Практика

Основы мастеринга: что, как и зачем

Начинаем рассматривать мастеринг как с творческой, так и с технологической точки зрения. В этот раз речь пойдет о процессе в целом, его целях, необходимом помещении, а также о цифро-аналоговых преобразователях и аналоговых эквалайзерах

  • 22 марта 2017
  • 4964
Василий Гуляев

Мастеринг — это финальный процесс обработки фонограмм перед производством компакт-диска, своего рода последние штрихи, улучшающие звучание или убирающие проблемные места в фонограмме. 

The Mixing Engineer's Handbook, настольная книга специалистов аудиомастеринга, очень красиво описывает этот процесс. Ее составил известный звукорежиссер, мастеринг-инженер и продюсер Бобби Овсински в виде серии интервью с профессионалами в этой области. Итак, цитата.

The Mixing Engineer's Handbook


Вопрос автора: «В чем, по вашему мнению, заключается философия мастеринга?»

Ответ Грега Калби, известного специалиста, занимавшегося альбомами Брюса Спрингстина, Лу Рида, Джона Леннона и других музыкантов: «Главное для меня — понять, что же человек хотел сделать в своей работе, но не смог. Нельзя просто взять трек и начать заниматься мастерингом. Иногда самое сложное — осознать, чего человек хочет, "услышать" его. Однажды кто-то сказал мне слова, которые я считаю лучшим комплиментом: "Причина, по которой я всегда работаю с вами, — в том, что мое произведение звучит так же, как сделал его я, но только лучше". И это то, к чему я всегда стремлюсь! Я не пытаюсь изменить микс — я пытаюсь его улучшить, усилить. Я беру чужую идею и работаю до тех пор, пока не почувствую: вот оно».

Грег Калби

Теперь же хочется подробнее познакомиться с самим процессом мастеринга.
 

Что это такое





С технической точки зрения мастеринг описать довольно просто. С одной стороны — студия звукозаписи, с другой — завод-изготовитель, и между ними есть промежуточный этап, где происходит обработка и подготовка материала для последующего копирования и распространения, а также мастеринг. Само это понятие появилось вместе с виниловыми пластинками и включало в себя комплекс мер по созданию мастер-диска, с которого затем выполнялся тираж виниловых дисков. О высококлассных специалистах мастеринга бродит много мифов, в том числе об их заработках и студиях с чуть ли не мистическим оборудованием (непременно ламповым с позолоченными контактами). Но давайте все же вернемся к реальности.

Первый принцип мастеринга гласит: «Изменяя что-либо, вы изменяете все!» Поскольку мастеринг-инженер имеет дело не с отдельными инструментами (в отличие от звукорежиссера сведения), а с готовой сведенной фонограммой, то он не может просто так взять и улучшить что-то одно. В результате всегда получается ухудшение чего-то другого. Таким образом, мастеринг — своего рода искусство компромиссов, искусство понимания, что возможно сделать в определенной ситуации. Что же кроется за этими словами технологически?
 

Зачем это нужно 





Первое, с чем приходится столкнуться мастеринг-инженеру — это разница в студиях и классе аппаратуры, при помощи которой записывают произведения, входящие в альбом (фонограмму). Отсюда и первая задача — приведение всего проекта к единому стилю, вне зависимости от исходных данных. Запись после мастеринга должна одинаково хорошо звучать как через мощные высококачественные мониторы в студии, так и через дешевую бытовую аудиосистему. В идеале мастеринг делает хорошую запись отличной, а среднюю — хорошей.

Второе — необходимость сделать восприятие динамического диапазона и частотного баланса комфортным, а также увеличить прозрачность звучания, если это возможно и соответствует стилю музыки. В свое время продюсеры выявили одну интересную особенность: те записи, которые звучат на радио громче, воспринимаются слушателями лучше, чем «тихие». Естественно, этот факт приводит к повышению «продаваемости», привнося таким образом в техническую составляющую работы мастеринг-инженера творческий аспект — он вмешивается в звучание фонограммы.  




Третье — контроль за отсутствием артефактов в фонограмме.

Четвертое — достижение конкурентоспособной громкости без ухудшения качества звучания.
 

Условия и требования





Есть определенные рекомендации по обработке фонограмм, которые необходимо учитывать, приступая к работе. К примеру, процедуру шумоподавления нужно выполнять до компрессии сигнала, поскольку компрессор «выжмет» все шумы на поверхность и их уже сложнее будет обработать. Ну а компрессия, в свою очередь, выполняется только после обработки в эквалайзере. Аудиолимитер всегда стоит в конце всей цепочки.

