10 правил для тех, кто хочет снять веб-сериал
Три года работая над первым в России профессиональным веб-сериалом «Район тьмы», постоянно размышляя над тем, что это такое и бесконечно экспериментируя, я вывел для себя некоторые правила, которых необходимо придерживаться, если вы решили снимать свой собственный проект в этом формате.
Особенно если у вас нет на это денег. Но очень хочется.
Стоит подчеркнуть, что веб-сериал — это художественное кино, в отличие от многочисленных видеоблогов и комедийных скетчей. Это независимый от продюсеров, телестудий и дистрибьюторов кинопродукт, который продвигается и публикуется только в интернете. В настоящее время веб-сериал наиболее независимый формат в киноиндустрии.
До «Района тьмы» я снял несколько полнометражных работ, и все — без бюджета. Под бюджетом мы понимаем государственные деньги или деньги крупных инвесторов. Без бюджета — не значит, что денег нет совсем. Это значит, что кино снимается на собственные деньги создателей и при помощи добрых друзей.
Эти правила — не догмат и не аксиома, а, скорее, рекомендации. Они субъективны, но основаны на реальном опыте создания собственного интернет-сериала. Надо понимать, что это не разовое мероприятие, когда надо поднатужиться для короткометражки — мы снимаем наш проект уже третий год.
Итак, правила.
1Веб-сериал должен сниматься дешево и быстро
Еще раз. Веб-сериал должен сниматься дешево. И быстро. С максимальной оптимизацией возможностей. Если вы будете снимать каждую серию по полгода, интернет вас не поймет. У него быстрый обмен веществ, и если новые серии вашего сериала не выходят более месяца, то можно закрывать лавочку.
Деньги — ищите. Не бойтесь снимать на свои. Нельзя страдать предрассудком, что «настоящие продюсеры не снимают на свои», это полная глупость.
Бюджет одной серии не должен превышать 150 тысяч рублей. В идеале он должен быть менее 100 тысяч рублей. Проверено в общении с рекламодателями и при оценке их возможных затрат на интернет-рекламу. Деньги — ищите. Не бойтесь снимать на свои. Нельзя страдать предрассудком, что «настоящие продюсеры не снимают на свои», это полная глупость. Во все времена энтузиасты тратили свои кровные, чтобы начать свое дело. А для бизнесменов заложить квартиру или машину — обычное дело. Нельзя экономить на мечте, нельзя жадничать, когда речь идет о вашем будущем, о деле всей жизни, и, возможно, очень прибыльном.
Ищите спонсоров, занимайтесь краудфандингом. Никогда не останавливайтесь. Кино может быть прибыльным.
2Меньше пафоса
В интернете зритель хочет поесть как дома: вкусно, дешево и сытно.
3Всегда оставайтесь профессионалами
Нет правил без исключений. Друзья и родственники тоже могут быть хорошими актерами. А если актер непрофессионал и нигде не учился, работайте с типажами. Подбирайте их максимально точно. И помните, непрофессиональных актеров снимать гораздо сложнее, чем профессионалов. Если вы к этому готовы — вперед!
Люди пойдут за вами, только если они чувствуют, что вы готовы идти до конца.
4Актеры и сценарий — это главное, что у нас есть
Переписывайте, пока вас не проклянут и от вас не отрекутся все. Давайте прочитать сценарий равнодушным к вам людям и даже своим врагам. Именно они скажут вам правду. Вам будет больно, но вы исправите ошибки и ваш фильм станет лучше.
5Не пишите и не снимайте того, что вы не можете снять
Да, кино — искусство зрелища. Но найдите способ, чтобы создание вашего зрелища было адекватно вашим возможностям. Если у вас нет денег, а есть хочется, вы же не остаетесь на диване мечтать об омарах, а идете в магазин и покупаете хлеб. В конце концов, величайшее чудо огня получается из трения всего лишь двух палочек.
6Вкладывайтесь в маркетинг
Пишите про свои фильмы в соцсетях. Занимайтесь самостоятельной раскруткой. В сегодняшнем мире надо уметь себя подавать, продвигать. Стесняться этого — самоубийственно. Как говорил один из героев Стивена Кинга, «сегодня каждый мерзавец умеет подать себя». Будьте этим мерзавцем! Продвигайте себя. В конце концов, не реклама и не пиар решат исход битвы. Люди все равно будут оценивать не маркетинг, а продукт. Здесь все честно.
Сделайте хороший фильм, но не забудьте всем рассказать об этом.
Реклама как хороший смачный чих, без которого вирус гриппа не был бы так успешен! Сделайте хороший фильм, но не забудьте всем рассказать об этом.
7Смотрите и читайте классику
Читайте книги, потому что литература — это колосс, который стоит за маленьким, хотя и очень шустрым, мальчиком-кинематографом. Он вырос из литературы, как все искусство — родился из слова. Вы смотрите много фильмов? Отлично. Но очень часто фильмы вторичны по отношению к книгам.
8Совершенствуйте свое мастерство
9Если у вас нет денег на полноценное кинопроизводство, не платите актерам, сценаристам, команде
Плату за труд никто не отменял. Но если у вас нет денег, не платите никому. Выбор простой — или снимать без денег или не снимать вообще. Извините, мы будем снимать!
И никогда не кичитесь тем, что вы не платите людям за работу. Помните, вы одалживаете у них их время, силы, труд. Вы их должник. Не забывайте, что вы их просите о помощи. Будьте благодарны. Всегда.
10Помните, что вы находитесь в абсолютно экспериментальном поле
Поверьте, за рубежом тоже этого не знают. Но экспериментируют. Много и по-разному. Гораздо активнее, чем наша индустрия, которая только-только просыпается на тему веб.
Мы верим, что нам удастся найти некую особую форму, тип и способ производства, которые сделают художественное игровое кино в интернете чем-то новым и особенным.
В кино в интернете все тоже непросто. Пока непросто. Но мы верим, что нам удастся найти некую особую форму, тип и способ производства, которые сделают художественное игровое кино в интернете чем-то новым и особенным. По сути это новый формат на стыке кинематографа и интернета. И этот формат обязательно рано или поздно появится. И станет самостоятельным.
И, наконец, главное
Если вы хотите снять свой веб-сериал, вам нужны две вещи:
1. Снять первую серию.
2. Снять весь сериал.
Талант и упорство неотделимы друг от друга.
Дерзайте!