Актеры-затворники: изоляция как метод подготовки к роли
1Анатолий Солоницын — Андрей Рублев («Андрей Рублев», 1966)
Солоницын продемонстрировал свой талант уже в первом фильме. Для роли Андрея Рублева он решился на необычную форму изоляции — не разговаривал в течение четырех месяцев, изъяснялся знаками. Все для того, чтобы в сцене, когда герой нарушает обет молчания, голос был сиплым, а слова звучали надломлено.
Случайное попадание малоизвестного на тот момент актера Анатолия Солоницына на главную роль в фильме Андрея Тарковского в итоге стало судьбоносным. Их творческий тандем просуществовал долгие годы. Тарковский придумывал для Солоницына роли, даже если в сценарии не находилось подходящих. Так было, например, в «Зеркале», где Солоницын исполнил роль прохожего. Прочная связь режиссера и актера объяснялась самоотверженной отдачей Анатолия, его постоянной готовностью погрузиться в роль и следовать решениям режиссера.
2Шелли Дювалл — Венди Торранс («Сияние», 1980)
Много «внимания» в фильме Стэнли Кубрика досталось Шелли Дювалл, исполнительнице главной женской роли. Актриса не раз признавалась, что эта роль стала для нее самой сложной в карьере из-за сильного психологического давления, которое оказывал на нее режиссер. Кубрик постоянно менял ее сюжетную линию и реплики, критиковал актерскую игру и доводил до истерики, а также держал в страхе и изоляции.
По словам актрисы, он даже запрещал членам съемочной группы общаться с ней, каким-то образом ее поддерживать и хвалить за работу. Таким образом, даже находясь в окружении людей, Дювалл была эмоционально отделена от общества. При этом актриса не винила режиссера за такой метод. Результатом этих нечеловеческих условий работы стали реальные слезы и неподдельный страх в глазах Венди Торранс.
Шелли Дювалл на съемках фильма «Сияние» (1980)
3Эдриан Броуди — Владислав Шпильман («Пианист», 2002)
Владислав Шпильман, пианист, оказавшийся во время Второй мировой войны в жутких условиях варшавского гетто, а затем в концлагере. Чтобы достоверно его сыграть Эдриан Броуди пошел на настоящие испытания. Помимо соблюдения жесткой диеты для потери веса, он отказался от привычного образа жизни: продал квартиру, машину, разорвал длительные отношения с любимой, переехал в Европу. Переживать изоляцию в гостиничных номерах актеру помогали ежедневные уроки игры на фортепиано. «Это был прекрасный способ пережить одиночество и голод», — рассказывал он в одном из интервью.
4Хит Леджер — Джокер («Темный рыцарь», 2008)
Известный своей скрупулезностью в подготовке к ролям Хит Леджер решался на много испытаний для разных фильмов. Первое, что он делал в процессе подготовки — изучал всю имеющуюся о персонаже информацию, а затем погружался в образ, «воспитывая» в себе определенные черты характера, будь то любовь к мужчине в «Горбатой горе», наркозависимость в «Кэнди» или превращение в безумца и социопата в «Темном рыцаре».
Подготовка к последнему фильму стала, пожалуй, его самым радикальным экспериментом. Кристофер Нолан выбрал Леджера на роль задолго до начала съемок, так что у актера было достаточно времени на подготовку. Для того чтобы вжиться в образ, он на шесть недель заперся в гостиничном номере, почти ни с кем не общался, читал комиксы, вел дневник от лица Джокера, придумывал его предысторию, изучал особенности поведения психопатов. Вдохновением послужил герой Алекса из романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин», а также картины английского художника Фрэнсиса Бэкона.
Дневник Леджера, показанный его отцом после смерти
5Бри Ларсон — Джой «Ма» Ньюсам («Комната», 2015)
По сюжету фильма «Комната» молодая девушка Джой заточена в сарае дома своего насильника. У нее рождается сын, который до пятилетнего возраста не знает другого мира, кроме маленькой комнаты.
Для подготовки к сложной роли Бри Ларсон целый месяц просидела дома. Она медитировала, размышляла о своей героине, написала три дневника ее личных переживаний в возрасте 10, 14 и 17 лет. Написанное актриса оформила в коллажи и передала режиссеру фильма. Изоляция не принесла ей большого дискомфорта, а напротив, помогла глубже войти в образ девушки, отгороженной от всего мира и переживающей физическое и психологическое насилие.
Бри Ларсон о подготовке к роли
6Кэмерон Бриттон — Эдмунд Кемпер («Охотник за разумом», сериал, 2017)
История агентов ФБР, исследующих психологию серийных убийц, изобилует интересными персонажами, один из которых — Эд Кемпер, известный в истории как «убийца студентов».
Для перевоплощения в этот непростой образ актеру Кэмерону Бриттону пришлось пойти на изоляцию от основной съемочной группы. Дэвид Финчер, режиссер эпизода с участием Бриттона, настоял, чтобы он не общался с коллегами-актерами, и вообще ни с кем на съемочной площадке. Таким образом удалось сохранить элемент неожиданности, загадочности и добиться большой правдоподобности в съемках сцен, где агенты ФБР сталкиваются с противоречивым и пугающим героем.
Обложка: кадр из сериала «Охотник за разумом» (2017) / Netflix