Особые требования предъявляются к помещению для мастеринга. Оно отличается от студии звукозаписи. Ожидаемой огромной студийной микшерной консоли (каналов эдак на 96), которая для многих является символом большой и хорошей студии, здесь нет. В мастеринговых студиях микшерный пульт может быть небольшим, размеры помещения также более скромные. Зато поражает обилие приборов для финальной обработки звука — эквалайзеров, компрессоров, генераторов дитера (от английского "dither"), которые, как ни странно, создают шум — добавление его к цифровой записи минимизирует шумы квантования, делая ее более приятной на слух.
 

Оборудование и начало процесса


Грэг ГэлбиГрег Калби

Теперь, когда стало понятно, о чем идет речь, выстроим процесс мастеринга, который включает в себя несколько этапов. Сперва это критическое и неоднократное прослушивание фонограмм, затем — редактирование и монтаж, выстраивание уровней и динамическая обработка, частотная коррекция и вывод на мастер-носитель. Представим, что на старте проекта имеется цифровой источник, а сам процесс будет включать в себя аналоговую и цифровую обработку сигнала.

Итак, фонограмма загружена в рабочую станцию, и первым в ход идет цифро-аналоговый преобразователь. Он будет конвертировать исходный цифровой сигнал в аналоговый для дальнейшей коррекции частотного и динамического диапазонов. При использовании аналогового источника преобразователь не требуется.

Prism Sound DA-2 DA ConverterPrism Sound DA-2 DA Converter

В данном случае может подойти высококачественная продукция английской фирмы Prism Media Products Ltd (Prism Sound DA-2 DA Converter), швейцарской фирмы Weiss Engineering Ltd (Weiss DAC2) или компании Benchmark Media Systems (Benchmark DAC3) из США. Разница в качестве обрабатываемого сигнала у этих аппаратов практически незаметна, что позволяет использовать любую из моделей.

Далее в цепочке стоит аналоговый эквалайзер. Родоначальником этих устройств считают инженера из компании ITI Берджесса Макнила. Используя идею Джорджа Массенбурга из этой же компании, он изготовил первый эквалайзер еще в 1971 году. Кроме того, они же разработали стандарт для мастеринговых эквалайзеров: это параметрический эквалайзер с перестраиваемой (sweep-tunable) регулируемой полосой пропускания.

Эквалайзер GML  8200Эквалайзер GML  8200

Впоследствии, после распада фирмы ITI в 1982 году, Джордж Массенбург основал компанию GML, Inc. Вот один из предлагаемых его компанией параметрических высококачественных эквалайзеров модели 8200. Вышеназванная фирма Prism Media Products Ltd также производит высококачественные эквалайзеры, к примеру Maselec MEA-2. Ну, и для примера, еще один образец — продукция компании Manley Laboratories, Inc, эквалайзер Manley Massive Passive.

Следующим в цепочке обработки сигнала стоит компрессор: о нем и о многом другом вы узнаете в продолжении статьи.


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 типичных ошибок студенческих фильмов и как их избежать

С чего начинаются все ошибки начинающих режиссеров, зачем их анализировать и что делать, чтобы их не допускать

  • 10 апреля
  • 5445
Обзоры

Не узнаю вас в гриме: 8 актеров, известных ролями в пластическом гриме

Творческая судьба некоторых актеров складывается так, что, несмотря на обилие известных ролей, массовый зритель не знает их в лицо. Вспоминаем артистов, чьим призванием стала игра в пластическом гриме

  • 15 апреля
  • 4976
Практика

Основные этапы и главные ошибки цветокоррекции

Что такое LUT, как оценивать тени и свет, контролировать яркость и не допускать распространенных ошибок: об этом — в новой статье колориста и моушн-дизайнера Олега Шарабанова в рамках спецпрокта «Берем Canon на тест»

  • 12 апреля
  • 4448
Практика

Как это снято: «Такси»

До экранов скоро доберется уже пятое «Такси», а между тем первая часть франшизы вышла ровно двадцать лет назад. Разбираемся, в чем секрет мирового успеха фарнцузской экшн-комедии: драматургическая схема, смелый кастинг и сорок разбитых автомобилей

  • 12 апреля
  • 2730
Практика

«В любом сюжете должны быть три составляющие: любовь, смерть, власть»: мастер-класс Пола Брауна о сценарном мастерстве

Что такое hyper-power для сценаристов, почему мы должны читать свои сценарии прежде всего перед женщиной и чем плох идеальный хэппи-энд: вспоминаем, о чем на 15-ой выставке CPS-2018 говорил сценарист, режиссер и продюсер Пол Браун, преподаватель New York Film Academy

  • 9 апреля
  • 2418
Слова

«Много хороших кадров упустишь, если постоянно себя жалеть»

Режиссер-оператор Максим Арбугаев — о том, как студенту из ВГИКа попасть в международный проект и стать лауреатом «Сандэнса». Его фильм «Генезис 2.0», снятый со швейцарским режиссером Кристианом Фраем, покажут на Московском кинофестивале

  • 9 апреля
  • 2379
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее