Практика

Основы мастеринга: завершающие этапы

Аналогово-цифровой преобразователь, компрессор и аудиолимитер: что это, как это используют и о чем надо помнить, приступая к мастерингу

  • 29 марта 2017
  • 2306
Василий Гуляев

О сути процесса и его начальных стадиях читайте в первой части нашей статьи.
 

Компрессор


Следом за аналоговым эквалайзером в цепочке обработки стоит компрессор (от английского «compress» — сжимать). Это звуковое оборудование предназначено исключительно для профессиональных целей и в бытовой сфере встречается крайне редко. Цель компрессора — сжимать динамический диапазон обрабатываемого аудиосигнала, то есть делать менее ощутимой разницу между самыми тихими и самыми громкими звуками. Проще говоря, компрессор автоматически регулирует громкость, позволяя расслышать каждый нюанс звука. Существует понижающая компрессия, когда громкий уровень понижается выше определенного порога, и повышающая — когда звуки ниже определенного порога повышаются, не затрагивая при этом то, что выше порога.

Основы мастеринга: завершающие этапы


Недокомпрессированность трека заметна по малоразборчивому вокалу (чаще всего в нем почти полностью пропадают согласные буквы), незаметной бас-гитаре, которая появляется лишь эпизодически виде отдельных нот, и барабанам, утратившим свой kick-эффект (эффект «пинка» и «удара»).

Компрессия же, при ее правильном применении, делает фонограмму более плотной, четче выделяя вокал, делая басы и барабаны ярче и выравнивая звуковой диапазон звучания. В качестве примера можно привести певца, который исполняет произведение очень тихо, почти шепотом, а потом резко переходит на максимальную громкость, практически крик. При правильной компрессии слушатель отчетливо слышит его шепот, а крик вполне укладывается в нормальную громкость.

GML Model 2030  George Massenburg LabsGML Model 2030  George Massenburg Labs

Среди компрессоров  можно  выделить  такие  именитые  приборы,  как GML Model 2030 производства George Massenburg Labs, Manley Variable MU который выпускает Manley Laboratories, Inc, PrismSound MLA2 компании Prism Media Products Ltd и так далее.
 

Аудиолимитер и аналогово-цифровой преобразователь


На следующем этапе в дело вступает лимитер (аудиолимитер), который может быть как аналоговым (к примеру, в нашем случае), так и цифровым: он служит для ограничения динамического диапазона. Термин происходит от английского "limiter" — «ограничитель». Он очень схож по своим задачам и принципу работы с максимайзером — их даже иногда путают. Задача максимайзера — как можно сильнее повысить уровень звука, не допуская при этом искажения формы сигнала (клиппинга).

Что-то общее у лимитера есть и с компрессором: его основная задача — подавление кратковременных всплесков уровня (пиков) при выравнивании динамики сигнала.  Основное их отличие — скорость реагирования на кратковременные изменения уровня сигнала: у лимитера она максимально быстрая. Реагирование лимитера происходит практически мгновенно, и поэтому его устанавливают после компрессора, чтобы ловить самые громкие пики сигнала. Компрессор бы их пропустил вследствие большего времени атаки ("attack" — время с момента превышения порогового значения до момента достижения заданного значения).

В качестве образца лимитера можно снова представить один из продуктов уже упоминавшейся Prism Media Products Ltd — MPL-2 Peak & H.F. Limiter

Prism Media Products Ltd — MPL-2 Peak & H.F. Limiter. Prism Media Products Ltd — MPL-2 Peak & H.F. Limiter

Кстати, серию Maselec, куда входит все упоминавшееся оборудование фирмы Prism Sound, разработал инженер и продюсер Лейф Мейсез (Leif Mases), работавший со знаменитыми Abba, Led Zeppelin и Black Sabbath.

Lavry Engineering AD122-96 MKIIILavry Engineering AD122-96 MKIII

Завершает аналоговую часть обработки сигнала другой преобразователь — аналого-цифровой. И тут не обходится без Prism Sound:  она предлагает AD-2 Converter. Еще один аппарат выпускает фирма Lavry Engineering (США) — модель называется AD122-96 MKIII. Можно использовать и оборудование уже упоминавшейся ранее швейцарской компании Weiss Engineering Ltd — ADC-2.
 

Цифровая обработка


Цифровой эквалайзер Weiss EQ 1 Z-Systems Audio EngineeringЦифровой эквалайзер Weiss EQ 1 Z-Systems Audio Engineering

Мы вели речь об обработке сигнала в аналоговом режиме. Справедливости ради следует упомянуть о возможности обработки аудиотреков и в чисто цифровом виде. В частности, упоминавшиеся аналоговые эквалайзеры можно заменить на цифровые — модели Weiss EQ 1 или динамические процессоры Z-Sys ZQ-2 компании Z-Systems Audio Engineering из США. В качестве компрессора/лимитера можно использовать динамический процессор Weiss DS1-MK 3: он совмещает функции сразу двух упомянутых аналоговых устройств.
 

Заключение





В завершение этого ознакомительного экскурса в мастеринг важно еще раз отметить: можно установить кучу суперсовременного и дорогого оборудования в качественную студию, но все это не заменит опытного, думающего, знающего мастеринг-инженера. Только он может найти индивидуальный подход к любой фонограмме и подобрать свои настройки для каждого из приборов. Его возможности огромны, но не меньше и ответственность: перед исполнителем, музыкантами, продюсером и слушателями.  

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 4318
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2655
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 2037
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1730
Практика

Мастер: Брайан Де Пальма

Разгул секса и насилия, вуайеризм и субъективная камера, зональные линзы и сплит-скрин, цитаты Хичкока и Эйзенштейна — разбираем стиль Брайана Де Пальмы, мастера китчевого триллера и автора таких хитов, как «Кэрри», «Лицо со шрамом» и «Неприкасаемые»

  • 6 июня
  • 1272
Техника

Камеры Канн-2019: от ALEXA Mini до «Красногорска-3»

Смотрим, какими камерами снимались фильмы Каннского кинофестиваля этого года: господство ALEXA Mini, эксперименты с Sony, Canon и Panasonic, а также дань пленочной традиции

  • 13 июня
  • 1217
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее