Практика

Метод Хита Леджера: как актер работал над своими лучшими ролями

Сегодня Хиту Леджеру могло бы исполниться 40 лет. Вспоминаем одного из самых талантливых звездных артистов XXI века и разбираем его исполнительский метод на примере лучших ролей: от «Горбатой горы» до «Темного рыцаря»

  • 4 апреля
  • 5141
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Ковбой-гомосексуал в «Горбатой горе» (Энг Ли, 2005)

 
Трейлер фильма «Горбатая гора» (2005)

И до «Горбатой горы» у Хита Леджера были серьезные драматические роли, однако именно фильм Энга Ли принес широкое признание его таланта, значительный успех, сравнения с молодыми Марлоном Брандо и Шоном Пенном, а также первые номинации на самые престижные мировые кинопремии: «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA.
 
Сцена из фильма «Горбатая гора» (2005)

Во время кастинга Леджера совершенно не смущало то, что ему предстоит сыграть ковбоя-гомосексуала. Не только потому, что он не был гомофобом, но и потому, что актер смотрел на своего героя глубже. И его больше волновало, достаточно ли он в свои двадцать пять лет зрел, чтобы сыграть сложного, противоречивого персонажа.

В фильме Леджер исполнил роль человека, всеми силами старающегося перебороть запретное чувство любви к своему другу, человека, пытающегося подавить страсть, которая в итоге ломает жизни героев. Работа актера примечательна эволюцией развития характера, его многогранностью. Леджер передал не только внешний конфликт с консервативным обществом, осуждающим нетрадиционную сексуальную ориентацию, но, прежде всего, борьбу с внутренними демонами.

Кадр из фильма «Горбатая гора» (2005) / Фото: Focus Features
Кадр из фильма «Горбатая гора» (2005) / Фото: Focus Features

На весь период работы над картиной актер погрузился в образ, в том числе поменяв для роли свою походку и манеру говорить (а по замечанию критика, он даже дышать научился иначе). Игравшая в фильме Энн Хэтэуэй приводит такой пример вживания Леджера в образ. В сцене расставания с партнером он должен был расплакаться, однако вместо этого стал бить кирпичную стену. Этого не было в сценарии, однако, по мнению Леджера, именно так бы поступил его герой. Бил актер, кстати, настолько сильно, что едва ли не до перелома повредил руку.

Интересно сравнить работу Леджера и его партнера по площадке Джейка Джилленхола. Если последний был склонен к импровизации и каждый дубль делал чуть по-другому, чем предыдущий, то Леджер каждый раз повторял все в точности, поскольку полностью погрузился в своего героя, заранее подготовил исполнение и знал, что только так, а не иначе тот мог себя вести.
 

Героиновый наркоман в «Кэнди» (Нил Армфилд, 2006)

 
Трейлер фильма «Кэнди» (2006)

«Кэнди» — далеко не самый популярный фильм в карьере Хита Леджера, однако многие критики считают, что именно здесь актер исполнил свою самую сильную и лучшую роль. Кроме того, примечателен независимый и малобюджетный формат этой австралийской картины — Леджер отказывался от выгодных с материальной точки зрения предложений (а таких у него было много), отдавая предпочтение проектам, которые были интересны ему, прежде всего, в творческом плане. В «Кэнди» он воплотил образ героинового наркомана, который на пару с возлюбленной постепенно превращает свою жизнь в ад.

Кадр из фильма «Кэнди» (2006) / Фото: Renaissance Films
Кадр из фильма «Кэнди» (2006) / Фото: Renaissance Films

Не будучи героинозависимым, Леджер при работе над ролью по максимуму постарался использовать собственный опыт. В интервью он рассказывал, что пытаясь понять переживания и поведение своего героя, обращался к собственной зависимости от сигарет. Также он сблизился с настоящим сиднейским наркоманом, с которым провел вместе несколько недель.

Чтобы внешне больше походить на истощенного героином человека, Леджер похудел, сев на диету из салата и воды. Ему также пришлось на время отказаться от любимых занятий серфингом и вообще избегать солнца, сохраняя болезненную бледность. Фильм вновь ярко продемонстрировал одну из главных граней актерского таланта Леджера — играть боль, внутренний разлад. Причем Леджер сделал это здесь одновременно и захватывающе, и почти невыносимо для просмотра.
 

Джокер в «Темном рыцаре» (Кристофер Нолан, 2008)

 
Трейлер фильма «Темный рыцарь» (2008)

Конечно же, самая прославленная, сильная и самая, скажем так, трудоемкая работа Леджера в кино — Джокер в «Темном рыцаре» Кристофера Нолана. Своей трилогией режиссер пытался придать глубину, драматизм жанру кинокомикса. И именно Леджер оказался тем актером, который идеально подходил для подобной задачи. Ему удалось создать не только один из самых зловещих образов в новейшей истории кино, но и, возможно, один из самых трагичных (а то обстоятельство, что молодой актер не дожил до премьеры фильма, этот трагизм и мрачность только подчеркнуло).

Кадр из фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.

Леджер вновь стремился сделать на экране многослойный характер. И вновь добивался он этого тщательной подготовкой. Впрочем, в данном случае, возможно, даже слишком тщательной. Работая над ролью, актер на полтора месяца заперся в комнате отеля. Все это время он тщательно продумывал жестикуляцию, мимику, голос и смех персонажа. Тут актер во многом опирался на героев Стэнли Кубрика, в том числе на персонажа Малкольма МакДауэлла из «Заводного апельсина».

Изучая безумный, «поломанный» характер Джокера, Леджер даже завел дневник, который вел от лица персонажа. В дневнике были личные записи, рисунки животных и клоунов, вырезки из газет с трагическими новостями. Впоследствии актер всюду носил этот дневник с собой, чтобы в нужный момент напоминать себе, какого темного и извращенного психопата он играет.

Кадр из фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.

При таком глубоком подходе неудивительно, что актер сам занимался гримом своего героя. Во всяком случае, он нарисовал наброски, как в его представлении должен был выглядеть грим Джокера, и предложил свои идеи художнику. Руководствуясь рисунками, художник загримировал Леджера, и первые дни съемок актер проходил с клоунским лицом своего авторства. Позже команда гримеров внесла некоторые изменения, но первоначальная идея принадлежит актеру.

Кадр из фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.

Источниками вдохновения Леджеру и художникам служили фотографии реальных увечий и экспрессионистская живопись Фрэнсиса Бэкона. Итоговый вариант же стал идеальным соответствием образу, поскольку подчеркивал внутренний надрыв героя. Составляли грим накладки на щеках и подбородке, помада и силикон для создания эффекта «вечной улыбки», а также специальная белая краска.

Кстати, первое появление Леджера на площадке в завершенном гриме произвело сильнейшее впечатление на группу и актеров. Майкл Кейн так испугался, что забыл слова, а Мэгги Джилленхол и вовсе не могла смотреть на актера.
 
Сцена из фильма «Темный рыцарь» (2008)

На площадке Леджер всегда оставался верен своему образу. Только перед сменой и после он выходил из него, отвлекаясь на скейтборд и прогулки. Но внутренняя работа над персонажем никогда не прекращалась, в результате чего в какой-то момент съемок Леджер стал спать всего по два часа в сутки. Актер признавался, что несмотря на истощение, не может перестать думать о своем герое.

Но приведем с площадки несколько конкретных примеров того, насколько глубоко Леджер проникся образом. В сцене допроса он предложил Кристиану Бэйлу бить его по-настоящему и как можно сильнее. Согласитесь, очень в духе Джокера. Другой яркий случай — импровизация в сцене со взрывом больницы. У пиротехников что-то пошло не так, но Леджер не растерялся и продолжил вести себя, как вел бы себя его герой. Итог — одна из самых запоминающихся сцен фильма.
 
Сцена из фильма «Темный рыцарь» (2008)

Есть мнение, что столь фанатичная подготовка к роли косвенно повлияла на преждевременную смерть актера, спровоцировав депрессию и излишнее увлечение соответствующими лекарственными препаратами. Впрочем, близкие у Леджера признаков депрессии не наблюдали, а сам актер утверждал в интервью, что работа над ролью Джокера была «самым веселым временем в жизни». К огромному сожалению, исполнитель результат своих трудов на экране не увидел (кроме одной открывающей сцены). Сверхусилия Леджера были посмертно награждены «Оскаром», «Золотым глобусом», BAFTA и другими наградами, что сегодня кажется лишь малой попыткой оценить заслуги актера.
 

Обложка: кадр из фильма «Темный рыцарь» (2008) / Warner Bros.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 4079
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2564
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 1929
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1644
Практика

Мастер: Брайан Де Пальма

Разгул секса и насилия, вуайеризм и субъективная камера, зональные линзы и сплит-скрин, цитаты Хичкока и Эйзенштейна — разбираем стиль Брайана Де Пальмы, мастера китчевого триллера и автора таких хитов, как «Кэрри», «Лицо со шрамом» и «Неприкасаемые»

  • 6 июня
  • 1194
Техника

Камеры Канн-2019: от ALEXA Mini до «Красногорска-3»

Смотрим, какими камерами снимались фильмы Каннского кинофестиваля этого года: господство ALEXA Mini, эксперименты с Sony, Canon и Panasonic, а также дань пленочной традиции

  • 13 июня
  • 1169
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее