Как работать со звуком в кино? Опыт Квентина Тарантино
Отсутствие речевого переозвучивания
Квентин Тарантино — сторонник реализма, поэтому в своих проектах он часто отказывается от речевого переозвучивания в студии. Отличная актерская игра и тщательно проработанные тексты превращаются на экране в увлекательные и интересные диалоги, которые уже давно стали визитной карточкой авторского стиля режиссера. С помощью ADR можно исправить ошибки, допущенные при произнесении реплик на съемочной площадке. Многие этим спасаются, однако Квентин точно не любит фразу «на посте исправим».
На съемках фильма «Омерзительная восьмерка» (2015)
Вот, как звукорежиссер Марк Улано ответил на вопрос о количестве перезаписанных реплик для фильма «Омерзительная восьмерка»:
«Ноль. Квентин и я делаем фильмы в течение двадцати лет, и мы ни разу не перезаписали ни одного слова в диалогах фильмов. Ноль. Это звучит странно даже для меня, когда я говорю это вслух, но это правда».
Аналоговый и «живой» звук
Чтобы добиться аутентичной звуковой картины, Квентин давал команде саунд-дизайнеров специальные задания по созданию аналоговых и живых фактур. Специалисты звукового департамента отправлялись в национальные парки, где записывали реверберационные импульсы. Позже саунд-дизайнеры подмешивали их к записям выстрелов и хлопков плетки, что позволяло создавать более объемную звуковую картину.
Вместо использования звуков аудиобиблиотеки мы переосмыслили, как звучат хлопки кнута и звуки выстрелов. Мы отправились в Долину Смерти и национальный парк Сион, чтобы записать импульсы открытых пространств. Мы подбирали время, когда погода была очень пасмурной, что дало нам более отражающий звук в этих каньонах.
Особое внимание к деталям
Помимо особых фактур, Тарантино умело использует аудиоэффекты в работе с деталями. Обычно это крупные планы, которые подчеркиваются несколько утрированными звуками. В то время, как некоторые режиссеры предпочитают осторожно относиться к крупным планам, Квентин Тарантино буквально «кричит» зрителю в уши, что создает определенную динамику, присущую его кинофильмам.
Звук в фильмах Квентина Тарантино
Фактуры звуковых эффектов в фильмах режиссера не только гипертрофированы, но и порой неожиданны. Например, к звуку пролетающих мимо пуль в сценах перестрелок обязательно добавляется свист, а драки и подъезды на крупные планы и вовсе подчеркиваются несколько комичными «вушами».
Работа с музыкой
Любая музыка отлично вписывается в фильмы Тарантино, будь это популярные композиции того времени, в котором происходит действие в картине, или же оригинальная музыка известных композиторов. Также Квентин отлично сочетает музыкальные партитуры и звуковое оформление, что делает картину еще более захватывающей.
Звукорежиссер Уайли Стэйтмэн в одном из интервью рассказал, что его завораживает в работе с Тарантино:
«Квентин смотрит фильм так, как философ видит жизнь. Он умело использует музыкальные партитуры и саунд-дизайн. Квентин знает, как использовать ключевые звуковые моменты так, что они рассказывали истории персонажей. Работа с ним вдохновляет искать новые идеи для воплощения творческих задач».
На съемках фильма «Омерзительная восьмерка» (2015)
Ссылки на классическое кино
Тарантино отлично знает кинематограф, что помогает режиссеру правильно взаимодействовать со звуковым департаментом, когда требуются определенные референсы. Это легко увидеть и по визуальным цитатам, которые Квентин смело внедряет в свои фильмы.
«Квентин научил меня ценить исторические ссылки на кино. Он часто приводил в пример фильмы, которыми он был впечатлен с точки зрения звука. Для «Убить Билла», например, мы пересматривали фильмы Гонконга. А во время работы над «Грайндхаусом» он однажды сослался на трейлер, который видел около тридцати лет назад, и он тогда сильно впечатлил Квентина. Уже на следующий день прибыл небольшой рулон 35-миллиметровой пленки, и у нас была возможность посмотреть оригинальный трейлер «Экзорциста» Уильяма Фридкина 1973 года. Он послужил отличным референсом для создания объемного звука.
У каждого фильма Квентина есть история, которая связана с его увлечением кинематографом. Квентин лично подбирает «кинематографическую семью» на каждом проекте. Его продюсеры и руководители отделов всегда являются частью его самых надежных активов. Команда производства и монтажеры всегда заполнены умными, преданными, традиционными и не очень традиционными, талантливыми людьми. Квентин — движущая сила, которая вдохновляет всех».
Лучшие цитаты классики кино в фильмах Тарантино
Доверие к команде
Несмотря на пристальное внимание к каждому элементу своего проекта, Квентин также дает свободу звуковому департаменту. Хотя свои обязанности режиссер не перекладывает ни на кого и усердно работает до тех пор, пока его задача не будет полностью выполнена.
Одна из замечательных вещей в работе с Квентином состоит в том, что он даже не запускает пре-продакшн до тех пор, пока не получит окончательный сценарий. Он может работать год, у него может быть черновик, но наступит момент, когда я получаю финальный проект с рукописной обложкой. Вот тогда проект по-настоящему начинается.
Затем я связываюсь с Квентином и рассказываю свою эмоциональную реакцию и мои чувства к работе, а потом мы встречаемся все вместе и обсуждаем творческие цели. В этом разговоре нет иерархии, это просто творческое партнерство.
Новый фильм Квентина Тарантино в нашей стране выйдет выйдет 8-го августа. По слухам «Однажды в Голливуде» может стать предпоследним фильмом режиссера. Будем надеяться, что фирменный стиль Квентина «прозвучит» и здесь.
Трейлер фильма «Однажды в… Голливуде» (2019)
Обложка: режиссер Квентин Тарантино / Фото: Armando Gallo / Zuma / TASS