Куда пойти учиться: главные киношколы Москвы
ВГИК
О ВГИКе, как о главной кузнице кинокадров, известно не только на просторах бывшего СССР, но и во всем мире. Однако в последние десять лет его все больше теснят новые российские киношколы. ВГИК ругают за бюрократию и косность, за вечное подражание Тарковскому. Призы на кинофестивалях все чаще достаются другим киношколам.
Высока и цена обучения: кому не посчастливилось поступить на бюджет, придется отдать за пятилетний курс сумму, близкую к 2 млн рублей.
Но непререкаемые преимущества ВГИКа — это сильнейший кинооператорский факультет, комплексное и фундаментальное пятилетнее образование, легендарные преподаватели, мощная техническая база и прославленный бренд.
Марина Мария Мельник, выпускница мастерской режиссуры неигрового кино С. В. Мирошниченко и С.Л. Музыченко (2018), автор документальных фильмов «Отец Байкал», «Фенченко» (совместно с А. Ананиным и Ю. Бобковой)
— Я окончила ВГИК в 2018 году, и это были лучшие 5 лет в моей жизни: считаю, что выиграла счастливый билет. Наши мастера, а также педагоги В. Фенченко, К. Кузнецова, О. Кавун и другие, вложили в нас любовь к кино и ответственность за то, что мы создаем со своей командой, сегодня это очень важно.
Нам всегда задавали вопрос: «Ради чего вы идете это снимать?» Мы изучали основы звукорежиссуры, операторского мастерства, драматургию и работу режиссера с актером. Это позволило нам в дальнейшем пользоваться инструментами, которые были удобны и стать более гибкими специалистами.
Из недостатков обучения: совершенно непонятно осталось, как продвигать свой документальный фильм, как доносить его до зрителя? Ну и конечно, съемки на хромакее, работа со спецэффектами и компьютерной графикой у нас совершенно отсутствовали.
Вгиковская студия не имеет пригодных условий для документалистов, у которых, к примеру, съемочный график зависит от событий в жизни героя. В связи с этим, многие запуски просто «сгорали» и ребята снимали за свои деньги.
Высшие курсы сценаристов и режиссеров (ВКСР)
Как только ушло в прошлое сталинское малокартинье, стране срочно понадобились новые кадры для киноиндустрии. В 1960-м году основали двухгодичные курсы для сценаристов и режиссеров, уже имевших высшее образование.
Преподавательский состав на ВКСР и во ВГИКе во многом пересекается, и охарактеризовать его можно как «старая гвардия». На Курсах преподают Павел Лунгин, Владимир Хотиненко, Владимир Фенченко, Павел Финн и другие. У ВКСР не самая лучшая материально-техническая база и сильна «вгиковская» идеология.
Впрочем, это компенсируется более индивидуальным, нежели во ВГИКе, подходом в преподавании: на потоке, разделенном на несколько мастерских, учится не больше ста человек.
Плата за обучение относительно невысокая: режиссеры — 480 тыс. рублей за весь курс, сценаристы — 300 тыс. рублей.
К сожалению, в этом году набор на Высшие курсы уже кончился.
Иван Забажанов, выпускник мастерской Павла Лунгина (2020), его короткометражный фильм «Будьте здоровы» стал участником конкурсной программы Кинотавра-2019
— На ВКСР лучше, конечно, идти учиться, «подложив соломки», то есть имея в багаже знаний и умений хоть какой-то практический опыт съемок. Здесь редко углубляются в детали и пошагово разъясняют процессы кинопроизводства. Это все обычно познается уже «у станка», на собственной шкуре.
«Высшие курсы» копают куда глубже: преподаватели высочайшего уровня буквально заставляют полюбить кино всем сердцем, даже если ты наивно полагал, что любил его до этого. И самое главное — они помогают нащупать свой ни на что не похожий стиль, при этом научив тебя делать это «свое» на новом качественном уровне.
Московская школа кино (МШК)
Московская школа кино стала «первой ласточкой» среди российских киношкол новой формации, стремящихся «улететь» от традиционного ВГИКовского подхода к более индустриальному.
