Практика

Как выбрать план для съемки диалога

Выбор ракурса может серьезно повлиять на настроение вашего фильма. Разбираемся, как сознательно использовать особенности визуального языка, чтобы добиться нужного эффекта

  • 6 июня 2017
  • 6651

Кино — это особый язык. Любое решение здесь влияет на то, как зритель интерпретирует историю. Сериалы и фильмы, так полюбившиеся аудитории, обычно четко и ясно преподносят свой сюжет. Зритель знает, как именно расшифровать творческие решения режиссера. То же самое можно сказать и о ракурсах камеры. Давайте посмотрим, что они могут рассказать вашей аудитории.
 

Разговор


Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2» Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2»
 
Диалоги — это краеугольный камень киноязыка. Они помогают раскрывать персонажей и доносить важную сюжетную информацию. Сцены с ними чаще всего довольно предсказуемы: режиссер заявляет локацию, затем приближается к героям при помощи средних планов, складывающихся в «восьмерку». Если сцена требует надрыва и ярких эмоций, камера может оказаться еще ближе к героям, вплоть до крупных планов. Да, между ними, скорее всего, будут кадры с деталями, но в этом состоят базовые принципы диалоговой сцены.

Тем не менее, даже если вы снимаете диалог стандартно, у вас есть выбор между двумя планами. Вы можете выбрать «чистый» план, где в кадре присутствует только актер, или же «грязный», в котором его покажут через плечо собеседника. Вы также можете включить в кадр только самый край плеча (на «грязном» плане могут быть любые объекты, которые даже слегка загораживают основную композицию).
 
Хотя оба плана доносят до зрителя одинаковую информацию, у каждого из них свои характеристики и особенности. Разберем некоторые из них.
 

Через плечо

 
Начиная сцену с плана «через плечо», можно задать направление и плоскость взгляда персонажей. Это не всегда понятно из общих планов, особенно когда в кадре целая группа людей.

Кадр из сериала «Ривердэйл»Кадр из сериала «Ривердэйл»

В качестве примера возьмем сериал «Ривердэйл». Перед нами довольно стандартная сцена, в которой старшеклассники обсуждают обстоятельства случившегося недавно убийства. Это групповой диалог между пятью персонажами. В этой ситуации план через плечо показывает, кто с кем разговаривает, поскольку беседа может стать довольно запутанной. Мы видим роль каждого персонажа в диалоге с помощью планов «через плечо».

Позже, в самый разгар сцены, сериал переходит на «чистые» планы, а камера становится ближе к персонажам. К сожалению, мы уже точно не знаем, с кем конкретно сейчас разговаривает Арчи.
 
В этом кадре он разговаривает с Джагхедом.
 
Кадр из сериала «Ривердэйл»Кадр из сериала «Ривердэйл»
 
В этом — с Бетти.
 
Кадр из сериала «Ривердэйл»Кадр из сериала «Ривердэйл»

Арчи лишь немного поворачивает голову, намекая, к кому он обращается. Здесь бы гораздо лучше сработал план «через плечо», поскольку так язык камеры стал бы более понятен. Авторы позже использовали несколько «грязных» планов, уточняя, с кем разговаривает главный герой.
 
Кадр из сериала «Ривердэйл»Кадр из сериала «Ривердэйл»
 
Без этого сцену стало бы сложнее воспринимать.
 
В начале легендарного диалога Аля Пачино с Робертом Де Ниро из фильма «Схватка» мы видим средний план «через плечо». Благодаря этому фильм доносит до нас часть экспозиции и двигает сюжет вперед. В данный момент нам как зрителям не нужно быть ближе к героям. По мере того, как разговор становится все более личным, а персонажи начинают обсуждать свою семейную жизнь, жену и любовницу, камера начинает приближаться, сохраняя при этом композицию «через плечо». Опять же, пока нам не нужно сокращать это расстояние. Это простая беседа между «совершенно обычными людьми», как выразился лейтенант Винсент Ханна. Это сюжетная беседа.
 
