол» появлялся при разном освещении. К тому же даже существующие модели корабля различались окраской. Оказалось, что воспроизвести в цифре тот цвет, который помнят все поклонники саги, не так-то просто.

Поэтому окраска цифровой модели заняла у создателей все два года работы над картиной: разная тестовая аудитория реагировала на те же цвета по-разному. Кому-то казалось, что он слишком темный, а кому-то – что слишком светлый. Тоже самое относилось и к деталям покраски. Ведь в реальности, например, ржавчину на модель можно нанести пальцем и посмотреть, как она выглядит. А в цифровом мире эту ржавчину фотографируют и потом используют как текстуру. Естественно, эти две фактуры выглядят по-разному и создают разное впечатление.

Модельмейкер Грант МакКун и наборы для сборок (на полке за ним)

Модельмейкер Грант МакКун и наборы для сборок (на полке за ним)

90-сантиметровая модель крейсера Империи

90-сантиметровая модель крейсера Империи

90-сантиметровая модель крейсера Империи

90-сантиметровая модель крейсера Империи

2,5-метровая модель крейсера Империи

2,5-метровая модель крейсера Империи

Сравнение цифровой версии (справа) и 90-сантиметровой модели

Сравнение цифровой версии (справа) и 90-сантиметровой модели

Тот же фокус проделали и со звездным крейсером Империи.  В фильме «Империя наносит ответный удар» использовали две разные модели. Одна – 90 см в длину, вторая – почти два с половиной метра. В «Изгое» за основную взяли 90-сантиметровую модель, попытавшись совместить в ее цифровой версии свойства обеих моделей. Дело в том, что 90-сантиметровая подходила для «Изгоя-один» практически идеально, но в ней не было огней. Кроме того, 90-сантиметровая модель почти не имела детализации на верхней стороне, потому что ее снимали преимущественно снизу. В итоге в CG создали 90-сантиметровую, перенеся на нее некоторые детали большой модели и осветив ее. Ведь все зрители помнят массу огней крейсера. И даже в этом виде цифровая модель не выглядит абсолютно идентично.

Помещения и костюмы

База на Явине в фильме «Изгой-один»База на Явине в фильме «Изгой-один»

Но и это еще не все. Для «Изгоя-один» пришлось воспроизвести декорации базы на Явине, которые мы знаем из «Новой надежды».

Экстерьер базы в «Новой надежде» был создан с помощью мэттпейнта, его никогда не строили. Съемочная группа направилась в авиаангар в Кардингтоне (Англия) — тот самый, в котором Кристофер Нолан снимал фильм «Начало». Здесь построили вращающиеся декорации для сцен в отеле, где меняется гравитация.

Кадр из «Новой надежды»

Кадр из «Новой надежды»

Кадр из «Изгоя-один»

Кадр из «Изгоя-один»

База повстанцев на Явине из «Новой надежды»

База повстанцев на Явине из «Новой надежды»

Составная часть предыдущего кадра и ангар в Кардингтоне

Составная часть предыдущего кадра и ангар в Кардингтоне

Тот же ангар сегодня

Тот же ангар сегодня

Строительство декорации для «Изгоя-один»

Строительство декорации для «Изгоя-один»

Внутреннее пространство базы повстанцев в фильме «Новая надежда»

Внутреннее пространство базы повстанцев в фильме «Новая надежда»

Задние колонны и истребители — это фотовырезки

Задние колонны и истребители — это фотовырезки

Съемки велись в  студии «Эльстри», а не в самом ангаре

Съемки велись в  студии «Эльстри», а не в самом ангаре

Пространство ангара с декорацией на съемках «Изгоя-один»

Пространство ангара с декорацией на съемках «Изгоя-один»

Полноразмерные фотовырезки для фильма «Изгой-один»

Полноразмерные фотовырезки для фильма «Изгой-один»

Полноразмерные фотовырезки для фильма «Изгой-один»

Полноразмерные фотовырезки для фильма «Изгой-один»

Полноразмерные фотовырезки для фильма «Изгой-один»

Полноразмерные фотовырезки для фильма «Изгой-один»

Пространство декорации для «Изгоя-один»

Пространство декорации для «Изгоя-один»

Это же пространство в фильме

Это же пространство в фильме

Интерьер базы в первом фильме располагался в довольно ограниченном помещении. Например, здесь полноразмерными являются только один макет X-Wing и один макет Y-Wing, остальные корабли (и задние колонны) — это фотовырезки, призванные «раздвинуть» пространство, которого на самом деле не было.

Кинематографисты и на этот раз использовали фотовырезки для воссоздания базы повстанцев — чтобы воспроизвести знакомую эстетику и сэкономить деньги на съемках. В итоге, как мы помним, «Изгой-один» примыкает к «Новой надежде» практически без зазора. Для финальных сцен фильма также воспроизвели интерьеры кореллианского корвета Tantive IV и костюмы его команды. С последними не все так просто: у создателей «Новой надежды» было очень мало денег, поэтому многие элементы мы помним не такими, какими они были на самом деле.

Имперские штурмовики в «Новой надежде»

Имперские штурмовики в «Новой надежде»

Имперские штурмовики в «Изгое-один»

Имперские штурмовики в «Изгое-один»

Например, шлемы имперских штурмовиков были весьма грубой работы. Даже элементы вентиляции по бокам всего лишь наклеили на поверхность, а нам казалось, что это отверстия. Поэтому воспроизводить шлемы «как было» не стали, сделав более реалистичную версию — с настоящими отверстиями для вентиляции.