Главная / Практика / Приемы: Домакетка

Приемы: Домакетка

Ранее мы рассказали о дорисовках и живописных задниках, которые экономили миллионы долларов на постройке декораций и работе на локации. На этот раз сосредоточим внимание на домакетках.

Домакетка (или по-английски foreground/hanging miniature) — это макет того или иного здания, расположенный  так, чтобы визуально полностью сливаться с частичной декорацией. Макет как бы «достраивал» (или «домакечивал») декорацию, отсюда и его название. На экране же зритель видел единую картину и не догадывался, что все это — иллюзия. 

При взгляде через объектив домакетка сливается с декорацией в единое целое. При этом макет оказывается над головами играющих на фоне декорации актеров.

Придумали этот метод (во всяком случае, остались в анналах истории как его изобретатели) художник-постановщик ленты «Бен-Гур: История Христа» (1925) Седрик Гиббонс и А. Арнольд Гиллеспи, на тот момент арт-директор фильма, а позднее — глава отдела спецэффектов студии MGM. 

Неизвестно, почему при этом история умалчивает о более раннем применении домакетки в фильме «Горбун из Нотр-Дама» (1923), но у меня есть догадка. «Бен-Гур» находился в производстве более двух лет, и создание фильма было проблемным: менялись режиссеры и даже актеры на главную роль.  Большую часть картины пришлось переснимать заново (включая сцену гонки на колесницах, для которой изначально и придумали домакетку). Так что, возможно, домакетку и правда впервые применили именно на съемках этого фильма, а «Горбун из Нотр-Дама» просто вышел на экраны раньше, потому что был проще.

Место съемок фильма «Бен-Гур: История Христа» (1925)Место съемок фильма «Бен-Гур: История Христа» (1925)

Домакетка и декорация на фильме «Бен-Гур: История Христа» (1925), если смотреть с неправильного ракурса. Именно эта версия стадиона Circus Maximus в фильм в итоге не попала. Ее создали в Италии, а появившийся в картине ипподром был заново построен и снят в Калифорнии.

Место съемок фильма «Бен-Гур: История Христа» (1925)Место съемок фильма «Бен-Гур: История Христа» (1925)

Те же домакетка и декорация, если смотреть с нужного ракурса через нужный объектив.

Чтобы сэкономить бюджет, Гиббонс и Гиллеспи построили только нижнюю часть ипподрома Circus Maximus в натуральную величину, а верхнюю часть создали в виде частичного макета, который подвесили перед камерой так, чтобы обе части совпали, образовав единое целое (отсюда, кстати, одно из англоязычных названий приема — «висящая миниатюра»). Их версия была довольно сложной, ведь люди на нижних ярусах ипподрома вставали с мест и двигались. Нужно было сделать так, чтобы куклы, представляющие зрителей на верхних ярусах, тоже могли вставать со своих мест. Кукол приклеили на плашки, для которых в боках миниатюры имелись вертикальные проемы, и аниматоры могли приподнимать ряды «поддельных» зрителей, чтобы как-то оживить искусственную людскую массу. Камера могла даже панорамировать вдоль зрительных рядов ипподрома, не теряя «синхронизации» домакетки с полноразмерной декорацией.  

Главным преимуществом домактеки перед дорисовкой является то, что она участвует в съемке на локации, а потому освещается тем же солнцем, что и декорация. Следовательно, кинематографистам не приходится волноваться о совпадении освещения на актерах и миниатюрах. Среди минусов может быть, например, случай, когда перед созданным с помощью домакетки замком есть озеро, в котором как-то нужно добиться отражения этого несуществующего строения. Но и для этой ситуации у волшебников кино есть свои приемы. Одним словом, домакетка прочно заняла свое место в ряду популярных спецэффектных приемов. Ее активно использовали и в советском кино. Например, в 20-е годы Сергей Эйзенштейн ездил в Голливуд и выведал множество секретов американских кинематографистов. Одним из таких секретов была и домакетка, которую Эйзенштейн благополучно использовал в своих фильмах.

Сергей Эйзенштейн с домакеткой на съемках фильма «Александр Невский» (1938)
Сергей Эйзенштейн с домакеткой на съемках фильма «Александр Невский» (1938)

Одним из больших мастеров домакетки был, например, итальянец Эмилио Руис дель Рио. Он часто работал на лентах продюсера Дино Де Лаурентиса. Например — на «Рыжей Соне» (1985) и «Дюне» (1984).

Полноразмерные части декорации для сцены прибытия Атридесов на Дюну построили на автостоянке неработающего стадиона, на другой стороне которого стояли леса с домакеткой космического корабля и крошечными фигурками солдат. Когда камера смотрела через отверстие в домакетке, вся картинка складывалась в единое целое. Этот фокус Эмилио Руис повторил еще в нескольких сценах «Дюны».

Частичная декорация

Частичная декорация

Домакетка

Домакетка

Финальный кадр

Финальный кадр

Иногда домакетку строят с применением усиленной перспективы, чтобы сократить реальное пространство, необходимое для создания сцены. Ниже — кадр из фильма Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени» (1977) с использованием подобного приема. Шестиметровый корабль находился прямо перед камерой, а актеры разыгрывали сцену на расстоянии 400 метров от нее.

Кадр из фильма «Близкие контакты третьей степени» (1977)

Кадр из фильма «Близкие контакты третьей степени» (1977)

Тот самый макет, «припаркованный» на стоянке (справа)

Тот самый макет, «припаркованный» на стоянке (справа)

Интересный случай применения домакетки был на съемках фильма «Искры из глаз». По сюжету герои взрывают мост, ведущий к российской военной базе в Афганистане. На самом деле съемочный мост достигал всего шести метров в высоту и был совершенно прозаичным. Чтобы украсить кадр и сделать экшн более опасным, Джон Ричардсон построил домакетку, визуально увеличивающую высоту моста до 50 метров.

Домакетка достигала размеров 6 метров в длину и 1,3 метра в высоту, и находилась на расстоянии 7 метров от камеры, а реальный мост располагался на 300 метров дальше. Каньон построен из гипса, мост из дерева, а река — это целлофановая бумага, приклеенная поверх раскрашенной  фанеры. Над мостом летел настоящий самолет Hercules, а настоящие танки на мосту стреляли из орудий.

Кадр из фильма «Искры из глаз» (1987). Настоящий мост заканчивается там, где его касаются шины реальной техники и лошадей. Все, что вы видите ниже — это домакетка: каньон, опоры моста и река

Кадр из фильма «Искры из глаз» (1987). Настоящий мост заканчивается там, где его касаются шины реальной техники и лошадей. Все, что вы видите ниже — это домакетка: каньон, опоры моста и река

Реальный съемочный мост

Реальный съемочный мост

Домакетка и мост на заднем плане

Домакетка и мост на заднем плане

И еще один, правда, для разнообразия, неудачный пример использования домакетки — в советском сериале «Гостья из будущего»: кроме того, что модель совершенно очевидно висит перед камерой, персонажи, дойдя до нее, начинают в ней отражаться, дополнительно разрушая иллюзию.

Кадр из фильма «Гостья из будущего»Кадр из фильма «Гостья из будущего»

Что-то не склеилось у наших телевизионных кинематографистов. Домакетка выдает себя еще и потому, что от здания нет тени, а она должна падать, как и от актеров, чуть назад и влево

Технология благополучно дожила до цифровой эры, после чего ее заменили цифровые объекты (digital set extension), о которых мы и поговорим в следующий раз.