5 худших режиссеров в истории кино: от Эда Вуда до Максима Воронкова
Эдвард Вуд-младший
Фильмы: «Глен или Гленда» (1953), «Невеста монстра» (1955), «План 9 из открытого космоса» (1959)
Титул «худшего режиссера всех времен» закрепился за Эдом Вудом после книги американских кинокритиков «Премия “Золотая индюшка”». Она же положила начало формированию культа Эда Вуда, как родоначальника трэш-кинематографа и человека, безустанно стремившегося к своей мечте вопреки ударам судьбы, в числе которых было отсутствие таланта. Ветеран Второй мировой, трансвестит, питавший слабость к свитерам из ангоры, и пламенный почитатель Орсона Уэллса, Вуд снял около десятка полнометражных картин в жанровом спектре от ужастиков категории «Б» до порно-фильмов. Среди уникальных навыков режиссера были способность привлекать экзотических инвесторов, вроде баптистской церкви или фермеров-скотоводов, а также снимать по 20-30 сцен за смену, разумеется, обходясь при этом без дублей. Опоэтизированную трактовку тернистого творческого пути Эда Вуда в одноименном фильме представил Тим Бертон. Здесь, кстати, можно почитать о создании этой картины.
Уве Болл
Фильмы: «Один в темноте» (2004), «Бладрейн» (2005), «Постал» (2007), «Фар Край» (2007)
Эпатажный немецкий режиссер Уве Болл славится верностью заветам Эда Вуда, способностью снимать по пять фильмов в год, страстью к экранизации компьютерных игр и умением дать в нос за критику в свой адрес. Творчество Болла настолько удручает, что в 2008 году, когда число его картин подобралось к двадцати, перепуганные зрители стали собирать подписи с требованием к режиссеру прекратить заниматься кино. Успехом, правда, кампания не увенчалась. При всем негативе в адрес Болла, в его фильмы каким-то боком заносило Кристиана Слейтера, Тиля Швайгера, Джейсона Стэтхэма, Брендана Флэтчера, Бена Кингсли и Удо Кира. Кроме того, впечатляют и бюджеты некоторых его картин: «Бладрейн» стоил $25 млн., а «Во имя короля: История осады подземелья» обошелся и вовсе в $60 млн., при этом и та, и другая картины провалились. Как бы то ни было, некоторые отмечают и положительное значение Болла. По словам одного кинокритика, любой режиссер, поставив плохой фильм, может успокаивать себя тем, что, по крайней мере, он не так ужасен, как «Один в темноте» Болла.
Томми Вайсо
Фильмы: «Комната» (2003)
Торговец кожаными куртками и по совместительству режиссер, сценарист, продюсер и актер Томми Вайсо снял всего один фильм, но свое имя в истории кино утвердил прочно. Его семейная драма «Комната», экранизация 500-страничного романа собственного сочинения, благодаря валу негативных рецензий обрела статус культовой и даже удостоилась звания «“Гражданина Кейна” плохих фильмов». Кино действительно сопоставимо с шедевром Орсона Уэллса, поскольку тоже нарушает все мыслимые законы кинематографа: сюжетные линии не стыкуются, действие непоследовательно, мотивировки неясны, герои появляются в кадре ниоткуда и в никуда исчезают, актерская игра феноменально ужасна, озвучка смехотворна. Сам Вайсо в главной роли был метко назван «Боратом, который думает, что он Кристофер Уокен». Однако, «Комната» стала тем случаем, когда все настолько плохо, что даже хорошо. Признанную классику guilty pleasure до сих пор крутят в кино и на фестивалях.
Джейсон Фридберг и Аарон Зельцер
Фильмы: «Очень эпическое кино» (2007), «Вампирский засос» (2010), «Очень голодные игры» (2013)
Любимцы премии «Золотая малина» Джейсон Фридберг и Аарон Зельцер начинали в кино как сценаристы пародийной франшизы «Очень страшное кино». Обратившись к режиссуре, дуэт не придумал ничего лучше, чем продолжать высмеивать главные голливудские хиты. Построенные по одному шаблону комедийные творения до недавнего времени собирали внушительную кассу по всему миру, что впрочем, никоим образом не говорит в пользу качества продукции. К чести зрителя надо заметить, что прошлогодние «Очень голодные игры» стали первой картиной в фильмографии Фридберга и Зельцера, провалившейся в прокате. Это, правда, не спасло нас от готовящейся режиссерами пародии на «Форсажи».
Максим Воронков
Фильмы: «Колхоз Интертейнмент» (2003), Трилогия «…вояж Степаныча» (2005, 2006, 2012), «Кавказская пленница!» (2014)
Поскольку в определении «худшего режиссера» в отечественном кино трудно ограничиться какой-то одной фигурой, обратимся к гласу народа и сухой статистике последнего времени. Сложно припомнить другую картину, которая бы вызвала столь мощный шквал негатива и при этом оказалась столь же провальной в прокате, как «Кавказская пленница!» Максима Воронкова, покадровый ремейк ленты Леонида Гайдая. При бюджете в $3,5 млн. и 550 копиях комедия привлекла 56 тыс. зрителей и собрала $300 тыс. – результат, мягко говоря, не очень хороший для развлекательной коммерческой картины. На сайте «КиноПоиск» опус Воронкова побил антирекорд, заняв первое место в рейтинге худших фильмов и превзойдя тем самым даже «Блондинку в шоколаде» и «Цветок дьявола». Критика и публика ставят в вину режиссеру целый набор грехов: от неумения работать с актерами и выстраивать кадр до отсутствия чувства юмора, от надругательства над классикой и насилия над зрителем до профанации профессии и дискредитации российского кино. Ну а хуже всего то, что из-за отсутствия у фильма всякого обаяния даже «нашим Эдом Вудом» назвать Воронкова язык не поворачивается.