Правила актрисы Марии Шалаевой

Внутренний голос говорит: «Ну тебе же нужно как-то зарабатывать», я посылаю его подальше и отказываюсь от роли. А потом режиссер неожиданно предлагает роль гораздо круче в этом же проекте. Или, например, я давно на кастинге не получала удовольствия, а тут меня пригласил знакомый парень, который делает историю про роботов. И ты понимаешь, что тебе не нужно прикидываться кем-то, что твой персонаж умный и интересный: это очень классно, мне этого не хватает — соответствовать своему возрасту, говорить то, что думаешь и так далее. Даже если тебя «вставляет» на 30% — это тоже хорошо. Я прекрасно помню работу над фильмом «Нирвана», где был один монолог, который соответствовал моим представлениям о любви. И ради него я сыграла эту роль, потому что четко понимала, что этот кусок — мой.


Ты не можешь, например, наорать на него в той или иной сцене, потому что он идет к ней другим ходом. Самое классное, когда ты пришел свеженький, так себе выучил текст (ну кроме Достоевского, потому что его невозможно играть, не зная текста, он ритмический очень). И ты смотришь, что за чувак у тебя партнер. Если ты заранее что-то придумал, оно может у тебя не получиться. Нужно это «как сыграть» — оставить на рабочий день. Когда мы снимали с Пашей «Я буду рядом», он мне говорит: «Давай я дам тебе фильмов посмотреть», а у меня только Дуня родилась. В результате мы договорились на восьмичасовой рабочий день как для кормящей матери, и что на эти восемь часов я буду включаться в процесс, а дома не ничего не делать.
И когда я приходила на площадку, вместо того, чтобы репетировать текст, он мне внезапно показывал видео: например, где на проводах сидят голуби. Этот эмоционально заряженный кадр давал мне нужное настроение и я «заходила» в сцену. Это форма работа с Пашей. С Хлебниковым по-другому, хоть он и тоже мой любимый режиссер. Боря никогда не разбирает сцены, мы с ним очень легко находим общий язык и договариваемся. Аня Меликян, наоборот, человек структурный. Не нужно бояться, если ты не знаешь «как», ну придешь и узнаешь. Как-то раз, когда мы снимались в «Бесах» с Сергеем Маковецким, он такой идет и задумчиво говорит: «Да, ну пока что мы ничего не знаем про наших персонажей, но сейчас кое-что узнаем». Это очень точно сказано!

Мне кажется, что творчество — совсем не про то, как ты подготовился. Так, например, к «Бесам» я очень обстоятельно подошла, я буквально дрожала от страха перед Федором Михайловичем. Я чуть с ума не сошла, ходила и приставала ко всем со своими концепциями, месяца два от меня все офигевали. И я молодец, что я очень хорошо подготовилась, но не скажу, что это моя любимая роль. А с Пашей Руминовым был совсем другой процесс — я пришла и включилась, мы закончили — я переключилась и стала заниматься другими делами. И такая работа приносит гораздо больший результат. Боря Хлебников знает, что я никогда не учу текст, потому что выучиваю его на площадке очень быстро, ведь текст и задачи могут поменяться. Это спонтанное существование кажется мне очень правильным.

Кто это придумал — непонятно. Из-за желания быть хорошей перестаешь слышать себя. У меня было так недавно с ММКФ. Я думала пойти на красную дорожку, но проснулась с утра, села в машину и уехала в деревню. Все идут по дорожке, а я сижу в кустах земляники и собираю ягоды. Я понимаю, что всем пофиг, никто не вспомнил — пришла я или нет — но для самой себя это было круто. Жара, 30 градусов, перекопана вся Тверская, ради чего я пойду на каблучищах подметать платьем улицы? Я вообще никому ничего не должна и меня это всегда спасало по жизни. Хоть я и наломала дров, но это было классно.


Еще по теме

Сильянов: наши соперники на поле будут грызться за победу

5 правил первого полнометражного фильма

10 жутких фильмов про пещеры и подземелья
Как это снято: «Кто подставил Кролика Роджера»
Как это снято: «Хэллоуин»

Как звучит «Чернобыль»?

Топ 5: Лучшие российские сериалы последних лет