На данный момент, в МШК существуют программы по всем основным специализациям кино: помимо сценарного мастерства, продюсирования, операторского искусства и режиссуры, это «художественная постановка», «композитор в кино» и другие.
В МШК небанальный состав преподавателей, сочетающих в себе профессионализм и свежий подход к делу: режиссуру здесь курируют Алексей Попогребский и Павел Бардин, сценарное мастерство — Александр Талал и Олег Сироткин, операторский факультет украшен Ильей Деминым, более 10 лет преподававшим до этого во ВГИКе.
Технологическая база на факультете близка к хорошему западному уровню, это касается и съемочной техники, и монтажа, и постпродакшна, и звукового дизайна. В 2019 году пять короткометражных фильмов, снятых студентами школы, были представлены на Кинотавре.
В упрек МШК ставят чрезмерную калькированность с американских киношкол, таких как UCLA и New York Film Academy, некоторую общую безыдейность.
Кусаются здесь и цены: двухгодичный курс по режиссуре — почти 800 тыс. рублей, но возможна рассрочка.
Байбулат Батуллин, выпускник программы «режиссура» (2016) Алексея Попогребского, режиссер сериалов «ЧУМА!» и «Большая игра»
— Мы были самым первым потоком режиссерского факультета Московской школы кино, поэтому на нас ставили эксперименты, к нашим замечаниям прислушивались, вплоть до изменений в преподавательском составе. Подкупил меня и куратор Алексей Попогребский: он был с нами не только на мастерских каждую неделю, но еще и на других занятиях, наблюдал, как идет процесс.
Портфолио, которое у меня было при выпуске с МШК, включало документальные этюды, короткометражный фильм, рекламу и тизер сериала. Это лишь программа минимум, при желании можно было набрать других, факультативных заданий. После МШК ты выходишь в мир с реальным доказательством, что можешь снимать кино.
Из минусов, я бы отметил неоднозначный последний семестр, когда нам пришлось просить о дополнительных мастер-классах и занятиях, которые мы не успели получить за интенсивный (возможно, чрезмерно) курс.
Московская школа нового кино (МШНК)
«Художник — это искатель действительности. Нельзя пользоваться прежними инструментами, ходами, стилями. Из старого языка ушла энергия, флюид. И нет смысла обучаться мертвым канонам», говорится на официальном сайте школы.
В МШНК преподают мессии нового авторского кино: Бакур Бакурадзе, Дмитрий Мамулия, Дмитрий Кубасов, Василий Сигарев, Павел Руминов и другие.
Школа стремится, по мере возможности, противостоять навязанным извне правилам коммерческого кино. Работы учеников активно путешествуют по авторским фестивалям, среди которых Каннский, Амстердамский, Кинотавр, Артдокфест, ММКФ, кинофестиваль в Локарно, Оберхаузене, Салониках, Монреале и другие.
Цена за двухгодичный курс здесь сильно дешевле, чем в МШК: 250 тыс. в год, она почти идентична цене на ВКСР.
Евгений Родин, выпускник операторского курса МШНК, мастерская Олега Лукичева, его дипломный фильм «Календарь» (2018) стал призером программы Cinefondation Каннского фестиваля. Режиссер «Календаря» — Игорь Поплаухин
— Школа открыла мне целый новый мир. Это было большое и важное путешествие, в ходе которого я встретил многих людей, с которыми до сих пор что-то делаю вместе. У нас не было супер-четкого деления на мастерские: мы все варились в одном большом котле. Поэтому выпускники режиссуры обладают визуальным подходом, а у нас, операторов, режиссерское мышление.
Главная особенность Школы, что она формирует взгляд на действительность как на некую точку фокуса: на что ты смотришь, как ты смотришь. МШНК в меньшей степени про технические решения, в большей — про художественный подход. Я не считаю, что происходящее в более коммерчески-ориентированных киношколах далеко от творчества, но МШНК, конечно, больше про авторское кино — фактически, оно только про него и есть.
«Индустрия»
Киношкола Федора Бондарчука, Михаила Врубеля и Александра Андрющенко с говорящим названием стремится сформировать новое поколение профессиональных творческих кадров для российского коммерческого кино.
Характерный плюс «Индустрии» в возможности учиться у кинематографистов, чьи проекты «гремят» сейчас и собирают многомиллионные суммы в прокате. Кроме уже упомянутых, это режиссеры Жора Крыжовников («Горько!», «Лед», «Лед-2») и Егор Баранов («Гоголь. Начало», «Гоголь. Вий»), сценаристы Андрей Золотарев («Притяжение», «Призрак») и Олег Маловичко («Метод»), продюсеры Илья Стюарт («Лето», «Спутник») и Петр Ануров («Тренер», «Селфи»).
Большой упор, как и в МШК, в «Индустрии» делается на визуальные эффекты. В Школе сразу два годичных курса на тему VFX: VFX: Compositing Artist и VFX: 3D Artist.
Стоимость обучения в «Индустрии» — 350 тыс. рублей в год (курс «режиссура»), это практически соответствует цене МШК.
Анна Андрега, курс «Второй режиссер», мастерская Галины Стрижевской и Татьяны Мисягиной (2019-20)
— «Индустрия» расположена в уютном и красивом особняке на Курской. Можно совмещать учебу с работой, так как обучение происходит после семи вечера.
Учат нас практики, которые каждый день снимают кино, и поэтому дают реально полезную информацию. Особенно интересно было слушать Олега Маловичко и Жору Крыжовникова.
Еще одна классная «фишка» школы — свой, ежегодно обновляющийся, павильон на киностудии им. Горького: в нем студенты целый год снимают этюды на заданные темы. Можно легко привлечь к своему студенческому фильму известных актеров, не только благодаря сценарию, но и в связи с хорошим имиджем школы, возникшем за такое короткое время.
Летом у нас практика на съемочных площадках. Мне попался фильм «Лед-2» Крыжовникова. Были ребята с большим количеством времени, которые могли чаще ходить на практику, и получали, благодаря этому, реальные места ассистентов.
Из минусов, наверное, дороговизна. Но сейчас все киношколы стоят плюс-минус одинаково. В «Индустрии» при этом удобная система рассрочки.
Академия Н.С. Михалкова
Среди преподавателей Академии Никиты Михалкова значатся уже знакомые нам по ВГИКу и ВКСР мэтры: Владимир Фенченко и Владимир Хотиненко, а также Александр Адабашьян и даже Эмир Кустурица. Важная особенность Академии — программа в каждой из мастерских длится один год, поэтому обучение очень интенсивное.
Преимущество, которое сложно переоценить — это отсутствие платы за обучение. Невероятно, да? Все поступившие студенты, за исключением иностранных граждан, освобождаются от оплаты. Это объясняет две другие особенности Академии — высокий конкурс и очень маленькое количество студентов. Например, режиссеров в прошлом году набрали всего пять.
Денис Шаблий, выпускник режиссерской мастерской Владимира Фенченко и Владимира Хотиненко (2020)
— Мы обучались очно, 5-6 дней в неделю. Большинство дисциплин нам преподавали практики, которые погружены в индустрию, поэтому инсайды, которые нам давали, были максимально полезными.
Этот единственный, но неповторимый учебный год был для меня весьма насыщенным и включал возможности, например, навязаться к режиссерам и продюсерам из индустрии, поучаствовать в разработке их проектов. По итогу обучения я ощущаю себя готовым к работе в индустрии.
Единственный недостаток в образовательном процессе был спровоцирован извне: пандемия коронавируса заставила Академию перенести занятия в режим онлайн. Тяжело учиться творческим профессиями в окне Zoom, очень не хватает непосредственного, живого контакта как с преподавателями, так и с одногруппниками, которые за этот год стали чем-то гораздо большим, чем просто компанией по интересам.
Обложка: KAL VISUALS