Главная / Подборки / 15 фильмов «Артдокфеста»: «архивный хоррор», 96 кадров в секунду, последний Расторгуев и ранний Путин

15 фильмов «Артдокфеста»: «архивный хоррор», 96 кадров в секунду, последний Расторгуев и ранний Путин

Фильм открытия

«Сын» (Александр Абатуров; Франция-Россия)

Трейлер фильма «Сын» (2018)

Нынешний «Артдокфест» открывается картиной, ранее участвовавшей в программе Берлинского кинофестиваля. В ленте показан тяжелый путь новобранца, проходящего учебку в российской армии. Режиссер отправляется по следам своего двоюродного брата-контрактника, погибшего во время спецоперации в Дагестане. Шаг за шагом автор показывает суровый механизм российской армии и незавидную судьбу ее отдельно взятого «винтика».

Конкурсная программа

«Процесс» (Сергей Лозница; Нидерланды)

Трейлер фильма «Процесс» (2018)

Сергей Лозница продолжает работать в формате монтажного кино, в котором ему, кажется, нет равных. На этот раз в фокусе его внимания репрессии. Режиссер реконструирует один из первых публичных судебных процессов эпохи сталинского террора — так называемое дело Промпартии 1930 года. Хотя все сделано исключительно на основе архивных материалов, не покидает ощущение воистину кафкианского абсурда (что заявлено уже в названии) — понимая сфабрикованность дела, мы становимся свидетелями спектакля самооговора. Это, а также леденящая монотонность действия дали повод окрестить ленту «архивным хоррором». Любопытно, что «Артдокфест» собрал все три фильма Лозницы, участвовавшие в трех крупнейших кинофестивалях этого года: мировая премьера «Процесса» состоялась в Венеции, в Берлине демонстрировались документальный «День победы», а в Каннах — игровой «Донбасс». Две последние картины будут представлены спецпоказом и в программе «Между» соответственно.

«Наш новый президент» (Максим Поздоровкин; США-Россия)

Трейлер фильма «Наш новый президент» (2018)

История победы на выборах президента США Дональда Трампа. Правда, объясненная исключительно через российскую пропаганду (от новостей федеральных каналов до YouTube-блогов) и, вероятно, поэтому поданная в сатирическом ключе. Это веселый, но в то же время ужасающий фильм. В нем раскрывается тактика современной информационной войны и секреты гигантской империи фейковых новостей. Что важно, инструментами самой этой империи. Но особенно познавательно наблюдать, как восхищение пропагандистов Трампом до выборов постепенно сменилось разочарованием после.

«Мой папа Чингисхан» (Альмира Сайфуллина; Россия)

Трейлер фильма «Мой папа Чингисхан» (2018)

Фильм-исследование повседневной жизни одной из самых «забытых» и таинственных стран мира — Монголии. Через наблюдение за несколькими героями автор пытается обнаружить моменты встречи старого и нового, вековых традиций и новшеств нынешней цивилизации, советского наследия и актуальных вызовов времени. При этом выявляются парадоксальные, действительно заслуживающие экрана контрасты.

«Едоки картофеля» (Дина Баринова; Россия)

Трейлер фильма «Едоки картофеля»

Этот фильм можно охарактеризовать как документальную комедию. Правда, с привкусом трагизма. Название отсылает к знаменитому полотну Ван Гога, которое отчасти здесь и экранизировано. Бедная семья живет в полузаброшенной русской деревне. Жизнь героев наполнена понятными событиями и повседневными заботами, а рефреном служит поедание картофеля и прослушивание забытых шлягеров на виниловых пластинках. В сумме складывается нечто среднее между драматургией Максима Горького и Сэмюэла Беккета.

«Книга моря» (Алексей Вахрушев; Россия)

Трейлер фильма «Книга моря»

Фильм на достаточно избитую в документальном кино тему китобойной охоты. Однако, по словам президента «Артдокфеста» Виталия Манского, здесь она поднимается на новый уровень. Автор, уроженец Чукотки, придает жестокой морской охоте не только большое «блокбастерное» звучание, но и поэтико-романтическое. В документальную линию вплетен анимационный миф о женщине, родившей кита, что сообщает всей истории глубинный архетипичный оттенок.

«Осколки звезд сорвутся с неба и исчезнут» (Петр Старостин; Россия)

Трейлер фильма «Осколки звезд сорвутся с неба и исчезнут» (2018)

Жестокое кино, снятое бывшим КВНщиком из Владивостока Петром Старостиным. Отправной точкой сюжета становится смерть матери автора. Событие толкает его к исследованию прошлого своей несчастливой семьи, а также более пристального вглядывания в настоящее. История выстроена с чередой флешбэков — довольно необычно для документального кино. Кроме того, значительная часть фильма снята на камеру GoPro без предупреждения героев, что, с учетом трагических обстоятельств, создает особую степень откровения.

Программа «Между»

«Интересная жизнь» (Анна Яновская; Россия)

Кадр из фильма «Интересная жизнь» (2018) / Фото: «Артдокфест» 
Кадр из фильма «Интересная жизнь» (2018) / Фото: «Артдокфест» 

Фильм, сделанный на стыке игрового и документального кино, совмещающий придуманный сюжет и естественную среду. Главный герой, московский комедийный актер Алексей Юдников, узнает о кинематографическом буме в Якутии, и отправляется в далекую республику играть главную роль в местном фильме. Путешествие, понятно, оборачивается чередой непредсказуемых приключений и открытий.

Программа «Анимадок»

«Красный день» (Артем Фирсанов; Россия)

Кадр из фильма «Красный день » (2018) / Фото: «Артдокфест» 
Кадр из фильма «Красный день » (2018) / Фото: «Артдокфест» 

Документальные фильмы из экспериментальной программы «Анимадок» сделаны с применением анимации. «Красный день» молодого режиссера Артема Фирсанова — это как бы продолжение фильма 1972 года «Праздник революции», снятого его ВГИКовским мастером Игорем Григорьевым. Автор в ироничном ключе (что неудивительно, ведь в сценаристах — Валерий Печейкин) раскрывает следующий феномен — если сто лет назад ключевой темой праздников было будущее, то теперь фокус сместился на прошлое. Многочисленные нынешние праздники сливаются в кадре в один «красный день». В программе «Среда», кстати, будет еще один фильма тандема Фирсанова и Печейкина — «Первая смерть».

Программа «Среда»

«Детство, лето и война» (Александр Расторгуев; Россия)

Кадр из фильма «Детство, лето, война» (2018) / Фото: «Артдокфест» 
Кадр из фильма «Детство, лето, война» (2018) / Фото: «Артдокфест» 

Одна из последних работ ведущего российского документалиста Александра Расторгуева, летом убитого в Центральноафриканской республике. В излюбленной режиссером «ноль-позиции», то есть когда камера не несет авторскую оценку, показаны военные сборы в поселке под Ростовом-на-Дону. Дети-кадеты готовятся воевать, принимая казачье православно-патриотическое воспитание. Добавим, что на фестивале спецпоказом будет представлена еще одна из последних картин Расторгуева — незавершенный «Последний день!» о бархатной революции, произошедшей весной этого года в Армении. Также можно будет увидеть полную версию классического уже фильма «Дикий, дикий пляж. Жар нежных».

«Мээрим» (Александра Речкалова; Россия)

Кадр из фильма «Мээрим» (2018) / Фото: «Артдокфест» 
Кадр из фильма «Мээрим» (2018) / Фото: «Артдокфест» 

Эту картину выпускница ВГИКа Александра Речкалова снимала в Кыргызстане в курорте Иссык-Ата, где находится негосударственный детский дом «Мээрим Булагы».  Главная героиня, женщина Гульнара, за два десятка лет, по сути, стала матерью для почти ста пятидесяти брошенных детей. В одиночку ей приходится не только заниматься воспитанием, но и вести борьбу за приют, существование которого не всем по душе.

«Земля людей. Курилы» (Дмитрий Семибратов; Россия)

Кадр из фильма «Земля людей. Курилы» (2018) / Фото: «Артдокфест» 
Кадр из фильма «Земля людей. Курилы» (2018) / Фото: «Артдокфест» 

Авторы этого фильма киностудии Горького отправляются в одну из самых необычных и труднодоступных территорий России — Курильские острова. Зрителям предоставляется возможность повторить маршрут первых колонистов этой земли и познакомиться с ее красотами, а также обитателями. С учетом нестандартности и уникальности этих мест, большинство героев соответствующе колоритны.

Спецпоказы

«Акварель» (Виктор Косаковский; Великобритания-Германия-Дания-США)

Трейлер фильма «Акварель» (2018)

Возможно, самая любопытная в техническом плане картина «Артдокфеста». Ее создатель — Виктор Косаковский, снискавший себе славу живого классика, благодаря смелым экспериментам и необычным концептам, вокруг которых он строит каждую следующую работу (вспомним хотя бы «Да здравствуют антиподы!»). В этот раз автор путешествует по всему миру, исследуя феномен и различные проявления воды: от замерзшего озера Байкал до водопада Анхель. Картина снята в формате 96 кадров в секунду, что, по словам автора, способно произвести революцию в киноискусстве. Необычный технологический подход должен открыть новые горизонты в восприятии изображения и киноязыка в целом. Об уникальности зрелища косвенно говорит и то, что Косаковский нашел средства на проект сразу же после того, как продемонстрировал инвесторам тестовый ролик, и то, что съемки проводились в условиях строжайшей секретности.

«Новая» (Аскольд Куров; Россия)

Кадр из фильма «Новая» (2018) / Фото: «Артдокфест»
Кадр из фильма «Новая» (2018) / Фото: «Артдокфест» 

Создание этого фильма приурочено к 25-летнему юбилею «Новой газеты», одного из первых независимых изданий в России и на данный момент — одного из последних. В соответствующем духе режиссер Аскольд Куров создал вовсе не парадный портрет, а погружение в жизнь редакции в трудное время. Здесь запечатлены не только подготовка очередного номера или работа над расследованиями, но и ряд громких недавних событий: угрозы от руководства Чечни, «операция по спасению» журналиста Али Феруза. В общем, захватывающая и опасная жизнь редакции независимого СМИ в России.

Фильм закрытия

«Свидетели Путина» (Виталий Манский; Латвия-Швейцария-Чехия)

Трейлер фильма «Свидетели Путина» (2018)

Полагаем, этому фильму суждено стать самой громкой премьерой «Артдокфеста» этого года. В основе картины — материал, снятый Виталием Манским в дни перехода власти от Бориса Ельцина к Владимиру Путину: от знаменитого телеобращения и отставки первого российского президента до выборов в марте 2000 года. Манский был в числе тех, кто снимал предвыборную кампанию Путина, так что имел доступ ко всем ключевым участникам событий и запечатлел большое количество настоящих, не протокольных сцен. Ключевой вопрос, на который пытается ответить режиссер, — можно ли было уже тогда предположить, каким окажется президентом Путин, и чем обернется его правление. Помним о традициях, сопутствующих «Артдокфесту» и почему-то ждем, что показы картины будут сопровождаться визитами правоохранителей и «патриотически» настроенной общественности.


Обложка: «Артдокфест»