Главная / Практика / Водные процедуры: как снимают морскую стихию в кино

Водные процедуры: как снимают морскую стихию в кино

Эффекты с применением воды мы выделили в отдельную категорию, потому что они требуют особых предосторожностей. Вода электропроводна, и поэтому все электроприборы на площадке необходимо изолировать особенно тщательно. Она тяжелая и может сбить актера с ног, ударить, разрушить декорацию, требует гидроизоляции всего павильона, а также наличия насосов для уборки воды, оставшейся на полу с прошлого дубля. Кроме того, побудем капитаном Очевидность: люди в ней банально тонут, и тонут весьма быстро, поэтому работа, например, в съемочном бассейне требует особой осторожности.

 

Безопасность превыше всего

В 1928 году Майкл Кертис снял фильм «Ноев ковчег». Тогда в Голливуде не было никаких правил техники безопасности, поэтому сцены ставили без их учета. Подготовка была довольно основательной. Узнав, что режиссер готовит для статистов, оператор-постановщик фильма Хэл Мор пытался образумить постановщика, известного своей жестокостью к актерам. Но его протесты не смогли изменить ситуацию, и он покинул проект. «Они собирались вылить тонны воды на головы ничего не подозревавших людей», — говорил он потом в интервью.
 

Если профессиональные каскадеры еще могли как-то подготовиться к такому, то обычные статисты, зарабатывавшие на жизнь участием в массовых сценах, не представляли, с чем им придется столкнуться. В декорации шириной более 90 метров и длиной 75 метров с большим уклоном находились 300 статистов. Более 100 человек технического персонала занимались камерами, ветродуями, водой, молниями и другими эффектами. Для съемки использовали 15 камер, 11 из них снимали с высокой скоростью. На головы статистов вылили более 2 тысяч кубометров воды, в результате три человека утонули, один лишился ноги, а игравшая главную роль актриса Долорес Костелло получила воспаление легких. Было множество переломов и других серьезных травм, а для оказания помощи пострадавшим потребовалось 35 бригад скорой помощи. На следующий год Голливуд впервые внедрил нормативно-правовые акты по технике безопасности при исполнении трюков. Одним из участников этой сцены был молодой Джон Уэйн, который тоже чуть не утонул в потоке.

Хорошо, что таких трагедий в истории кино не так много. Все-таки безопасность участников процесса стоит на первом месте.

 

Все дело в бассейне

Съемка сцены затопления нижнего уровня в фильме «Метрополис»

Съемка сцены затопления нижнего уровня в фильме «Метрополис»

Съемка поединка с кальмаром в «20000 лье под водой»

Съемка поединка с кальмаром в «20000 лье под водой»

Съемка поединка с кальмаром в «20000 лье под водой»

Съемка поединка с кальмаром в «20000 лье под водой»

Съемки фильма «Не угаснет надежда»

Съемки фильма «Не угаснет надежда»

Бассейн для съемки фильма «Робин Гуд: Принц воров»

Бассейн для съемки фильма «Робин Гуд: Принц воров»

Съемки фильма «Жизнь Пи»

Съемки фильма «Жизнь Пи»

Декорация фильма «Титаник»

Декорация фильма «Титаник»

Сцены с водой в подавляющем большинстве случаев снимаются в павильоне, то есть студийном бассейне. Он может быть расположен и снаружи, как съемочный бассейн студии 20th Century Fox, который называется озеро Серсена — в честь Фреда Серсена, главы отдела спецэффектов студии времен Золотого века. В 1940 году Серсен получил «Оскар» за спецэффекты фильма «Пришли дожди», действие которого разворачивается в Индии. Часть событий картины снимали на залитой водой декорации. Специально для нее в павильоне построили съемочный бассейн вместимостью 189 кубометров. Сцены наводнения стоили $500 тысяч, съемки этих сцен продолжались почти 50 съемочных дней. За это время для создания эффектов дождя и наводнения использовали 125 тысяч кубометров воды.

 

Видео со съемок фильма «Портрет Дженни» (1948)

Съемки буйства водной стихии не снимают на натуре, потому что это слишком опасно и невозможно контролировать. Если на экране персонажи попадают в шторм или сталкиваются с водой, будьте уверены — это снимали в павильоне, где все контролируется, а эффекты можно повторять раз за разом.

Схема бассейна для съемок

Схема бассейна для съемок

Схема бассейна для съемок

Схема бассейна для съемок

Схема бассейна для съемок

Схема бассейна для съемок

Что собой представляет съемочный бассейн? Это искусственный водоем с двумя глубинами. Одна — примерно по пояс человеку. На этой части водоема можно снимать модели кораблей и крупные планы актеров в воде, а также людей в лодках. Здесь съемочная группа может использовать дно для доступа технического персонала к объектам съемки. Вторая часть — глубокая. Здесь строят большие гимбалы с суднами для съемок морских баталий и сцен борьбы со стихией.

С одной стороны бассейна располагаются специальные технические устройства, создающие все соответствующие эффекты: волномашины, водометы, ветродуи и водосбросы. Большинство этих устройств мобильны и их можно перемещать по всему павильону. Кстати, противоположный конец бассейна не может быть обычной стеной, если по сюжету требуется создавать морские волны. Спецэффектники столкнулись с «эхом», когда созданные ими волны отражались от противоположного края бассейна и возвращались в кадр, разрушая иллюзию живой стихии. Так что другой конец бассейна часто делают округлым и низким, чтобы вода могла переливаться через него, попадая в желоб, ведущий к насосу. Так ее закачивают обратно в бассейн.

 

Видео со съемок фильма «Отмель», съемочный бассейн видно с 11:00

В ролике выше видно гидравлическую платформу, которая «отыгрывала» взаимодействие акулы с буем, на котором пряталась главная героиня. Акула, к слову, в фильме была компьютерная.

Как и в случае с механическими эффектами, здесь зачастую тоже создают уникальные строения для воплощения художественных задач каждого фильма. Если в картине нужно показать затопление корабля, часть декорации с его интерьером ставят на гимбал, чтобы опускать ее в глубокий бассейн. Именно так делали на съемках фильма «Приключения „Посейдона“». Да и трехэтажную декорацию главной лестницы в «Титанике» Джеймса Кэмерона тоже опускали в 9-метровый бассейн, специально построенный у Тихого океана в Мексике в 30 минутах езды от американской границы. Воду для бассейна брали прямо из океана, поэтому она была холодная. Точно так же снимали в затопление самолета в фильме «Чудо на Гудзоне»: декорацию могли наклонять по двум осям, имитируя водную качку.

 

Нестандартные случаи

Не все творческие задачи можно решить бассейном. Например, в фильме «Начало» потребовалось залить декорацию водой. Сначала хотели использовать обычные водосбросы, но в этом случае поток воды оказался слишком тяжелым и мог сбить каскадера с ног. Тогда супервайзер спецэффектов Крис Корбулд придумал использовать воздушные пушки для распыления воды. Это визуально увеличило ее объем, сократив при этом реальное количество и, соответственно, вес. Теперь в сцене мог сниматься сам Леонардо ДиКаприо.

 

Затопление декорации японского замка в фильме «Начало» было снято за один дубль. На декорацию вылилось 11-15 кубометров воды

Но не всегда топить декорацию в бассейне — оптимальный вариант. В фильме Роланда Эммериха «Послезавтра» предстояло утопить целый квартал. Для этой сцены нашли заброшенную железнодорожную мастерскую. Кинематографисты огородили пространство укрепленным забором и положили на дно и стенки получившегося резервуара полиэтилен для гидроизоляции. Таким образом они получили настоящий бассейн глубиной не больше метра, в который можно было закачивать воду. Главной сложностью было найти определенное количество насосов, которые могли обеспечить быстрый приток и отток воды на каждый дубль.

 

Кадры из фильма «Послезавтра»

Заливающая город цунами, конечно, была цифровая, но кадры с актерами на улице по пояс в воде — это реальные съемки в той самой декорации.

 

Морские чудовища

Кроме, собственно, кораблей, для фильма иногда требуется построить и монстров. Одним из самых сложных морских чудовищ стал кальмар, созданный для фильма «20 000 лье под водой» студии Disney. Специально для фильма в одном из павильонов вырыли съемочный бассейн.

 

Первая версия кальмара была тяжелой и неповоротливой, толстые тросы, на которых висели его щупальца, было видно в кадре, поскольку сцену снимали в закатном солнце. Сцена не желала работать. Дисней остановил съемку и заставил сценаристов ее переписать. Тогда была предложена концепция битвы со стихией — бурное море и поединок с кальмаром в шторм. Освещение планировали сделать низким, а кальмара освещать вспышками молний, чтобы его «игрушечности» не было видно.

 

Для сцены построили новую декорацию «Наутилуса» и сделали нового кальмара. Теперь щупальца были легкими, с пружиной и вакуумом внутри, и могли сворачиваться. Они висели на тонких тросах, которых не было видно в кадре. Механику для монстра создал Боб Матти, тот самый, что почти 20 лет спустя создаст и механическую акулу для «Челюстей» Спилберга. Новый осьминог весил почти две тонны, а в движение его приводила команда из 28 человек. Одну волномашину построили прямо в бассейне. Для сцены собрали 30 ветродуев, которые тогда представляли собой авиапропеллеры, заключенные в защитную сетку. Пожарные шланги лили на них воду, которую пропеллеры разгоняли по всему павильону.
 

Возвращаясь к фильму «Челюсти» — эту картину полностью снимали на локации, но люди в ней со стихией не сражаются. Они сталкиваются с большой белой акулой. Это был механический зверь, созданный в нескольких экземплярах. В фильме есть финальная сцена, в которой пневматическая акула топит катер и ест одного из главных персонажей. Для съемок создали копию катера «Орка», который, кстати, съемочная группа уже по-настоящему утопила в результате инцидента с тросом. На этот раз катер создали специально для утопления — без дна. Иначе топить его было сложно — даже продырявленное дно впускало воду слишком медленно. С обеих сторон судна внизу к нему присоединили понтонные бочки с воздухом. Так, управляя количеством воздуха, операторы могли контролировать наклон судна и скорость его утопления, а также поднимать его обратно для каждого дубля. Однажды Спилберг в пылу съемок потребовал, чтобы акула работала челюстями поактивнее. Но оператор механического монстра испугался, ведь между челюстями «зверя» лежал человек, и вина за его увечья или гибель в случае чего легла бы на оператора реквизита. Поэтому он соврал, что акула сломалась и быстрее не может. На следующий день, впрочем, челюсти монстра работали, как ни в чем не бывало.