Однако она становиться гораздо мрачнее, когда Ханна говорит Макколи (Де Ниро), что он убьет его, если на кону будет жизнь ни в чем не повинного человека. В этот момент камера оказывается впереди Ханны и показывает Макколи «чисто». Последний продолжает диалог, говоря, что при необходимости убьет Ханну. Ответ этот звучит еще более угрожающе, ведь он должен запугать не только собеседника, но и зрителя. В этот момент в центре повествования сам персонаж, и камера дает нам это прочувствовать, заметно приближаясь к нему. Скорее всего, наша реакция была бы совсем другой, если бы нам пришлось наблюдать за этим через плечо Ханны.
 
 

Другие советы

 
План «через плечо» достаточно прямолинеен. Вы располагаете камеру позади второго актера и включаете его плечо и голову в кадр. Тем не менее существует несколько правил. Вам не обязательно им следовать, но они помогут сделать фильм лучше.

Кадр из фильма «Схватка»Кадр из фильма «Схватка»
 
Первое — камера должна быть на уровне взгляда актера. Помните, что зритель как наблюдатель расположен где-то поверх чьего-то плеча. Если ракурс слишком высокий или низкий, это «вырывает» его из повествования.

Второе — избегайте ракурсов, в которые будет попадать нос актера, сидящего к нам спиной. Он может привлекать к себе излишнее внимание и чаще всего показывает, что камера находится слишком далеко.
 

«Чистые» планы

 
Именно на «чистых» планах должны быть видны эмоции и реакция персонажа на произошедшие события. Однако не менее важно здесь фокусное расстояние. Если вы снимете эмоции героя на 120-миллиметровый объектив, вы отдалитесь от своего высказывания. В одном из своих интервью оператор Роджер Дикинс говорит: «Когда нужно передать ощущение, что камера находится близко, я снимаю как будто бы из личного пространства героя... Рождается чувство сопричастности... психологиески — это совсем другой эффект».
 
 
Следовательно, важно помнить, что «чистый» план требует близко расположенной камеры.
 

Переход на «чистый» план

 
Часто режиссеры и операторы переходят на «чистый» план движением камеры. Это смотрится естественнее, чем монтажная склейка с крупным планом, особенно если вы пытаетесь передать определенную эмоцию. Посмотрите сцену из «Амистада» Стивена Спилберга и представьте, насколько сильно бы повлияло на ее восприятие решение не переходить в личное пространство. Она бы очень сильно изменилась, если бы мы смотрели через плечо Джона Куинси Адамса.
 
 
Конечно, эти правила — не аксиома. Но чаще всего им стоит следовать, чтобы ваш киноязык оставался ясным и точным.
 
Источник: premiumbeat.com
 
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Дни жатвы»

Сорок лет назад на экраны вышли многострадальные «Дни жатвы» Терренса Малика, одна из самых визуально совершенных картин в истории кино. Вспоминаем обстоятельства создания картины: импровизация, естественный свет, «магический час», бунт съемочной группы и — внимание — полуслепой оператор

  • 16 сентября
  • 2556
Слова

Когда применять анаморфотную оптику

Большая глубина изображения и захватывающая работа с фонами, ограничения по композиции кадра и дороговизна в применении: ведущие российские операторы о преимуществах и недостатках анаморфотов

  • 20 сентября
  • 2524
Практика

Короткометражка без бюджета и команды: чего ждать

За последние несколько лет технологии развились достаточно сильно. Но позволят ли они самостоятельно снять короткометражный фильм? Режиссер и оператор Льюис МакГрегор решил ответить на этот вопрос

  • 15 сентября
  • 2292
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • 17 сентября
  • 1954
Практика

Приемы: Нелинейное повествование

Как запутанный порядок событий помогает известным режиссерам и сценаристам делать фильмы сложнее и интереснее

  • 13 сентября
  • 1858
Практика

Как это снято: «Игла»

«Казахская новая волна», концепция «открытого кино», Аральское море, съемки как тусовка друзей и Виктор Цой как Брюс Ли — вспоминаем, как тридцать лет назад создавался главный фильм всех «киноманов»

  • 23 сентября
  • 1729
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее