Основы мастеринга: что, как и зачем
The Mixing Engineer’s Handbook, настольная книга специалистов аудиомастеринга, очень красиво описывает этот процесс. Ее составил известный звукорежиссер, мастеринг-инженер и продюсер Бобби Овсински в виде серии интервью с профессионалами в этой области. Итак, цитата.
Вопрос автора: «В чем, по вашему мнению, заключается философия мастеринга?»
Ответ Грега Калби, известного специалиста, занимавшегося альбомами Брюса Спрингстина, Лу Рида, Джона Леннона и других музыкантов: «Главное для меня — понять, что же человек хотел сделать в своей работе, но не смог. Нельзя просто взять трек и начать заниматься мастерингом. Иногда самое сложное — осознать, чего человек хочет, «услышать» его. Однажды кто-то сказал мне слова, которые я считаю лучшим комплиментом: «Причина, по которой я всегда работаю с вами, — в том, что мое произведение звучит так же, как сделал его я, но только лучше». И это то, к чему я всегда стремлюсь! Я не пытаюсь изменить микс — я пытаюсь его улучшить, усилить. Я беру чужую идею и работаю до тех пор, пока не почувствую: вот оно».
Грег Калби
Теперь же хочется подробнее познакомиться с самим процессом мастеринга.
Что это такое
С технической точки зрения мастеринг описать довольно просто. С одной стороны — студия звукозаписи, с другой — завод-изготовитель, и между ними есть промежуточный этап, где происходит обработка и подготовка материала для последующего копирования и распространения, а также мастеринг. Само это понятие появилось вместе с виниловыми пластинками и включало в себя комплекс мер по созданию мастер-диска, с которого затем выполнялся тираж виниловых дисков. О высококлассных специалистах мастеринга бродит много мифов, в том числе об их заработках и студиях с чуть ли не мистическим оборудованием (непременно ламповым с позолоченными контактами). Но давайте все же вернемся к реальности.
Первый принцип мастеринга гласит: «Изменяя что-либо, вы изменяете все!» Поскольку мастеринг-инженер имеет дело не с отдельными инструментами (в отличие от звукорежиссера сведения), а с готовой сведенной фонограммой, то он не может просто так взять и улучшить что-то одно. В результате всегда получается ухудшение чего-то другого. Таким образом, мастеринг — своего рода искусство компромиссов, искусство понимания, что возможно сделать в определенной ситуации. Что же кроется за этими словами технологически?
Зачем это нужно
Первое, с чем приходится столкнуться мастеринг-инженеру — это разница в студиях и классе аппаратуры, при помощи которой записывают произведения, входящие в альбом (фонограмму). Отсюда и первая задача — приведение всего проекта к единому стилю, вне зависимости от исходных данных. Запись после мастеринга должна одинаково хорошо звучать как через мощные высококачественные мониторы в студии, так и через дешевую бытовую аудиосистему. В идеале мастеринг делает хорошую запись отличной, а среднюю — хорошей.
Второе — необходимость сделать восприятие динамического диапазона и частотного баланса комфортным, а также увеличить прозрачность звучания, если это возможно и соответствует стилю музыки. В свое время продюсеры выявили одну интересную особенность: те записи, которые звучат на радио громче, воспринимаются слушателями лучше, чем «тихие». Естественно, этот факт приводит к повышению «продаваемости», привнося таким образом в техническую составляющую работы мастеринг-инженера творческий аспект — он вмешивается в звучание фонограммы.
Третье — контроль за отсутствием артефактов в фонограмме.
Четвертое — достижение конкурентоспособной громкости без ухудшения качества звучания.
Условия и требования
Есть определенные рекомендации по обработке фонограмм, которые необходимо учитывать, приступая к работе. К примеру, процедуру шумоподавления нужно выполнять до компрессии сигнала, поскольку компрессор «выжмет» все шумы на поверхность и их уже сложнее будет обработать. Ну а компрессия, в свою очередь, выполняется только после обработки в эквалайзере. Аудиолимитер всегда стоит в конце всей цепочки.
Особые требования предъявляются к помещению для мастеринга. Оно отличается от студии звукозаписи. Ожидаемой огромной студийной микшерной консоли (каналов эдак на 96), которая для многих является символом большой и хорошей студии, здесь нет. В мастеринговых студиях микшерный пульт может быть небольшим, размеры помещения также более скромные. Зато поражает обилие приборов для финальной обработки звука — эквалайзеров, компрессоров, генераторов дитера (от английского «dither»), которые, как ни странно, создают шум — добавление его к цифровой записи минимизирует шумы квантования, делая ее более приятной на слух.
Оборудование и начало процесса
Теперь, когда стало понятно, о чем идет речь, выстроим процесс мастеринга, который включает в себя несколько этапов. Сперва это критическое и неоднократное прослушивание фонограмм, затем — редактирование и монтаж, выстраивание уровней и динамическая обработка, частотная коррекция и вывод на мастер-носитель. Представим, что на старте проекта имеется цифровой источник, а сам процесс будет включать в себя аналоговую и цифровую обработку сигнала.
Итак, фонограмма загружена в рабочую станцию, и первым в ход идет цифро-аналоговый преобразователь. Он будет конвертировать исходный цифровой сигнал в аналоговый для дальнейшей коррекции частотного и динамического диапазонов. При использовании аналогового источника преобразователь не требуется.
Prism Sound DA-2 DA Converter
В данном случае может подойти высококачественная продукция английской фирмы Prism Media Products Ltd (Prism Sound DA-2 DA Converter), швейцарской фирмы Weiss Engineering Ltd (Weiss DAC2) или компании Benchmark Media Systems (Benchmark DAC3) из США. Разница в качестве обрабатываемого сигнала у этих аппаратов практически незаметна, что позволяет использовать любую из моделей.
Далее в цепочке стоит аналоговый эквалайзер. Родоначальником этих устройств считают инженера из компании ITI Берджесса Макнила. Используя идею Джорджа Массенбурга из этой же компании, он изготовил первый эквалайзер еще в 1971 году. Кроме того, они же разработали стандарт для мастеринговых эквалайзеров: это параметрический эквалайзер с перестраиваемой (sweep-tunable) регулируемой полосой пропускания.
Эквалайзер GML 8200
Впоследствии, после распада фирмы ITI в 1982 году, Джордж Массенбург основал компанию GML, Inc. Вот один из предлагаемых его компанией параметрических высококачественных эквалайзеров модели 8200. Вышеназванная фирма Prism Media Products Ltd также производит высококачественные эквалайзеры, к примеру Maselec MEA-2. Ну, и для примера, еще один образец — продукция компании Manley Laboratories, Inc, эквалайзер Manley Massive Passive.
Следующим в цепочке обработки сигнала стоит компрессор: о нем и о многом другом вы узнаете в продолжении статьи.