Главная / Практика / Основы работы с объемным звуком в формате 5.1

Основы работы с объемным звуком в формате 5.1

Начнем с небольшого экскурса в природу объемного звука. Историю возникновения этого формата оставим для последующих статей, сейчас же — сразу к делу. Слово «surround» дословно переводится с английского языка как «окружающий, обволакивающий». Выходит, «surround sound» — это «обволакивающий звук»? Совершенно верно. Когда мы заходим в кинотеатр, то видим, что динамики буквально окружают нас со всех сторон.

Фото: Tanner Boriack
Фото: Tanner Boriack

Есть много типов объемного звука. Наверняка вы видели обозначения вроде «система 5.1» или что-то в этом роде. Это означает, что в этой системе есть 5 аудиоканалов (левый L, центральный C, правый R, левый surround LS, правый surround RS), а также дополнительный канал LFE (Low Frequency Extension), отвечающий за воспроизведение низкочастотных эффектов (к примеру, взрывов). Если первые пять каналов подключаются к обычным громкоговорителям, то шестой (0.1) — к сабвуферу. Это — громкоговоритель, ограниченный по полосе пропускания (80-120 Гц). Соответственно, в системах вроде «7.1» присутствует еще два канала и так далее.

Чтобы начать работать с объемным звуком, сперва нужно правильно расположить громкоговорители. Расположение мониторов для первых аудиоканалов (левый — L и правый — R) стандартное — равносторонний треугольник с углом 60 градусов к позиции слушателя, как и при стерео.


Схема расположения мониторов для первых аудиоканалов

Обычно у новичков возникают проблемы именно с расположением громкоговорителей последующих каналов. Динамик центрального канала стоит расположить прямо перед вами, а вот surround-мониторы должны располагаться сзади вас так, чтобы угол составлял около 110 градусов. Сабвуфер, отвечающий за канал LFE, располагается немного слева от центрального громкоговорителя.


Схема расположения surround-мониторов

Какие именно громкоговорители использовать, — зависит от вас, однако рекомендуется использовать модели одного бренда для однородного звучания.

Следующим этап — оптимизация вашего секвенсера (DAW — digital audio workstation) под формат объемного звучания. Каждая программа настраивается немного по-разному, так что поделюсь лишь некоторыми общими советами.
 

  • Добейтесь одинакового уровня звукового давления (SPL) на всех громкоговорителях. Калибровка крайне важна для хороших миксов. Руководствоваться можно таблицей звукорежиссера Роджера Герена.


Таблица калибровки звука
 

  • Уделите должное внимание калибровке сабвуфера. Его уровень должен быть примерно на 10 дБ выше, нежели уровни остальных каналов.
  • Используйте (RTA) при калибровке для более точной настройки.
  • Помните, что канал LFE и просто выход сабвуфера — разные вещи. Вот, как объясняет это компания Dolby.

 

Разница между каналом LFE и выходом сабвуфера в том, что канал LFE используется для передачи дополнительной информации НЧ, в то время как выход сабвуфера представляет собой воспроизведение всей низкочастотной информации, которая может поступать и из других каналов.

 

  • Не стоит экспериментировать с назначением каналов. Следуйте общепринятым нормам: SMPTE/ITU распространен в США и Канаде, а порядок Film — в Европе.


Таблица соответствия обозначений каналов

Переходим к сведению. Такой творческий процесс сложно разбить пошагово, так что выделим основные правила сведения в формате surround.

  • Речь должна находиться в центральном канале. Да, если вам нужно подчеркнуть, что человек вышел из кадра, то нет ничего страшного в том, чтобы отправить какие-то реплики в другие каналы, однако помните, что голос — самый важный компонент в фильме, передающий практически всю смысловую информацию.
  • Сохраните место для речи: контроль частот всех звуков в пределах 2-5 кГц поможет вам улучшить «прозрачность» голосов. Для этого можно использовать обработку типа side-chain, динамическую эквализацию и другие способы. Также не забывайте, что порой четкость голосов не требуется: вспомните, как в какой-либо динамичной сцене блокбастера персонажи буквально перекрикивают друг друга.

Фото: Sayhitobel
Фото: Sayhitobel
 

  • При просмотре фильма слушатели вряд ли будут сидеть в идеальном положении, в каком располагаетесь вы при сведении. Поменяйте позицию, проверив баланс каналов: может, какие-то звуки будут слишком громкие, а какие-то совсем не слышно;
  • Используйте многоканальные ревебераторы для более натуральной передачи акустических условий (такой формат, к примеру, поддерживают плагины Altiverb и Waves IR360).
  • Музыка обычно отправляется на 75% в каналы L и R, и на 25% в LS и RS.
  • Эффекта типа «фоли» (foley) принято направлять в центральный канал.
  • Акцентированные action-эффекты от взрывов, выстрелов и так далее посылайте на передние каналы L и R, а также на 50% на канал LFE.
  • Фоновые шумы располагаются в равном соотношении в передние каналы L и R и LS и RS.
  • Умение работать с объемным звуком крайне важно для звукорежиссера. Surround сейчас встречается буквально на каждом шагу: на телевидении, в сериалах на Netflix, в видеоиграх, в кинотеатрах. С развитием технологии формат стерео вряд ли попадет, однако то, что практически в любом случае звукорежиссерам придется сводить миксы в многоканальных форматах, — очевидный факт. Как видите, это не так сложно.

Источники:

 


Обложка: Ingo Schulz

 

Еще по теме

Фильм про кондитера
10 сладких фильмов про кондитеров
Кто не любит сладкое? Шоколад, пирожные, торты — эти лакомства...
Как это снято: «Веревка»
Драматургия: история преступления, реальное время и макгаффин Кадр из фильма...
фильмы про десантников
10 фильмов про отважных десантников
В вооруженных силах существует множество подразделений. Но чаще всего снимают...
сериалы НТВ 2025
Самые ожидаемые сериалы телеканала НТВ в 2025 году
В 2025 году телеканал НТВ порадует зрителей множеством увлекательных премьер...
7 условий эффективных съемок
Мне довелось поработать на нескольких независимых кинопроектах, организация которых была чересчур...
прогноз на футбол
Прогнозы на футбол: коэффициенты, виды ставок и как выбрать сумму
Прогнозы на футбол давно стали неотъемлемой частью спортивных ставок. Успех...
аниме 2025
10 новых аниме 2025 года
Мир японской анимации готовит для зрителей множество интересных премьер. В...
Как кинематографисту справляться с прокрастинацией
Кинематографистам приходится иметь дело со множеством дедлайнов. Сценарии нужно готовить к определенным...