Вячеслав Моше Кантор: как научить толерантности через искусство
От коллекции к музею
Вячеслав Моше Кантор известен во всём мире не только как крупный бизнесмен в прошлом и выдающийся общественник в настоящем, но и как один из самых влиятельных деятелей сферы искусства и коллекционирования искусства на международном уровне. Свою страсть к коллекционированию произведений искусства он проявил ещё в годы бытности главой бизнеса, которым он уже не является, но вот меценатом и ценителем культуры остался. От других коллекционеров, пожалуй, Вячеслава Моше Кантора отличает то, что в выборе картин и художников для пополнения своей коллекции он неизменно придерживается общей идеи – в частности, темы толерантности в истории, в прошлом и настоящем человечества, и в истории еврейского народа в особенности.
Коллекция Вячеслава Моше Кантора уникальна уже потому, что стала одним из крупнейших во всём мире собраний работ авангардистов, преимущественно – русского и еврейского происхождения, потому что как раз эти мастера стояли у истоков всего движения. Отличает эту коллекцию ещё и то, что от широкой публики она не спрятана – на её основе меценат основал Музей искусства авангарда, известный также как МАГМА, и работы из его запасников нередко принимают участие в выставках по всему миру.
Иллюстрация толерантности
Выбор работ художников с еврейскими корнями имеет много объяснений для Вячеслава Моше кантора. Это и его собственное происхождение, и вовлечённость в жизнь еврейских общин не только в России, но и на уровне Европы, что в своё время обеспечило ему возможность выдвигать кандидатуру на пост президента сначала Российского, а затем и Европейского еврейского конгресса – и даже одержать победу на этих выборах. Заинтересован меценат и в том, чтобы русский зритель наконец имел возможность увидеть полотна мастеров, которые когда-то вышли из России, но из-за испытаний первой половины XX века оказались в самых разных странах Европы и мира – вплоть до того, что страны эти «присвоили» себе и самих художников, и их наследие.
Тот факт, что художники эти, многие – евреи по рождению – в самые непростые для всего народа годы смогли не только найти себе место для жизни, но и получили достаточно поддержки и вдохновения для творчества, Вячеслав Моше Кантор уже само по себе считает иллюстрацией не только толерантности как таковой, но и её созидательного влияния. Умение принимать новое без осуждения и дискриминации – это и есть высшая ценность толерантности, благодаря которой человечество покоряет всё новые и новые высоты, считает эксперт.
Урок будущему
МАГМА в этом смысле стала своеобразным подарком Вячеслава Моше Кантора людям – подарком, призванном научить как раз ценностям и даже необходимости толерантности для того, чтобы человечество развивалось и дальше, а разные народы и группы людей, несмотря на все сложности, работали вместе конструктивно и для всеобщего блага. Искусство, уверен Вячеслав Моше Кантор, особенно ценно именно потому, что разговаривает напрямую с человеческой душой – и способно будить в человеке эти созидательные порывы.
Россию на мировой арене нередко воспринимают прежде всего как источник полезных ресурсов, однако Вячеслав Моше Кантор считает это несправедливым. И достижения мастеров, вроде тех, чьи работы собраны в его коллекции, как раз напоминают о том, что в культурной сфере на мировом уровне именно Россия и выходцы из неё стояли как раз в авангарде нововведений и изменений, повлиявших на международную сферу прекрасного.
Еще по теме

12 ожидаемых боевиков 2025 года
10 провальных фильмов, ставших культовой классикой

Правила оператора Ильи Демина
10 приложений для режиссеров

Рецензия на фильм “Чебурашка”: почему он стал самым кассовым в истории?

10 лучших фильмов про поваров
