Главная / Практика / 10 правил для тех, кто хочет снять веб-сериал

10 правил для тех, кто хочет снять веб-сериал

Три года работая над первым в России профессиональным веб-сериалом «Район тьмы», постоянно размышляя над тем, что это такое и бесконечно экспериментируя, я вывел для себя некоторые правила, которых необходимо придерживаться, если вы решили снимать свой собственный проект в этом формате.

Особенно если у вас нет на это денег. Но очень хочется.

Стоит подчеркнуть, что веб-сериал — это художественное кино, в отличие от многочисленных видеоблогов и комедийных скетчей. Это независимый от продюсеров, телестудий и дистрибьюторов кинопродукт, который продвигается и публикуется только в интернете. В настоящее время веб-сериал наиболее независимый формат в киноиндустрии.

До «Района тьмы» я снял несколько полнометражных работ, и все — без бюджета. Под бюджетом мы понимаем государственные деньги или деньги крупных инвесторов. Без бюджета — не значит, что денег нет совсем. Это значит, что кино снимается на собственные деньги создателей и при помощи добрых друзей.

Эти правила — не догмат и не аксиома, а, скорее, рекомендации. Они субъективны, но основаны на реальном опыте создания собственного интернет-сериала. Надо понимать, что это не разовое мероприятие, когда надо поднатужиться для короткометражки — мы снимаем наш проект уже третий год.

Итак, правила.

1Веб-сериал должен сниматься дешево и быстро

1-3 смены на одну серию. Оптимальный хронометраж одной серии — проверенные временем и интернетом 10 минут.

Еще раз. Веб-сериал должен сниматься дешево. И быстро. С максимальной оптимизацией возможностей. Если вы будете снимать каждую серию по полгода, интернет вас не поймет. У него быстрый обмен веществ, и если новые серии вашего сериала не выходят более месяца, то можно закрывать лавочку.

Деньги — ищите. Не бойтесь снимать на свои. Нельзя страдать предрассудком, что «настоящие продюсеры не снимают на свои», это полная глупость.
Веб-сериал — это народное кино. Если хотите, это бульварный роман, pulp fiction. Если ближе к нам — web fiction. Это не искусство, это развлечение. Дешево и быстро — не значит плохо. Ведь главное, чтобы было интересно.

Бюджет одной серии не должен превышать 150 тысяч рублей. В идеале он должен быть менее 100 тысяч рублей. Проверено в общении с рекламодателями и при оценке их возможных затрат на интернет-рекламу. Деньги — ищите. Не бойтесь снимать на свои. Нельзя страдать предрассудком, что «настоящие продюсеры не снимают на свои», это полная глупость. Во все времена энтузиасты тратили свои кровные, чтобы начать свое дело. А для бизнесменов заложить квартиру или машину — обычное дело. Нельзя экономить на мечте, нельзя жадничать, когда речь идет о вашем будущем, о деле всей жизни, и, возможно, очень прибыльном.

Ищите спонсоров, занимайтесь краудфандингом. Никогда не останавливайтесь. Кино может быть прибыльным.

2Меньше пафоса

Как можно меньше того, что называют «киношной картинкой». Не надо дорогих камер, оптики, кранов, тележек, стедикамов. Используйте в съемке как можно меньше кинематографических изысков. Отбросьте все это.
В интернете зритель хочет поесть как дома: вкусно, дешево и сытно.
Помните, вы работаете не для кинотеатра, а для интернета. Будьте проще, и зритель к вам потянется. Сложнопостановочные сцены, слишком красивые кадры, вычурные ракурсы, гениально поставленный свет, напыщенная цветокоррекция — весь этот киношный апломб приведет к тому, что ваше кино только отпугнет зрителя. Чтобы насладиться мастерством великих творцов или посмотреть тонны великолепной графики, зритель сходит в кинотеатр. В интернете он хочет поесть как дома: вкусно, дешево и сытно. Не возводите между своим фильмом и зрителем стену. Ближе к людям!

3Всегда оставайтесь профессионалами

Снимайте только профессиональных актеров. Не снимайте друзей и родственников. Это подкупает и ведет к компромиссам, а они губительны. Достоверность существования актера в кадре, работа с состояниями, с физикой, деталями, мастерство и опыт артиста в мизансценировании — все это то, без чего кино не может существовать. И уж точно не может быть хорошим. Этим нельзя пренебрегать.

Нет правил без исключений. Друзья и родственники тоже могут быть хорошими актерами. А если актер непрофессионал и нигде не учился, работайте с типажами. Подбирайте их максимально точно. И помните, непрофессиональных актеров снимать гораздо сложнее, чем профессионалов. Если вы к этому готовы — вперед!

Люди пойдут за вами, только если они чувствуют, что вы готовы идти до конца.
Вы всегда найдете команду единомышленников, которые пойдут за вами. Но только при одном условии — если вы будете сами верить в свое дело. Гореть им. И будете готовы отдать ему всего себя. Серьезно. Это не личностный тренинг. Это реальность. Люди пойдут за вами, только если они чувствуют, что вы готовы идти до конца. Не стесняйтесь, пишите объявления в соцсетях, ищите через друзей. Не бойтесь профессиональных сообществ на ФБ и ВК. Там всегда найдутся люди, которые будут полыхать к вам ненавистью и упрекать за то, что вы ищете команду, которой не можете (!) платить гонорары. Не обращайте на них внимания. Все равно к вам придут только те, кто согласен на ваши условия. Все равно вам нужны только те, кто разделяет ваши взгляды и вашу реальность. А пока она такова. И точка.

4Актеры и сценарий — это главное, что у нас есть

Это две вещи, которые составляют 90% качества вашего фильма. Отнюдь не техника, которой у вас нет. Ищите хорошие сценарии, как искали руду первые золотоискатели. Ищите всегда, бесконечно, изо всех сил, пока не найдете. Если есть малейшие сомнения в драматургии, переписывайте сценарий бесконечное количество раз. Не жалейте сил.

Переписывайте, пока вас не проклянут и от вас не отрекутся все. Давайте прочитать сценарий равнодушным к вам людям и даже своим врагам. Именно они скажут вам правду. Вам будет больно, но вы исправите ошибки и ваш фильм станет лучше.

5Не пишите и не снимайте того, что вы не можете снять

Нет, никто не запрещает прописать в сценарии графику, съемки на Садовом кольце, с вертолета, подводные съемки, батальные сцены и гигантские взрывы. Можете писать. Вдруг ваш знакомый работает в компании, которая снимала «Аватар», а у вашей девушки родной отец руководитель столичного ГИБДД? Но если всего этого нет, не пишите сцены, подразумевающие сложную графику, сложные объекты с дорогой арендой. Снимайте проще, снимайте по силам.

Да, кино — искусство зрелища. Но найдите способ, чтобы создание вашего зрелища было адекватно вашим возможностям. Если у вас нет денег, а есть хочется, вы же не остаетесь на диване мечтать об омарах, а идете в магазин и покупаете хлеб. В конце концов, величайшее чудо огня получается из трения всего лишь двух палочек.

6Вкладывайтесь в маркетинг

Вы можете снять гениальный фильм и положить его в лесу под кустик. И там его никто и никогда не найдет. Вы снимаете для интернета, а там столько всего, что шансов остаться незамеченным слишком много.

Пишите про свои фильмы в соцсетях. Занимайтесь самостоятельной раскруткой. В сегодняшнем мире надо уметь себя подавать, продвигать. Стесняться этого — самоубийственно. Как говорил один из героев Стивена Кинга, «сегодня каждый мерзавец умеет подать себя». Будьте этим мерзавцем! Продвигайте себя. В конце концов, не реклама и не пиар решат исход битвы. Люди все равно будут оценивать не маркетинг, а продукт. Здесь все честно.

Сделайте хороший фильм, но не забудьте всем рассказать об этом.
Что касается ваших серий, оставляйте немного денег на их раскрутку. Если, конечно, ваш продукт стоит рекламы. Если нет, то переснимайте! В конце концов, реклама вам тоже может сказать правду о вашем детище. Вы рекламируете, а людям не интересно… Делайте выводы.

Реклама как хороший смачный чих, без которого вирус гриппа не был бы так успешен! Сделайте хороший фильм, но не забудьте всем рассказать об этом.

7Смотрите и читайте классику

Больше черно-белого старого кино. Именно тогда титаны кинематографа снимали максимально просто, не имея сегодняшних безграничных технических возможностей: графики, грима, компактных камер и проч. Они работали, что называется, талантом, головой, руками. Они были невероятно изобретательными. И делали это лучше, чем делают сегодня. Не про классиков будет сказано, но однажды при подготовке очередной серии «Района тьмы» мой исполнительный продюсер воскликнул: «И правда! Как только им (команде, художникам) говоришь, что денег нет, так они сразу начинают мозги включать!»

Читайте книги, потому что литература — это колосс, который стоит за маленьким, хотя и очень шустрым, мальчиком-кинематографом. Он вырос из литературы, как все искусство — родился из слова. Вы смотрите много фильмов? Отлично. Но очень часто фильмы вторичны по отношению к книгам.

8Совершенствуйте свое мастерство

При отсутствии денег и крутой техники мастерство всегда выручит вас. Поверьте, можно снять поразительной красоты и динамики захватывающую сцену на самую простую камеру. Но только при одном условии… Это надо уметь! Я не люблю расхожую фразу «кино сегодня можно снять на телефон», потому что вопрос не в телефоне, а в руке, которая его держит и направляет. Будьте мастерами, учитесь у великих мастеров. Королю саспенса Хичкоку хватало одной лишь камеры.

9Если у вас нет денег на полноценное кинопроизводство, не платите актерам, сценаристам, команде

Мы живем в такое время, что слава и известность дороже денег. Звезды интернета, рэперы, видеоблогеры не берут денег за свои ролики и выступления. Зато когда их ролики и выступления делают их известными, они сполна компенсируют свои затраты на рекламе.

Плату за труд никто не отменял. Но если у вас нет денег, не платите никому. Выбор простой — или снимать без денег или не снимать вообще. Извините, мы будем снимать!

И никогда не кичитесь тем, что вы не платите людям за работу. Помните, вы одалживаете у них их время, силы, труд. Вы их должник. Не забывайте, что вы их просите о помощи. Будьте благодарны. Всегда.

 

10Помните, что вы находитесь в абсолютно экспериментальном поле

Особенно если работаете в России. Еще вчера у нас не было ни одного веб-сериала — это формат будущего. Перед вами сложная задача. Мы все знаем, что такое кино. Это кинотеатр, прокат, телевидение, фестивали. Мы прекрасно знаем, что такое интернет. Это блоги, соцсети, мессенджеры, общение. Но мы пока не знаем, что такое веб-сериал.

Поверьте, за рубежом тоже этого не знают. Но экспериментируют. Много и по-разному. Гораздо активнее, чем наша индустрия, которая только-только просыпается на тему веб.

Мы верим, что нам удастся найти некую особую форму, тип и способ производства, которые сделают художественное игровое кино в интернете чем-то новым и особенным.
Одно ясно: в том виде, в котором кино существует в кинотеатре, оно не может существовать в интернете. В свое время идея интернет-телевидения так и погибла, не получив ни единого удачного воплощения. Хотя ей горели самые крупные и богатые каналы. Зато в полноценное ТВ превратился русский Ютьюб, где есть свои шоу, свои интервью, свои комики и свои новости. Копия телевидения.

В кино в интернете все тоже непросто. Пока непросто. Но мы верим, что нам удастся найти некую особую форму, тип и способ производства, которые сделают художественное игровое кино в интернете чем-то новым и особенным. По сути это новый формат на стыке кинематографа и интернета. И этот формат обязательно рано или поздно появится. И станет самостоятельным.


И, наконец, главное

Если вы хотите снять свой веб-сериал, вам нужны две вещи:

1. Снять первую серию.

2. Снять весь сериал.

Талант и упорство неотделимы друг от друга.

Дерзайте!